На безбедную старость: россиянам предложили программу добровольных сбережений

По задумке властей долгосрочная программа софинансирования накоплений позволит получать до 36 тысяч рублей господдержки в год. Таким образом можно накопить деньги «на старость»
По задумке властей долгосрочная программа софинансирования накоплений позволит
получать до 36 тысяч рублей господдержки в год. Таким образом можно накопить
деньги «на старость», а бюджет получит источник «длинных» денег. Эксперты
оценивают механизм скептически — из-за реформ последних лет и заморозки
пенсионных накоплений граждане перестали доверять государству.

Министерство финансов совместно с Банком России разработали программу софинансирования накоплений, в рамках которой граждане смогут получать деньги от государства. Объем поддержки составит до 36 тысяч рублей в год, а коэффициент государственного софинансирования будет зависеть от размера среднемесячного заработка. 

Власти разделили потенциальных участников на три категории, для каждой будет действовать своя формула расчета софинансирования. 

Первая категория – люди, чей среднемесячный доход не превышает 80 тысяч рублей. В их случае софинансирование будет рассчитываться в соотношении один к одному – 1 рубль государства на 1 рубль гражданина. Для получения максимального размера поддержки гражданам придется внести в программу 36 тысяч рублей в год, а государство удвоит эту сумму.

Вторая категория – люди с доходами 80-150 тысяч рублей в месяц. Для софинансирования будет рассчитываться по формуле 1 рубль государства на 2 рубля гражданина. Для получения максимальной выплаты им понадобится вложить 72 тысяч рублей. 

Третья категория – граждане, чей доход выше 150 тысяч. У них софинансирование рассчитывается по формуле 1 рубль государства на 4 рубля гражданина. Чтобы получить свои 36 тысяч рублей дохода, им нужно будет вложить не менее 144 рублей за год. 

На безбедную старость: Нужна ли россиянам программа добровольных сбережений?

Финансироваться программа будет за счет резервных средств из Социального фонда по обязательному пенсионному страхованию. По данным Минфина, на конец 2022 года их объем достигал 200 млрд рублей, из которых 180 млрд могут направить на софинансирование долгосрочных сбережений. Помимо этого источником софинансирования выступит и Фонд национального благосостояния. 

Планируется, что договор об участии в программе будет заключаться минимум на 15 лет, при этом выплаты можно получить досрочно, в случае достижения 55 лет женщинами и 60 лет мужчинами. Запустить новую программу в апреле 2023 года поручил президент России Владимир Путин.

– Везде в мире важным источником инвестиционных ресурсов являются долгосрочные сбережения граждан. И у нас так же нужно стимулировать их приток в сферу инвестиций, — сказал лидер страны.

Финансовые катаклизмы не способствуют появлению у граждан склонности к долгосрочному инвестированию

Заведующий кафедрой Института управления, экономики и финансов КФУ Игорь Кох заметил, что попытки стимулировать население самостоятельно копить деньги «на старость», а также попытки перенаправить сбережения из валюты и депозитов в долгосрочные инвестиционные инструменты предпринимались правительством России неоднократно в течение последних 20 лет. В том числе предлагалась и программа софинансирования добровольных пенсионных накоплений (в рамках формирования накопительной части трудовой пенсии). Однако эти попытки не имели серьезного успеха. 

– С одной стороны, следующие друг за другом с интервалом в несколько лет финансовые катаклизмы не способствуют появлению у граждан склонности к долгосрочному инвестированию. С другой стороны, постоянные изменения в регулировании и поддержке долгосрочных накоплений, в том числе фактический отказ от формирования накопительной части трудовой пенсии, не способствуют доверию к новым инициативам правительства со стороны граждан, – рассуждал экономист.

Эксперт признал, что предлагаемая программа с финансовой точки зрения выглядит вполне привлекательно: софинансирование со стороны государства с высокой вероятностью полностью компенсирует инфляционные потери даже при инвестировании сбережений в инструменты с низкой доходностью. Однако 15-летний срок для большинства граждан будет казаться слишком продолжительным. Поэтому Кох считает, что желающих присоединиться будет не очень много. 

– По моим предположениям, речь может идти о вовлечении в программу сбережений населения на сумму не более 200-300 млрд рублей в год, что составляет около 1% доходов федерального бюджета и менее 1% от средств граждан на банковских счетах, – сказал эксперт. 

На безбедную старость: россиянам предложили программу добровольных сбережений

Начальник аналитического управления банка «БКФ» Максим Осадчий напомнил, что дефицит федерального бюджета в значительной степени покрывается за счет средств ФНБ (Фонд национального благосостояния). Из-за этих расходов ФНБ сократился, за 2022 год – на 3,1 трлн рублей (дефицит бюджета в 2022 году составил 3,3 трлн рублей). В таких экстремальных условиях перед Минфином возникает задача изыскать новые источники пополнения ФНБ, причем эти источники должны быть долгосрочными. Пенсионные накопления – самые долгосрочные инвестиции, поэтому не вызывает удивления интерес Минфина к «разработке этой скважины».

Однако после заморозки накопительной части пенсий с 2014 года ожидать, что новая программа государственного софинансирования накоплений вызовет большой приток средств населения, было бы чрезмерным оптимизмом, считает Осадчий.

«Софинансирование не решит всех проблем, но это хороший старт для приучения людей к длинным накоплениям»

Эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Валерий Емельянов положительно оценил программу. Основным плюсом он считает то, что у граждан появится высокодоходный инструмент сбережений под гарантии от государства. Наиболее близкий этому аналог — индивидуальный инвестиционный счет первого типа, где граждане получают 13% возврата плюс доходность от ценных бумаг. Если комбинировать это с облигациями федерального займа (ОФЗ), а это тоже бумаги под гарантиями государства, то по факту населению раздают деньги для накоплений под интересную доходность, которая сильно превышает ставки по депозитам.

– Программа софинансирования обещает стать еще более выгодной, но и более долгой в плане консервации накоплений. +100% (увеличение взноса) за 15 лет эквивалентно 7-процентной прибавке к годовой доходности. При этом накопительная пенсия уже инвестируется в те же самые ОФЗ, то есть с предельной надежностью по ставке около 10%. Согласитесь, не так просто найти варианты, где вы можете вкладывать деньги под фиксированный процент на уровне 17% годовых. Да еще и со страховкой от государства, – рассказал эксперт.

Опасения, что накопительные программы разорят государство, Емельянов считает беспочвенными. Эти деньги будут вложены в будущие и текущие проекты государства и возвращены с приличной доходностью. Эксперт уверен, что чем больше россиян получит позитивный опыт таких накоплений, тем больше финансово продвинутых граждан у нас будет и меньше бедных людей в старости. Софинансирование не решит всех проблем, но это хороший старт для приучения людей к длинным накоплениям, подчеркивает Емельянов. 

– Основной минус в том, что есть привязка к доходу. Люди с зарплатами более 80 тысяч попадают в категорию зажиточных, и им добавляют вдвое меньше, а с доходом от 150 тысяч — практически богатых, у которых бонус вчетверо ниже. Логика Минфина понятна: помочь в первую очередь тем, кому светит бедная старость, но я бы не сказал, что с доходом 80-160 тысяч очень просто обеспечить себе безбедную пенсию, особенно живя в Москве и не имея там собственного жилья, – заметил эксперт. 

На безбедную старость: Нужна ли россиянам программа добровольных сбережений?

В нынешней программе софинансирования, по данным Соцфонда, участвует порядка 2,4 млн человек. По словам Емельянова, они продолжают платить (у кого еще срок не вышел), несмотря на заморозку накопительной части, а также несмотря на то, что накопления нельзя изымать досрочно. 

– То есть люди, которые умеют считать, отлично понимают, что государство предложило им интересную сделку. Нигде больше вы не получите такую высокую доходность с такими низкими рисками, – обратил внимание эксперт.

В то же время Емельянов не исключает вероятность, что через 15 лет будущее правительство переиграет обратно и откажется платить. Но вероятность крайне низкая: это не те суммы (около 130 млрд накоплено нынешними участниками софинансирования), из-за которых власти станут ломать всю систему. Взносы работодателей и добровольные взносы разделены внутри системы, и заморозка не коснулась непосредственно тех, кто копил на пенсию сам, даже если делал это внутри ПФР и НПФ. 

Программа не будет пользоваться гигантской популярностью, однако ей заинтересуются те, кто ранее участвовал в первой программе софинансирования пенсии, и те, кто пользовался индивидуальным инвестиционным счетом первого типа. Не все из них захотят, еще больше людей просто финансово не сможет участвовать, даже если такое желание появится. 

– Но тут есть два момента. Во-первых, программа софинансирования — это не ипотека, она не обязывает платить постоянно. Можно не каждый месяц и не каждый год: просто не будет бонусов тем, кто не вносил деньги. Во-вторых, даже предельные 3 000 — это подъемная сумма для подавляющего большинства россиян. Медианная зарплата по стране — выше 50 тыс. в мес. В крупных городах она еще выше. Это мало на фоне других стран, но вполне достаточно, чтобы отложить пару тысяч в месяц. Понимая, что государство удвоит (а с учетом купонов по ОФЗ даже утроит) этот взнос, многие придут к мысли, что рискнуть стоит. Это проще и выгоднее, чем инвестировать в госбумаги напрямую, – рассуждал эксперт.

На безбедную старость: Нужна ли россиянам программа добровольных сбережений?

Собеседник рассказал об опыте других стран – США и Японии, где огромные долги государства финансируются по большей части сбережениями граждан, причем именно пенсионными, потому что они не изымаемые в моменте (надежно законсервированы, и выплаты по ним растянуты во времени). То, насколько это эффективно, эксперт считает спорным, но свои задачи такой подход решает: государство получает деньги на свои нужды без разгона инфляции, а население не бедствует в старости.

– Я бы не ждал чуда от этой программы, но это шаг в нужном направлении. В конечном итоге не все люди, которые планируют прожить жизнь и встретить старость в России, могут выложить крупную сумму на покупку «пенсионной квартиры». А ждать, что государственные (страховые) пенсии вырастут до мирового уровня у всех, — это наивно. Каждый, у кого есть какие-то излишки денег, должен стараться их разумно инвестировать во благо себя и своей семьи, – подчеркнул Емельянов.

Доверие к таким инициативам подорвано всерьез и надолго

Председатель регионального отделения партии «Справедливая Россия — За правду» Альмир Михеев вспомнил, что за последние 15 лет было уже несколько пенсионных реформ. Поэтому у него нет доверия к государству в части пенсионных накоплений: аналог такой программы софинансирования уже был, и потом эти софинансированные деньги государство просто экспроприировало у населения. Поэтому политик не думает, что это сейчас реализуемо, и не планирует ей воспользоваться.

– И надо еще понимать, что население в общем-то, особенно сейчас, не обладает свободными средствами, чтобы откладывать их на отдаленное будущее, которое может и не наступить. Те, у кого невысокий уровень дохода, потратят их сейчас; те, у кого высокий уровень дохода, — они в основном люди финансово грамотные и найдут способ сберечь свои накопления, сформируют пенсионный фонд самостоятельно. Считаю, что эта программа абсолютно провальная. Логика государства ясна и понятна, но считаю, что реализовать ее в полной мере не получится, – резюмировал Михеев.

На безбедную старость: Нужна ли россиянам программа добровольных сбережений?

Первый секретарь комитета регионального отделения партии «Коммунисты России» в Республике Татарстан Альфред Валиев считает идею Минфина здравой, но ее реализация вызывает вопросы. К тому же у граждан еще свежа память о пенсионной реформе, о заморозке накопительной части пенсий, никто не простил обмана вкладчиков Сберегательного банка СССР и других. Доверие к таким инициативам подорвано всерьез и надолго, и это очень печально. Государство должно быть открыто для своих граждан, а граждане – доверять своему государству. Но чиновники спешат все время доложить, что у них все хорошо и все довольны, обратил внимание политик.

– Нам понятно, что бюджету нужны вливания, в том числе и от граждан. Но почему в такой форме? И ладно бы российский Минфин не пожадничал, а сделал как у нас в Татарстане, к примеру, когда республиканский бюджет на каждый собранный по самообложению рубль добавляет еще четыре, но нет! Максимум один к одному или еще меньше, при этом Минфин получает деньги здесь и сейчас, да еще называет это сбережениями «на старость», что вызывает как минимум улыбку. Потому что за пятнадцать лет от каждого отданного по такой программе рубля, с учетом реальной, а не статистической инфляции, останется в лучшем случае пять копеек покупательной способности, – сказал Валиев.

Политик предположил, что те, у кого есть «лишние» деньги, которые они не боятся заморозить на неопределенный срок, возможно, примут участие в этой программе. Но он считает, что абсолютное большинство граждан ее просто проигнорирует. Хотя бы просто потому, что у граждан нет на это денег.

Инфляция «съест» все накопления

Член фракции КПРФ в Госсовете РТ Николай Атласов так же не доверяет государственным пенсионным программам софинансирования. В свое время такая программа уже существовала и привела к закономерному результату – провалилась. 

— Не думаю, что в нынешних условиях повторение прежнего опыта будет более результативным. Одно дело, когда на принципах софинансирования – федерального и регионального – реализуются госпрограммы по развитию инфраструктуры. В этом случае, даже если региональные власти залезут в долги, им со временем их спишут либо реструктурируют. Иное дело, когда пенсионные структуры начинают заигрывать с гражданами в программы софинансирования. В этом случае велик риск остаться ни с чем. И дело не только в провальной политике структур, отвечающих за пенсионное обеспечение, – раньше это был пенсионный фонд, сейчас – соцфонд. Дело в инфляции, которая «съедает» все накопления. Для стабильного нормального пенсионного накопления должна быть стабильная финансовая система, причем стабильная в долгосрочном плане. У нас этого нет, поэтому любые игры в софинансирование пенсий не имеют никакого смысла – будущий пенсионер в любом случае останется в проигрыше, — поделился своим мнением политик.

На безбедную старость: россиянам предложили программу добровольных сбережений

Атласов ставит под вопрос само доверие своих денег людям, которые работают в пенсионных структурах. 

— Посмотрите на них, они же прежде всего заботятся о себе любимых за ваш счет – строят себе дворцы, а потом банкротятся, как произошло с пенсионным фондом. И чтобы скрыть это банкротство, его объединили с фондом соцстраха в социальный фонд. На мой взгляд, будущие пенсионеры должны полагаться прежде всего на себя. Понимаю, что это сложно. Но по крайней мере вы останетесь со своими деньгами. А обычную пенсию большинство работающих граждан и так заработают, — резюмировал политик.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *