«Не завысить тарифы, а создать понятные правила игры»: депутаты Госсовета просят доработать «мусорную реформу»

Изменения должны предотвратить образование несанкционированных свалок
Изменения должны предотвратить образование несанкционированных свалок, возложить
на регоператоров ответственность за содержание контейнерных площадок и
регламентировать вывоз жидких отходов из домов, не подключенных к
централизованной системе водоотведения.

Мусорная реформа пока не дает ожидаемых результатов – принятая в 2019 году, она продолжает вызывать вопросы у граждан и недовольство бизнеса. Задач по сохранению экологии также достичь пока не удалось – количество несанкционированных свалок не стало меньше, да и контроль над переработкой самих отходов не регламентирован, поскольку то, что происходит с мусором после того, как он оказывается на контейнерной площадке, проконтролировать действия региональных операторов почти невозможно. 

Своеобразной «работой над ошибками» стал законопроект о внесении изменений в федеральный закон об отходах производства и потребления, который рассмотрели на заседании Госсовета Татарстана.

— Данные инициативы — определенные итоги деятельности рабочей группы по мониторингу реализации «мусорной реформы» — учет самой широкой палитры проблем и предложений, максимально широкий взгляд на состояние реформы ТКО потребовал не самых стандартных решений и площадок обсуждения, — рассказал председатель Комитета по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин.

Госсовет Татарстана выносил вопрос обращения с отходами на обсуждение в рамках Ассоциации законодателей Поволжья и получил поддержку президента республики Рустама Минниханова. Это, по словам Тыгина, и стало «отправной точкой» законодательных инициатив и предложений татарстанского парламента. 

Докладчик пояснил, что в рамках инициативы планируется дополнить федеральный закон об отходах строительными и зелеными отходами, а также ввести специальную правовую норму регулирования собственности твердых коммунальных отходов. 

— На наш взгляд, уточнение института собственности позволит сформировать более полноценную предпринимательскую среду и повысит эффективность тарифного регулирования. Мы также не должны забывать о конечных национальных целях реформы до 2030 года — формирование культуры 100% сортировки и обработки, 50% захоронения, энергетической утилизации и переработки вторичных ресурсов, —  напомнил депутат.

Вопросы содержания контейнерных площадок должны быть в зоне ответственности муниципалитетов, а не регоператоров

Тыгин добавил, что на муниципальном уровне актуальным остается вопрос содержания контейнерных площадок. Дело в том, что вопросы обустройства и содержания контейнерных площадок сейчас находятся в зоне ответственности собственника земельного участка – фактически, муниципалитет, в  бюджет которого просто не заложены вопросы регулирования отходов. До 2019 года закон определял роль муниципалитетов как «участие в организации деятельности по обращению с ТКО». Согласно инициативе, законопроект приведет эту норму в соответствие с вопросами местного значения, а создание и содержание площадок возложить на регоператоров.

Тыгин привел данные экологических служб, согласно которым до 80% морфологии несанкционированных свалок состоит из строительных и ремонтных отходов – это происходит, потому что обращение с такими отходами не регулируется законом. У субъектов нет полномочий на самостоятельное установление правил также нет. В результате получается, что ответственность за образование несанкционированных свалок никто не несет.

«Не завысить тарифы, а создать понятные правила игры»: депутаты Госсовета попросят Правительство РФ доработать «мусорную реформу»

— В целях вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот, исключения условий для образования несанкционированных свалок законопроектом предлагается выделить их в отдельную группу, с определением порядка на региональном уровне, — пояснил председатель Комитета.

Еще одна «больная» тема — вопрос нормативов накопления ТКО. Как пояснил Тыгин, регионы сталкиваются с судебными решениями по отмене нормативов накоплений ТКО.

— Нормативы устанавливаются профессиональными организациями, имеющими лицензию. Отдельные споры с региональным оператором переходят в судебную плоскость, принимают решения об отмене. Соответственно, в этот период часть предприятий, образующих отходы, имеет возможность не оплачивать данную услугу. Мы считаем, что необходимо на федеральном уровне утвердить временно заменяющие нормативы, которые регионы могут применять в судебный период, — заявил докладчик.

Володина и Мишустина попросят урегулировать вопрос обращения с ЖБО

В ближайшее время также будет направлено Обращение Государственного Совета к Председателю Государственной Думы ФС РФ Вячеславу Володину и Председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину о необходимости совершенствования правового регулирования обращения с жидкими бытовыми отходами.

Тыгин заметил, что вопрос обращения ЖБО затрагивает не только городской сектор, но и одноэтажные и малоэтажные дома. В настоящее время закон не регулирует обращения с жидкими отходами домов, не подключенных к централизованной системе водоотведения. По словам Тыгина, только 65% жилого фонда России оборудовано централизованной канализацией. В сельских населенных пунктах этот показатель всего 18%. И хоть в Татарстане показатели чуть выше среднероссийских, основная часть сельских территорий не обеспечена центральной системой водоотведения.

— Сбор и вывоз жидких отходов с территорий малоэтажной застройки без централизованной системы водоотведения осуществляется специализированным транспортом. При этом регулирование тарифов на такие, по сути, коммунальные услуги не предусмотрено, — подчеркнул депутат.

Спикер обратил внимание, что проблема усугубляется ежегодным ростом ввода индивидуального жилья. Он привел данные, согласно которым в республике в последние годы дополнительно появляется около 15 тысяч объектов ИЖС.

— Это прекрасно, что наши сограждане улучшают свой уровень жизни, но вы представляете каков уровень роста воздействия на окружающую среду? — обратился к парламенту Тыгин.

«Не завысить тарифы, а создать понятные правила игры»: депутаты Госсовета попросят Правительство РФ доработать «мусорную реформу»

В связи с этим Госсовет подготовил обращение руководителям Госдумы и правительства России. В частности, депутаты просят законодательно урегулировать обращение с ЖБО. Оно касается формирования полноценного цикла обращения с жидкими отходами – тарификация, транспортировка, очистка, утилизация. Кроме того, депутаты просят ввести государственное регулирование тарифов на услуги нецентрализованной системы водоотведения. 

— Данное обращение поддержано профильными министерствами и ведомствами республики, — отметил председатель комитета, — также поступили детализированные предложения от Минэкологии (определение регоператора, лицензирование спецтранспорта), которые будут нами учтены в рамках дальнейшей работы на федеральном уровне, — сообщил председатель Комитета.

Законодательная инициатива, которую единогласно поддержали депутаты Госсовета, направят в Госдуму РФ. Кроме того, документ направят в правительство РФ для получения официальной позиции органов исполнительной власти.

— Нам нужно получить официальную позицию федерального правительства на предлагаемый нами пакет документов. Далее мы готовы продолжить работу с учетом возможных замечаний и предложений, а они, я уверен, будут, — подчеркнул Александр Тыгин.

Добиться «арифметической прозрачности» тарифов

Позже, на пресс-конференции с журналистами Тыгин с сожалением заметил, что время, которое можно было потратить на усовершенствование закона об обращении с жидкими отходами, упущено.

— Нам кажется, что наша страна огромная, богатая, можно мусорить и позволить и позволить себе сливать [отходы] в выгребные ямы, подземные воды. Но нельзя, безнаказанно это все не произойдет. Поэтому мы намерены заняться этим дальше, — заявил Тыгин, добавив, что дальнейшая работа будет проводиться уже в связке с депутатами Госдумы.

Как пояснил Тыгин, главная цель авторов инициативы – это добиться «арифметической прозрачности» тарифов. Имеющаяся законодательная база, по его словам, позволяет региональным операторам не показывать от 30 до 90% этих тарифов в виде транспортных услуг. Он также добавил, что привлеченные эксперты видят инвестиционный потенциал в виде сумм, которые станут прозрачными, и которые можно будет направить на строительство и оснащение контейнерных площадок.

«Не завысить тарифы, а создать понятные правила игры»: депутаты Госсовета попросят Правительство РФ доработать «мусорную реформу»

Присутствовавший на пресс-конференции член Комитета Государственной Думы по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, член фракции «Единая Россия» Марат Нуриев сообщил, что пакет предложения Татарстана после направления Мишустину будет обсуждаться в профильных министерствах и ведомствах. После этого интересанты нужно будет дождаться заключения экспертов – его интересанты планируют получит через 1-1,5 месяца. После этого законопроект доработают и внесут на рассмотрение Госдумы.

Он также пояснил, что согласно действующему закону, за состояние контейнерной площадки отвечает собственник земли, на которой он расположен – обычно это муниципалитет или управляющая организация.

— Получается, что региональные операторы приезжают на своей машине, загружают мусор, и согласно действующему закону, он должен за собой подмести и убраться. Но он этого не делает и делать не будет, потому что за это его не накажут. После него приходят контролирующие органы и наказывают собственника контейнерной площадки, — рассказал Нуриев о причинах, почему регоператоры не несут ответственности за чистоту.

Навести порядок в сфере обращения с ЖБО и привести их к единому стандарту

Также пока не регулируется то, насколько правильно утилизируются жидкие бытовые отходы. Касательно жидких отходов – это свобода в выборе места для слива отходов.

— Получается, что один нанял машину за 5 тысяч рублей, а другой за 10 тысяч рублей. Почему у второго так дорого? Он сливает туда, где положено, он имеет лицензию, и это дороже обходится. А первый сливает в овраг, пруд или еще куда-то, — привел пример Нуриев.

Такое поведение серьезно вредит окружающей среде. Пока ситуация не стала непоправимой, подход к вывозу жидких отходов необходимо менять.

Тыгин, в свою очередь, пояснил, что  объективно ситуация уже ухудшилась – об этом говорят данные экологического мониторинга. Государство, тем временем, не участвует в регулировании сбора отходов: оно не регулирует ни формирование тарифов, ни деятельность регоператоров.

— Что это за ассенизаторская машина, куда она едет, какая у нее нагрузка на ось? Поэтому мы говорим о том, чтобы сформироавть на этом правила. Правила в первую очередь для достижения социального баланса, — рассуждал парламентарий.

«Не завысить тарифы, а создать понятные правила игры»: депутаты Госсовета попросят Правительство РФ доработать «мусорную реформу»

Он подчеркнул, что тарифы должны оставаться доступными для населения. По его словам, семья, живующая в доме, не подключенном к централизованной системе водоотведения, должна тратить минимум 5 тысяч только на вывоз ЖБО. Вместе с оплатой на газ, электричество, содержание дорог, выйдет 15 тысяч.

— В этой сфере этой отношений нужно навести порядок, привести их к стандарту всех коммунальных отношений: публичный договор, понятные цены, понятно с кем, и ключевое – он (регоператор – Ред.) должен 100% слить [отходы] в систему очистки водоканала, — сказал Тыгин.

Как и мусоровозы, ассенизаторские машины нужно завести в систему «Глонасс», где отслеживается маршрут и перемещения каждой машины. Депутат уверен — сбрасываться и перерабатываться ЖБО должны исключительно в специальных очистных сооружениях, которые строятся в городах и районных центрах.

— Цель — не завысить тарифы, а создать понятные правила игры, — заключил Тыгин.


Читайте также: Лоббисты регоператороа пытаются найти еще один законный способ обчистить потребителей


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *