«Торговые центры немного опустели»: как челнинский бизнес справляется с мобилизацией

Пообщались с предпринимателями о настроении в коллективах и размерах выручки.
Пообщались с предпринимателями о настроении в коллективах и размерах выручки.

Иногда кажется, что бизнес в нашей стране обречен на бесконечные мучения и превозмогания. За последние 14 лет предприниматели столкнулись с кризисом 2008-го, последствиями освобождения Крыма в 2014-м, самоизоляцией в 2020-м, вызванной пандемией, массовым оттоком иностранных компаний в феврале и частичной мобилизацией в сентябре 2022-го. 

Кризис конца нулевых обрушил экономику Набережных Челнов на почти 55%. «Крымские» санкции сделали бюджет города еще более дефицитным, что вынуждены были признать на совместном заседании комиссий по экономической политике, бюджету и по образованию, культуре, национальным вопросам в 2014 году, а пандемия косой прошлась по малому и среднему бизнесу. Очевидно, что частичная мобилизация не пройдет мимо Челнов и их предпринимателей. По самым скромным подсчетам от исполкома, на данный момент в армию призвано около 1200 челнинцев — мужчин здорового возраста. В теории, это заметная оплеуха экономике и бизнесу. Мы обратились за комментарием к предпринимателям Челнов, чтобы узнать, как они в текущих реалиях ведут работу и с каким последствиями столкнулись.

«Проблема с персоналом с 2020 года в общепите»

Одним из наиболее страдающих секторов бизнеса в Челнах можно с полной уверенностью назвать общепит. Пандемия серьезно проредила ряды всевозможных кафе и ресторанов. Чтобы выжить, многим пришлось идти на различные ухищрения. Самые прозорливые и пробивные предприниматели в период самоизоляции организовывали доставку прямо к дверям своих клиентов. Некоторые начинали работать из подполы — тайно и по индивидуальным приглашениям впуская гостей в свои стены. Многие челнинцы, пожалуй, помнят, как часть баров города пускала посетителей только через черный вход, пытаясь и заработать, и избежать наказания от Роспотребнадзора.

Но повезло не всем. Многие в общепите не выдержали нагрузки, падения выручки (у многих она упала почти вдвое, если не больше) и постоянных штрафов от надзорных органов и были вынуждены были закрыться. Более 1600 юридических лиц закрылись в Челнах в период пандемии, о чем в начале 2022 года рассказала начальник ИФНС города Диана Сагетдинова. Но, как показал диалог с представителями общепита, мобилизация не так сильно навредила их бизнесу. 

«Торговые центры немного опустели»: как челнинский бизнес справляется с мобилизацией

Руководитель одной из крупнейших кофейных сетей Coffee Like в Челнах, Ренат Идиятуллин, считает, что пока рано судить о возможных последствиях для бизнеса и заметных негативных тенденций для выручки пока не видно. Большая часть работников их кофейни — женщины, что позволило им избежать потери ценных кадров из-за мобилизации.

— Никак мобилизация пока что не сказалась — у нас в основном девушки работают. О падении выручки пока что рано говорить, последствий никаких еще не заметили, — сообщил KazanFirst предприниматель.

В японском кафе напротив мэрии Chojo ситуация схожая — там работали в основном представительницы прекрасного пола, которым пока что не светит отправка в зону боевых действий. Но пусть и напрямую армейский призыв не коснулся сотрудниц общепита, в некоторой степени он повлиял и на их жизни: у многих были мобилизованы близкие или знакомые. Настроение в коллективе оставляет желать лучшего, считает руководитель кафе.

— По началу все было совсем плохо, все ходили подавленные. Многим непонятно, что будет дальше, что планировать на будущее. Мы пережили пандемию, а сейчас совсем другая история — тут даже сроков никаких нет. Сколько это продлится? К чему нам готовиться? — сетует ресторатор. 

Намного положительнее положение дел обстоит в сети Beanhearts. По словам представителя кофейни, пока что у них был мобилизован всего один сотрудник, но на его место очень быстро нашли нового стажера. Влияет и то, что большинство мужчин в коллективе не служили.

— Торговые центры немного опустели, особенно в первые дни мобилизации. В ТЦ было мало народу. Мы с продавцами оттуда общаемся: все как один говорят, что люди стали ходить реже. Ближе к выходным, клиенты вновь появляются, — рассказал собеседник KazanFirst. — А вот по понедельникам падение посещаемости.

«Торговые центры немного опустели, особенно в первые дни мобилизации»: как челнинский бизнес справляется с мобилизацией

По сравнению с Chojo, сотрудники кафе куда положительнее смотрят на происходящее вокруг, не поддаются унынию и тревожным настроениям. В основном  в Beanhearts работает молодежь: девушки, студенты или те, кто избежал срочной службы — та прослойка населения, кому на текущем этапе мобилизация не грозит. Основная проблема с дефицитом кадров тянется еще со времен пандемии.

— Они не думают об этом, не углубляются. Им не интересно это, они не разбираются, у них это все проходит легче, чем у других, — считает представитель кофейни. — Если до пандемии люди стояли в очереди на трудоустройство к нам, то после многие переквалифицировались и ушли в другие сферы. Проблема с персоналом с 2020 года в общепите всегда, она есть и не связана с мобилизацией. В наше время, когда мы начинали работать, не было возможности работать в интернете, молодежь сейчас там: в «тиктоках», «инстраграмах» (принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией в РФ — ред.), в айти. Там проще, чем работать по 12 часов в общепите.

«На долю бизнеса периодически выпадают разные испытания»

Ранее на сборе вещей для мобилизованных, корреспондент KazanFirst обсудил данную проблему с предпринимателями Челнов. Один из них Руслан Нигматулин, гендиректор группы компаний «Далини», председатель Набережночелнинского отделения «Партии Роста», депутат городского совета, согласился, что на данный момент в автограде нарастает проблема дефицита кадров, что связано с частичной мобилизацией. Квалифицированные специалисты вынуждены оставлять рабочие места из-за призыва.

Бизнесмен отмечает, что ситуация сложная. Постепенный уход иностранных компаний, с одной стороны, освободил место на рынке для российского предпринимателя. С другой — увеличил потребность в специалистах, поскольку у отечественных компаний гораздо ниже уровень автоматизации. Мобилизация и эмиграция могут негативно сказаться на процессе импортозамещения. Но бизнес, как это обычно и бывает, сумеет адаптироваться к неблагоприятным условиям.

— Я считаю, все происходящее окажет влияние на бизнес, но до массового закрытия не дойдет. Сейчас будет спад небольшой у тех, кто и так плохо себя чувствовал. Кто брал кредиты не для развития, а для выживания — им будет непросто. А у остальных может быть определенное снижение прибыли, — заявил в свое время Нигматулин. – Уверен, это не навсегда. Все были шокированы пандемией, когда она началась. Думали, что весь бизнес умрет, все закроются, перестанут покупать товары. Ничего — выжили. Я знаю предприятия, которые сейчас не оставляют планы на будущее. Кто-то где-то притормозил, а в целом все ждут стабилизации ситуации с мобилизацией. 

«Торговые центры немного опустели»: как челнинский бизнес справляется с мобилизацией

Схожую позицию поддерживает и руководитель строительно-монтажной организации «Актив-НЧ» Фларид Сафин, из компании которого военкомат забрал двух работников. Контакт с ними был приостановлен, но им и их семьям предприниматель окажет всевозможную поддержку на время службы.

— На долю бизнеса периодически выпадают разные испытания. Большой дефицит кадров проявляется, специалистов не хватает. Лично в моей компании уже уехало двое. С ними — пришлось, к сожалению — договоры расторгли, но поддержку им и их семьям оказываем. Сейчас трудно сказать, как будет развиваться экономика — информации мало. Но, думаю, нам удастся адаптироваться, — заявил бизнесмен.


Читайте также: «Когда началась мобилизация, захотелось помочь резервистам. Люди откликнулись — принесли много вещей, прислали деньги»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: