«Зарядная инфраструктура необходима, причем во все большем количестве»: как в Татарстане строят «заправки» для электрокаров

Финансирование по программе развития зарядной инфраструктуры для электромобилей в Татарстане увеличили на 55
Финансирование по программе развития зарядной инфраструктуры для электромобилей
в Татарстане увеличили на 55,2 миллиона рублей. О том, какие изменения произошли
на рынке, — в материале KazanFirst.

Финансирование госпрограммы «Развитие зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями в РТ» увеличили с 267,4 миллиона рублей до 322,6 миллиона. Также сообщается, что теперь к 2024 году на территории Татарстана будет не менее 194 объектов зарядной инфраструктуры, хотя ранее было обозначено минимум 174. 95 новых электрозарядных станций введут уже в этом году. Согласно документу, средства на строительство ЭЗС выделят из федерального бюджета.

Напомним, что Татарстан вошел в число восьми пилотных регионов, получивших субсидию Минэкономразвития РФ на развитие инфраструктуры зарядных станций. Правительство РФ компенсирует производителю ЭЗС 60% затрат на установку отечественной станции и 30% на ее присоединение. 

Кто строит зарядные станции? 

В Татарстане зарядные станции производят компании ООО «Промэнерго» и ООО «Управляющая компания «Энергоразвитие» на базе Зеленодольского электротехнического завода. Помимо татарстанских производителей станции с высокой степенью локализации в России производят еще пять компаний: ООО «Парус электро» (Москва), АО ГРПЗ, рязанский бренд «Фора» (концерн «Радиоэлектронные технологии»), ООО «Юпитер», «Яблочков» (Санкт-Петербург), ООО «ЗНГА Анодъ» (Пермь) и НПП «Энергия» (Москва).

По словам главного конструктора — руководителя проекта «E-prom» («Промэнерго») Владимира Рябова, в течение этого года компания, как один из крупнейших производителей зарядных станций, работала в первую очередь над своими решениями, которые способны заменить западные технологии: это контроллеры с собственным программным обеспечением, поддерживающие четыре стандарта заряда электромобилей. 

– Результатом этих работ было заключение Торгово-промышленной палаты о признании нас Российским производителем зарядных станций с локализацией, достаточной для участия в Федеральной программе по развитию зарядной инфраструктуры, – сообщил Рябов.

«Зарядная инфраструктура необходима, причем во все большем количестве»: как в Татарстане строят «заправки» для электрокаров

На данный момент в компании полностью перешли на свои разработки железа и ПО. Весь производственный цикл выполняется на собственном производстве.

Для создания инфраструктуры мало просто построить электрозарядную станцию – нужно создать программное обеспечение, чтобы она заряжала электромобиль. Первыми в Татарстане такое программное обеспечение разработали в компании «Электрифлай» – их штаб-квартира находится в Иннополисе. Они разработали программное обеспечение, которое дает возможность управлять электрозарядной станцией через мобильное приложение. С помощью него водитель дает команду подключения к зарядной станции, подключает кабель к разъему на борту электромобиля, и зарядка начинается. Это программное обеспечение нужно, чтобы устройство зарядной станции не вступало в конфликт с ПО электромобиля. В республике на ПО «Электрифлай» работает 25 зарядных станций.

Почему субсидия интересна производителям?

Генеральный директор «Электрифлай» Ленар Кашапов заметил, что обеспечение электрозарядной инфраструктуры – не первоочередная задача государства, но, тем не менее, оно эту программу развивает и поддерживает. Одним из толчков развития рынка стала программа субсидирования, которая позволяет производителям ЭЗС возвращать часть инвестиций, вложенных в строительство. 

Эксперт считает, что если сравнить сумму, которую государство собирается направить на развитие инфраструктуры, и количество новых станций, то она вполне сопоставима с суммой, которую выделяют на субсидии. На строительство одной станции необходимо 1,1 млн рублей, из которых 60% можно вернуть. 

«Зарядная инфраструктура необходима, причем во все большем количестве»: как в Татарстане строят «заправки» для электрокаров

– Так как дается возможность получения субсидии, получается, что затраты возмещает государство. Поэтому грех не воспользоваться программой в первый год, пока еще не внесено никаких изменений, – рассуждал Кашапов.

Он подчеркнул, что субсидируются государством исключительно электростанции отечественного производства. Поэтому в течение года все производители зарядных станций постарались добиться включения в реестр отечественных производителей министерством промышленности и торговли. Одна из этих компаний – татарстанское «Промэнерго». По словам Кашапова, мощности завода-производителя загружены на 100%.

Еще один важный момент заключается в том, что государство субсидирует только строительство «быстрых» зарядок, которые стоят более 3 миллионов. Но зарядить электрокар на такой ЭЗС можно всего за час. Альтернатива им — «медленные» зарядки, которые заряжают автомобиль в несколько раз дольше, но и стоят порядка 50 тысяч рублей. Однако из-за того, что проверенные производители задействовали все свои мощности на производство быстрых зарядок, медленные станции отечественного производства сложно найти в продаже. 

Насколько рынок электрозарядной инфраструктуры импортозависим?

Процесс импортозамещения на рынке электрокаров идет достаточно активно. Американский сервис, на котором была собрана информация о электрозарядных станциях, перестал работать в России, но вместо него появилась отечественная платформа 2charges, объединившая российских владельцев электрокаров. Как заметил Кашапов, сейчас 2charges показывает около 5 тысяч зарядных станций в России.

– Практически все иностранные производители ушли с российского рынка. Это вызвало трудности с некоторыми моделями зарядных станций, которые теперь не получают новую прошивку и работают нестабильно. Но у отечественных производителей эта проблема не возникнет, так как отечественное программное обеспечение стабильно получает обновления, – заверил эксперт. 

Еще одним новшеством рынка стало появление китайского национального стандарта электрозарядных станций GB/T. В России электростанций этого стандарта было ничтожно мало, но в текущих условиях он стал основным коннектором для зарядных станций. Как пояснил Кашапов, производители зарядных станций реагируют на изменения быстро. 

– Количество электромобилей не уменьшилось ни весной, ни осенью. Они как завозились, так и завозятся. Но – бэушные. А из новых – только отечественные электромобили, – ответил Кашапов на вопрос о поставках электрокаров на российский рынок.

Генеральный директор группы компаний «Эттон» Ефим Климов признал, что, несмотря на расширение локализации производства зарядных станций в нашей стране, основной компонент станции — контроллер — остается импортным. По словам эксперта, в России его не производят.

«Зарядная инфраструктура необходима, причем во все большем количестве»: как в Татарстане строят «заправки» для электрокаров

– На программную составляющую электрозарядных станций санкции и экономические процессы не повлияли. Связано это с тем, что создатели электрозарядных станций и разработчики ПО работают по единому международному стандарту – OCPP протоколу. Это открытый протокол зарядной станции, Open Charge Point Protocol. Он используется всеми разработчиками мира для того, чтобы зарядные станции и системы управления любого производителя могли обмениваться информацией и управлять процессами, – пояснил Климов.

По мнению эксперта, электротранспорт станет популярным только том случае, когда владельцы электромобилей начнут рассказывать о преимуществах и забудут о сложностях. Немаловажным фактором, влияющим на востребованность электромобилей среди широких слоев населения, Климов считает доступную цену транспортного средства, низкие расходы на обслуживание и доступность инфраструктуры. 

– Именно на выполнение последнего пункта и нацелена Республиканская программа развития зарядной инфраструктуры. Перспектива увеличения количества не появится до тех пор, пока все обозначенные факторы не будут выполняться, – подчеркнул эксперт.

«Увеличение числа электромобилей скажется на экологии»

Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов напомнил, что электромобили в стране намерены производить многие автоконцерны, так что зарядная инфраструктура необходима, причем во все большем количестве. Из последних сообщений о производстве электромобилей  эксперт выделил сообщение компании «Моторинвест» о запуске производства электрокроссовера Evolute i-JOY. Завод, который намерен выпускать автомобили «Москвич», сообщил, что, наряду с традиционными моделями, он будет выпускать и электромобили. Компании «Кама» и КАМАЗ намерены выпускать электромобили под брендом «Атом», а компания «Электромобили мануфэкчуринг рус» – электрогрузовики. И это лишь часть примеров, показывающих, что производство электромобилей в стране постепенно расширяется и будет становиться больше: по оптимистичному сценарию Минпромторга РФ, к 2030 году электромобили будут составлять 15% рынка. Естественно, потребуется и зарядная инфраструктура для них.

– По словам заместителя председателя правительства России – главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, к 2024 году в России планируется запуск в эксплуатацию не менее 9,4 тысячи зарядных станций, из которых почти 3 тысяч штук – быстрые зарядные станции, которые полностью заряжают автомобиль за 20 минут. Увеличение числа электромобилей скажется на экологии, позволит сократить вредные выбросы от автомобильного транспорта, что отразится на здоровье людей, – резюмировал Баранов.

Все условия созданы, осталось снабдить автосалоны доступными электромобилями

Представитель АНО по развитию инфраструктуры для электромобилей «Рестарт» Рустем Галимзянов напомнил, что изменения в госпрограмму еще не внесены, так как они не утверждены постановлением Кабмина РТ, поэтому рассуждать о них будет можно, когда они вступят в силу. Пока же они существуют в виде предложений, которые направлены на согласование в установленном порядке.

– Действительно, предложено дополнить программу дополнительной установкой станций в Республике Татарстан по программе субсидирования Минэкономразвития РФ на 2023 год. Мы ожидаем дополнительно 20 станций, и сейчас обсуждаются места их установки. Мы, как представители общественности и электромобилистов, ведем сбор предложений от реальных пользователей — где было бы удобно их разместить, далее направим предложения в Минпромторг РТ. Считаем, что установить эти станции необходимо на трассах федерального и регионального значения, потому что критически важно обеспечить возможности подзарядки при перемещениях на дальние расстояния. В городах, у себя дома, собственники электромобилей, как правило, решают вопрос зарядки самостоятельно и часто даже до того, как купить себе электроавто, организуют их у себя в частном доме, во дворе, в офисе и так далее, – рассказал Галимзянов.

Если быстрые ЭЗС нужны на трассах, то медленные необходимо ставить в жилых комплексах, чтобы люди, которые проживают в многоквартирных домах, могли зарядиться ночью, во время минимальных нагрузок, и тем самым сгладить режимы электропотребления. 

Согласно постановлению Кабмина РТ не менее 5% парковочных мест в строящихся жилых комплексах рекомендовано отводить под специальные места для электромобилей. Собеседник считает, что это очень серьезное решение, которое поможет людям развеять сомнения о покупке гаджета на колесах и заметно продвинет нас вперед в части понимания и популяризации электротранспорта. 

«Зарядная инфраструктура необходима, причем во все большем количестве»: как в Татарстане строят «заправки» для электрокаров

По словам эксперта, рабочая группа по вопросам развития электрозарядной инфраструктуры, в которую входит АНО «Рестарт», провела серьезную работу за прошедший год. Татарстан стал одним из пилотных регионов, и мы получили квоту на установку 95 зарядных станций в республике. Работа проделана колоссальная, и остались последние штрихи — завершается установка дорожных знаков, оповещающих водителей о наличии электрозарядных станций и запрещающих стоянку автомобилям с ДВС. Идет отладка работы мобильного приложения и самого железа, в чем сильно помогают пользователи электромобилей своими отзывами. Трудностей и проблем еще остается много, но этими «детскими болезнями», которые неизбежны для любого стартапа, необходимо переболеть, это выявляет узкие места и позволит улучшить инфраструктуру и клиентоориентированность. 

Теперь после того, как вопрос с зарядной инфраструктурой решен, главной проблемой эксперт считает недостаток качественных и недорогих электромобилей у официальных дилеров. 

– Если раньше препятствием для покупки электромобилей было недостаточное количество зарядных станций, а станции не ставили, потому что не было электромобилей, то сейчас этот порочный круг разорван и главная задача – это организовать продажу достойных электромобилей по доступным ценам, с условиями гарантии и надлежащим уровнем технического сервисного обслуживания, – заметил Галимзянов.

Первая ласточка появилась — в Казани на улице Тукая заработал официальный дилер российской марки Evolute, которую собирают в Липецке. Стоимость модели I-Pro составляет 2 990 000 рублей, а I-Joy, который обещают привезти в автосалон в начале декабря, стоит 3,5 млн рублей. Даже с учетом субсидии в 35% (но не более 925 тысяч рублей), предоставляемой правительством при покупке этого электромобиля в кредит, стоимость достаточно высокая — 2 065 000 за аскетичный седан I-pro. 

Что касается иномарок – электромобили, представленные на рынке, в основном премиум-класса и имеют соответствующий ценник. Однако шаги в этом направлении уже делаются. В Казани начали появляться автосалоны, которые стали продавать электромобили по параллельному импорту. Это автосалон Volvo cars, автоцентр «Энергоразвитие» на улице Журналистов. В качестве варианта по соотношению цена-качество для покупки можно рассмотреть Volkswagen ID.4, а также китайские модели бренда BYD.

«Зарядная инфраструктура необходима, причем во все большем количестве»: как в Татарстане строят «заправки» для электрокаров

– Если на рынке появятся машины за более доступную стоимость, это, конечно, даст толчок развитию, – добавил собеседник.

Спикер заметил, что несмотря на то, что электромобили все еще считаются экзотикой, татарстанский парк электрокаров ежегодно увеличивается в несколько раз, и это видно по статистике ГИБДД. 

– В конце 2020 года у нас было зарегистрировано 80 электромобилей, на конец 2022 уже было 304, по нашим подсчетам, сейчас их количество приближается к тысяче. Те станции, которые сейчас устанавливает «Сетевая компания», пользуются очень большим спросом. Мы получаем очень много откликов, вопросов, комментариев, которые мы перенаправляем производителям оборудования. Предлагаем, что улучшить в  работе технической поддержки. Я уверен, что электрозарядные станции будут пользоваться спросом и их необходимо строить больше, а Республика Татарстан станет флагманом в успешной реализации инновационных технологий, – резюмировал эксперт.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *