В российском ИТ-бизнесе наметился тренд на креативные индустрии

В Казани прошел Startup Tour. Главной темой дискуссии форума стал коннект технологического предпринимательства и креативных индустрий. О том
В Казани прошел Startup Tour. Главной темой дискуссии форума стал коннект
технологического предпринимательства и креативных индустрий. О том, почему ни
один стартап не может обойтись без людей творческих профессий в команде, и как в
60-е годы в столице Татарстана зародилось медиаискусство — в материале
KazanFirst.

Startup Tour впервые прошел в казанском ИТ-парке имени Башира Рамеева. В этом году на конкурс в Казани было подано 103 заявки, из которых 20 прошли в полуфинал. Для сравнения – в 2022 году число желающих принять участие технологических предпринимателей не достигало и сотни.

Коллаборация технических предпринимателей и креативных индустрий 

Министр цифрового развития и государственного управления, информационных технологий и связи республики Татарстан Айрат Хайруллин обратил внимание, что по представленным на выставке проектам заметен растущий интерес к креативным индустриям. ИТ-технологии разносторонни и распространяются на различные сферы бизнеса.

– Мы видим, как сильно растет индустрия генеративного искусства, видим, как технологии меняют существующие индустрии. Мы считаем, что Татарстан – это не только только точка сборки, где развиваются ИТ, мы даем возможность молодым ребятам, студентам и профессионалам проявить себя во всей красе, – сказал руководитель ведомства и пожелал участникам провести время с пользой.

Вице-президент по региональному и международному развитию, управляющий директор Фонда «Сколково» Юрий Сапрыкин заметил, что за последние годы у представителей фонда завязались не только деловые, но и дружеские отношения с Татарстаном. Он добавил, что с каждым годом в России становится все больше людей, которые занимаются информационными технологиями, и запрос на новую инфраструктуру не ослабевает. 

По словам спикера, задача стартап-тура заключается в том, чтобы привлечь в ИТ людей, занятых в сфере креативных профессий. 

– Мы ставили задачу, чтобы люди, которые работают в креативных индустриях, встречались с технологическими предпринимателями и делали принципиально новый бизнес. Да, наверное, это много решений в сфере B2C (ИТ-решения для бизнеса – Ред.), которые в первом приближении вообще не выглядят сферой ИТ, такие как арт, например. Но сегодня мы видим решения, которые позволяют дать новую жизнь художникам. Это очень отрадно. Хотел бы пожелать тем людям, которые сегодня пришли на стартап-тур, а я подозреваю, что это люди из технологической сферы и сферы креативных индустрий, чтобы нашли друг друга, попытались поговорить на одном языке, потому что такая синергия дает принципиальное новое качество продукта, – сказал Сапрыкин.

Решения на стыке технологии и креатива – это перспективное направление ИТ, уверен управляющий директор фонда «Сколково». Именно эти проекты создают принципиально новые продукты, а не просто импортозамещают уже существующие.

Глава Ассоциации содействия цифрового развития республики Татарстан Рифкат Минниханов напомнил, что вопрос стартапов прописан в стратегических инициативах правительства РФ отдельным пунктом, в виде платформы студенческого технологического предпринимательства. Но, несмотря на то, то выиграв конкурс студенты вузов могли получить 1 млн рублей на реализацию стартап-проекта, не всем победителям хватало предпринимательских компетенций, чтобы продвинуть свое решение дальше начального этапа.

Сила искусства: В российском ИТ-бизнесе наметился тренд на креативные индустрии

– Оказывается, стартапы, которые прошли экспертизу, не до конца могут реализовываться и масштабироваться. Нам пришлось придумать другую схему: привлекать министерства и предприятия для того, чтобы этот стартап поддержать. На третьей волне мы работаем по схеме: государство или предприятия дают идею, интегрируются с вузом, и стартапы уже реализуют тот или иной проект, – рассказал Минниханов. 

Он также упомянул тезисы, прозвучавшие на Российском венчурном форуме, который прошел днем ранее на площадке «Казань Экспо». Спикеры форума заявили о необходимости изменить систему государственного управления стартапами. Минниханов согласился с этой мыслью и добавил, что реальный сектор должен активнее включаться в работу над стартапами. 

– Если мы не поменяем систему управления проектами, то тот уровень предпринимательства, который хочет возродить Российская Федерация, будет очень тяжело, – сказал спикер.

После официального открытия состоялась открытая дискуссия о ключевых креативных индустриях в регионе, инструментах для креаторов, поиска новых форм взаимодействия предпринимательства и творческого сообщества.

Почему креативные индустрии становятся во главе угла?

Рассуждая о причинах, почему именно креативные индустрии становятся главным трендом российского ИТ, Юрий Сапрыкин заявил, что ни одно готовое решение для бизнеса невозможно без наличия творческих людей в команде.

– Иначе будет получаться «Автомат Калашникова»: хороший, надежный, но если стоит задача его кому-то продать, чтобы это было привлекательно с точки зрения дизайна, форм, качества изделия, то это проблема для наших разработчиков. Мы наблюдаем это по портфелю «Сколково»: много классных интересных разработок, но когда это облекают форму, есть риск, что в конкурентной борьбе есть шанс проиграть менее технологичным, но более привлекательным продуктам, – сказал эксперт.

«Упаковать» продукт и сделать его привлекательным для клиента и призваны профессионалы креативных индустрий – дизайнеры, маркетологи, арт-директора. Точкой соприкосновения творческих людей и технологических предпринимателей может стать инжиниринг и дизайн. Проблема в том, что не все технологические предприниматели подозревают о том, что технологии не могут существовать без творчества.

– Теперь мы видим не только ученых, инженеров, технологов, но еще и творческий класс, который может сделать все это лучше. И в этом секретный соус, – пояснил директор Gamedev, Newmedia, AR/VR Алексей Каленчук, модерирующий дискуссию.

Сапрыкин обратил внимание на проект Arthall.Synergy (он был представлен на выставке, которую гости осмотрели перед началом дискуссии). Проект представляет собой маркетплейс, который помогает художникам, дизайнерам и искусствоведам монетизировать свои компетенции. Перед творческими людьми стоит сложная задача доставить свой контент до потребителя, и в этом им могут помочь технологии. После этого Сапрыкин вспомнил дискуссию с участием генерального директора платформы Kion, которая недавно прошла на площадке «Сколково».

Сила искусства: В российском ИТ-бизнесе наметился тренд на креативные индустрии

– Я помню вопрос, который задавал модератор: «Как так получилось, что вы – одна из самых молодых платформ, но так быстро набрали обороты?», – вспомнил спикер.

– Сняли фильм про Дурова (создатель социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера «Телеграм» Павел Дуров – Ред.) без Дурова, например, – предположил Каленчук.

– Снять хороший фильм – это полбеды, а сделать так, чтобы люди за него заплатили и несколько миллионов его посмотрело, это другая задача. Здесь возникает вопрос таргетинга, продвижения, угадывания или предугадывания потребностей пользователя. А это все – вызовы технологические. И это тоже точка соприкосновения людей, которые занимаются ИТ-решениями, платформами, и тех людей, которые делают творческий контент, – ответил Сапрыкин.

В Татарстане творческое направление развивается семимильными шагами

Для Айрата Хайруллина у модератора был подготовлен особый вопрос – он поинтересовался, как дела с креативными индустриями обстоят в Татарстане. Прежде чем рассказать о текущей ситуаций, министр обратился к истории, а именно к 2014, когда сам термин «креативные индустрии» был закреплен на законодательном уровне. Концепция развития творческих индустрий появилась многим позже, в 2021 году. 

«Точкой бифуркации» для креативных индустрий, по мнению Хайруллина, стал момент, когда творчество, технологии и толерантность стали кооперироваться друг с другом и стали выпускать новые продукты.

– Самый яркий пример – это NFT, когда цифровые художники смогли с помощью технологий легитимизировать свое право на творчество. Эта индустрия развивается не только в России, но и в мире – теперь ты можешь закрепить авторское право не нотариусом и патентным правом, а с помощью технологий, – рассуждал министр.

Второй тезис Хайруллина – это рост цифровых креативных индустрий, опережающий другие сектора экономики. Креативная индустрия широкое понятие, но суть его сводится к тому, что это результат интеллектуального труда, который получил коммерциализацию. При этом порог входа в эту индустрию предельно низкий, поскольку эта деятельность не требует материальных ресурсов. 

Сила искусства: В российском ИТ-бизнесе наметился тренд на креативные индустрии

Криэйторов и остальных творческих людей в Татарстане курирует министерство молодежи и министерство культуры. Направления разные – от музыки и одежды до цифрового образовательного контента. Отдельное направление связано с поддержкой татарского языка. Недавний пример – навигация на татарском языке в «Яндекс.Картах».

– У нас в Татарстане два государственных языка. Поддержка разных культур в целом имеет важное значение. Почему Татарстан хорошо интегрирован в тему креативных индустрий? Здесь тысячелетняя история, две религии – православие и ислам, культурные традиции. Есть меры поддержки, фокус внимания которых – образования и культура, – добавил Хайруллин. 

Казань — колыбель креативных индустрий

После участников государственного аппарата слово передали непосредственно криэйторам Татарстана. Они, по словам генерального директора Formate, основателя и организатора фестиваля медиаискусств НУР Рашида Османова, озадачены восстановлением исторической справедливости. Он напомнил, что именно Казань была родиной медиаискусства. Именно здесь на базе Казанского авиационного института в 1962 году зародилось студенческое конструкторское бюро «Прометей».

– Это пионеры мирового медиаискусства, которые 60 лет назад делали то, чем мы занимаемся сейчас, – пояснил Османов.

Именно в Казани впервые были созданы прорывные технологии, которые не имели аналогов. Это первая в мире архитектурная медиаинсталляция – подсветка Казанского цирка, которая реагировала на погодные условия. По словам Османова, эти проекты были сделаны на аналоговом оборудовании из разных запчастей, но тем не менее, даже современные медиастудии не могут добиться того аналогового эффекта.

– Мы безумно любим Казань и Татарстан, поэтому мы никуда не планируем уезжать, а будем развивать все только здесь. Поэтому я всегда говорю, что мы были первыми в мире, кто создавал медиаискусство. Говорю это и здесь: медиаискусство начиналось здесь, в Казани, в Татарстане, – заявил Османов.

Чтобы медиаискусство стало востребовано бизнесом, перед криэйторами стояла задача донести свои идеи до представителей крупных компаний. Возникает проблема: есть предприниматели, которые не знают о существовании творческих направлений, и есть художники, которые не могут найти потребителя своего контента. Так в Татарстане появился фестиваль медиаискусств «Нур», которые теперь проходит в Казани каждый год. Фестиваль работает не только как культурное мероприятие с топовыми звездами креативных индустрий, но и как платформа, где начинающие художники могут заявить о себе.

– Почему мы выступаем как продюсерский центр? Есть ребята с очень классными идеями, но очень многим не хватает технической экспертизы, финансовой поддержки для реализации тестовой идеи. И буквально чуть-чуть работают кураторы, как алмазам придают им огранку, и уже он блестит. Яркий пример после первого фестиваля – одну питерскую команду, которую мы выставили, сразу пригласили в Гонконг и выкупили у них пять инсталляций, и сейчас ребята реализуют проекты в Дубаи, – рассказал спикер.

Он также поделился и «болью» местных криэйторов – это отсутствие образовательного аспекта в татарстанком медиаискусстве. Команды и студии образовываются стихийно, а новички, которым удается попасть в эту индустрию, обучаются уже в процессе творчества.

Сила искусства: В российском ИТ-бизнесе наметился тренд на креативные индустрии

Операционный директор компании Movika Фанис Садыков добавил, что в последние несколько лет Минцифры Татарстана совершили прорыв в создании условий для представителей креативных индустрий. Такого понимания запроса творческих людей не достигло еще ни одно ведомство, считает спикер.

Тем не менее, в Татарстане существует недостаток инфраструктуры для криэйторов. Садыков привел пример – несколько лет в Казани проходили съемки сериала «Зулейха открывает глаза», который полностью задействовал всех специалистов в области кинематографа. Поэтому параллельное создание других проектов было невозможно. 

– У нас много сильных креативных личностей, но компаний и индустриальных условий нет, – сказал Садыков. 

«Сильная сторона Татарстана — хорошая дерзость, здоровый авантюризм и реакция»

Юрий Сапрыкин на пресс-подходе с журналистами отметил высокую степень проработки проектов из Татарстана. По мнению спикера, в республике создана мощная ИТ-инфраструктура, управляемая командой профессионалов. Также Сапрыкин подчеркнул большую вовлеченность Минцифры РТ в развитии ИТ-индустрии в республике.

— Те проекты, которые приходят, по сравнению с другими регионами, достаточно хорошо проработаны, с хорошими гипотезами, понятными моделями, в высокой степени готовности. Это не может не радовать. Стартапы очень быстро реагируют на запросы рынка. Я бы отметил скорость реакции как отличительную особенность сегодняшнего времени. Это сильная сторона Татарстана — хорошая дерзость, здоровый авантюризм и реакция, – поделился впечатлениями спикер «Сколково».

Сапрыкин также добавил, что растущая индустрия ИТ требует все больше инфраструктурных проектов.

— Нужно построить еще 10 технопарков. Инфраструктура — это базовая вещь. Если ты делаешь хорошую инфраструктуру с запасом, то даже те инфраструктурные проекты, которые раньше об этом не думали, видят, что государство в это инвестирует, и начинают двигаться в эту сторону, – резюмировал спикер.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *