аутентичную деревню, несмотря на то, что современность таковых почти не
оставила. Фильм оставляет чувство легкой грусти, а ностальгия по давно
прошедшему детству сквозит в каждом кадре.
«Бери да помни» — дебютный полнометражный фильм режиссера из Казани Байбулата Батуллина. Он рассказывает о том, как шестилетний Ильхам проводит лето в деревне, но сильно скучает по родителям. Чтобы развлечь внука, дед Расим вспоминает про легендарную игру «Бери да помни», благодаря которой начинается череда исполнения желаний. Поначалу происходящее не нравится его жене Суфие, но постепенно игра самым невероятным образом меняет как жизнь этой семьи, так и жизнь и мечты всей деревни.
Незамысловатый сюжет имеет двойное дно, но дальнейшее описание будет спойлером, так что продолжать не будем. Хотя можно с уверенностью сказать, что удовольствие от фильма это не испортит.
Эстетика татарской деревни не оставляет равнодушным, как и лаконичная игра главных актеров: Рабита Батуллы и Розы Хайруллиной. Но есть ощущение, что Хайруллиной в фильме не хватило. Она очень сильная актриса (Байбулат Батуллин в интервью KazanFirst называет ее «инопланетянкой»), которая может скрутить зрителя в бараний рог, но в картине есть всего одна сцена с ней, от которой горло сжимается спазмом. И сцена эта, по большому счету, никуда не привела с точки зрения сюжета. Возможно, сказывается недостаток опыта режиссера, который раньше снимал только сериалы и короткий метр. Дело наживное.
Юный главный герой в исполнении Юнуса Таирова, разумеется, уступает своим опытным коллегам, но смог вжиться в роль, не переигрывает, как это свойственно многим актерам-детям.
Сам по себе фильм действительно забавный, теплый и ламповый. Приятно, что юмор в картине тоже легкий, немного дурашливый, но не глупый и не пошлый – это бы фильму явно повредило. С точки зрения эстетики картина выше всяких похвал – не зря режиссер так тщательно подошел к поиску локации (фильм снят в Рыбной Слободе, где Батуллин нашел кусочек прошлого, который обошла беспощадная экспансия современности).
Игра с куриной косточкой, знакомая многим, отчасти возвращает дедушку и бабушку в детство, принося новое дыхание в их скучную, размеренную и утопающую в быте жизнь, которая течет скорее по привычке. Сначала бабай из раза в раз проигрывает, будучи вынужденным выполнять желания внука, но все лишь для того, чтобы отвлечь его от телефона, где он, кстати, не играет или сидит в Тик-Токе, а настойчиво звонит родителям, не получая ответа.
Бабушка Суфия неохотно вовлекается в игру, но из любви к Ильхаму начинает играть и с ним, и с супругом. Смотреть на нее – одно удовольствие, особенно когда она играет робота или говорит только «мяу-мяу», проиграв в очередной раз. А ее желания по отношению к бабаю выполнить куда сложнее, чем наполнить ванну газировкой или купить ведро мороженого. Кое-что даже кажется жестоким, но понять, почему она так себя ведет, получится только ближе к концу фильма.
Что примечательно, Роза Хайруллина – единственная профессиональная актриса в фильме. Батуллин так задумывал изначально, и такой подход себя оправдал, добавив фильму искренности. К примеру, Рабит Батулла (отец режиссера), судя по всему, и вовсе не играет, а просто живет в кадре.
«Бери да помни» не давит на жалость, не нагнетает тревогу, он рассказывает историю с точки зрения ребенка, с одной стороны, и бабушки с дедушкой – с другой. Порой взрослые, как и дети, не знают, что делать, и хотят убежать от реальности, абстрагироваться от проблем в надежде, что они исчезнут сами собой.
Печально, что теперь взрослые – это мы. Отрадно, что в любом возрасте внутренний ребенок в нас никуда не исчезает. Иногда достаточно просто разломить куриную косточку.
Читайте также: «И в татарском кино есть посыл и желание быть очень ярким с точки зрения подачи»
Comment section