В IT после тридцати: история челнинца, который смог

Правда
Правда, спешить по его стопам, возможно, не стоит — эксперты отмечают отсутствие
у отрасли необходимости в начинающих специалистах. При этом на сеньоров и
мидлов, то есть квалифицированных программистов, спрос остается высоким.

В начале года KazanFirst подготовил материал о ситуации на рынке труда Татарстана в IТ-сфере. Тогда региональный представитель «Авито Работы» в Татарстане Наиль Хафизов  отметил, что на рынке сложились благоприятные условия для соискателей всех уровней квалификации. В то же время он упомянул, что в последнее время новичков становится больше, поэтому рынок постепенно приходит к равновесию для таких специалистов. А высокий спрос сохраняется только на мидлов и сеньоров.

Из выгульщика собак в программисты

Тем не менее желание «вкатиться» в IT, несмотря на достаточное количество начинающих специалистов, у многих татарстанцев остается. Способствуют этому относительно высокие зарплаты.

Возникает вопрос, с чего начать. Кто-то начинает изучать определенный язык программирования самостоятельно: с помощью учебников, туториалов, видеоуроков. Так, например, поступил backend-разработчик на Python, уроженец Челнов Антон Сунцов, который ранее никак не был связан с IТ-сферой.

В «айти» после тридцати: история челнинца, который смог

— Трудовой путь в принципе никак не был связан с IT до недавнего времени. Работал и в такси оператором, и официантом, потом копирайтером, новостным редактором на удаленке. Но где-то сам процесс не нравился, где-то зарплатные и карьерные перспективы. После переезда в Питер устроился журналистом, тоже на удаленке. Потом издание закрылось — попало в список СМИ-иноагентов. Этой работой не слишком горел, поэтому решил сменить род деятельности, — рассказал Антон.

Правда, о программировании на тот момент челнинец не знал ровным счетом ничего. И на время учебы устроился… выгуливать собак.

— Работал через приложение. Тогда можно было даже неплохо зарабатывать – 400-500 рублей за час прогулки. При хорошем раскладе выходило 30-35 тысяч в месяц. Немного, но на жизнь хватало, — усмехается собеседник KazanFirst.

Освоить новую профессию помог друг – айтишник со стажем.

В «айти» после тридцати: история челнинца, который смог

— Он во многом меня направлял, подсказывал, исправлял ошибки. Всего на то, чтобы выйти на уровень слабенького джуна, мне потребовалось чуть больше года занятий, — заявил он.

Процесс самостоятельного обучения Антон назвал сложным, «потому что никто над тобой не стоит, не требует, как в школе или институте».

— Бывает, что пропустишь один день, второй. Моргнуть не успеешь, а уже неделя так прошла. После таких перерывов очень сложно вернуться к занятиям. Тут главное — постоянство, — говорит Антон.

При этом собеседник упомянул, что платными курсами не пользовался. Однако уточнил, что они могут быть полезны, потому что за учениками закрепляют наставника, код-ревьюера (человека, который будет проверять, как ты пишешь программы), а также есть структурированность в подаче материала.

— В остальном – вся необходимая информация есть в свободном доступе, совершенно бесплатно, — дополнил он.

Однако обучиться программированию до уровня джуна – это полдела. Еще нужно найти работу, что, как отмечает Антон, сложно.

В «айти» после тридцати: история челнинца, который смог

На многие вакансии требуют коммерческий опыт разработки. Даже если «стэк» (набор решений и инструментов, которым пользуется команда и которыми должен владеть соискатель) подходит, твою кандидатуру могут даже не рассматривать.

— По времени на первое трудоустройство ушло примерно полгода. У меня было около пяти-семи собеседований в разных компаниях, хотя резюме рассылал активно. Где-то говорили, что результаты тестового задания понравились, но возьмут другого соискателя. Где-то просто пропадали и не выходили на связь. Пару месяцев назад устроился на текущее место. Сначала взяли как стажера на два месяца. Но через месяц уже сказали, что я им понравился, поэтому наше сотрудничество продолжится, — поведал он.

Сложностей с тем, чтобы влиться в коллектив, напротив, не возникло — компания не очень крупная, атмосфера, что называется, ламповая. При этом контингент самый разнообразный — кому-то еще нет и 20 лет, кому-то за 30. При этом и скидку на возраст никто делать не будет: поспевать за работой команды должна и молодежь, и условные пенсионеры.

Среди приятностей, по словам Антона, — возросший уровень заработной платы.

В «айти» после тридцати: история челнинца, который смог

— Мне сразу назвали цифру в 60 тысяч рублей в месяц. Это уже в два раза больше, чем я получал на прежнем месте. В первый же месяц еще и премию выписали. Суммарно получилась огромная для меня сумма — почти 80 тысяч рублей. За месяц работы за ноутом столько же, сколько за три с выгулом собак, — рассуждает собеседник KazanFirst.

Нужды в новичках у IТ-отрасли нет

Слова Антона о сложностях с поиском работы в IТ не потеряли своей актуальности и спустя 10 месяцев. Как рассказал KazanFirst председатель Совета Фонда развития цифровой экономики Герман Клименко, несмотря на общий фоновый шум о недостатке программистов, особо острой необходимости в новичках на самом деле нет.

— Сеньоры и мидлы — вот где действительно дефицит. Если джунов можно плодить после полугодовых курсов по питону, то с высококлассными специалистами так не получается — нужен опыт работы, — добавил он.

В «айти» после тридцати: история челнинца, который смог

С ним согласен и IT-предприниматель, генеральный директор компании «БАРС» и основатель IT-сообщества Альметьевска Ринат Сабиров. По его словам, сейчас джуны востребованы не так, как раньше.

—  IT-компании в принципе не хотят брать на работу к себе джунов, которых нужно будет обучать, переучивать, и еще неизвестно, останутся ли они в компании. Теперь в основном берут мидлов или сеньоров, которые уже смогут на данном этапе выполнять определенный отрезок работ с действующими специалистами. Джуны сейчас не востребованы. Их стало очень много, – говорит собеседник.

«Есть у меня примеры специалистов, которые только на онлайн-курсах изучили тот или иной язык программирования»

В связи со сложностями поиска работы для начинающих специалистов возникает вопрос, стоит ли игра свеч. Начинать ли изучать программирование — записываться на онлайн-курсы? Есть ли от них прок? Ринат Сабиров оценил пользу от онлайн-курсов на 100% положительно.

— Есть у меня примеры специалистов, которые только на онлайн-курсах изучили тот или иной язык программирования. В принципе достаточно изучить один язык программирования и тебе остальные будут даваться легче. Это как, например, научиться играть на одном инструменте — другие ты сможешь изучать гораздо легче, — говорит собеседник.

В «айти» после тридцати: история челнинца, который смог

О том, что ничего плохого в онлайн-курсах нет, сказал и Герман Клименко. В то же время он акцентировал внимание на том, что интерес к реальным программистам после их прохождения курсов будет невысок.

— Важно понимать, что хороший программист — это не образование, а врожденные качества. Как нельзя сделать из любого человека поэта, так и нельзя из случайного человека сделать хорошего программиста. Не дано. Можно обучить языку программирования и даже сдать успешно зачеты и экзамены, но это не работа 24/7, — подчеркнул он. 


Читайте также: Безработные = бездельники: «Кадровый вопрос превращается в вопрос безопасности страны»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *