Республика заняла третье место в России по количеству выданных автокредитов по итогам девяти месяцев года. Займы были предоставлены на покупку 58,2 тысячи автомобилей как отечественного, так и китайского производства. При этом по количеству поданных в банки заявок республика опередила даже Москву. Эксперты KazanFirst считают, что это связано с ростом благосостояния жителей региона. Кроме того, многие стремятся приобрести автомобили до значительного повышения ключевой ставки ЦБ и утилизационного сбора.
Жители Татарстана в январе-сентябре подали 520,6 тысячи заявок на получение автокредита. Это самый большой показатель среди всех российских регионов, говорится в исследовании Национального бюро кредитных историй (НБКИ).
По количеству таких обращений республика обошла Краснодарский край (507 тысяч заявок), Подмосковье и Москву (492,9 и 487,5 тысячи заявок соответственно).
Чуть более четверти всех заявок в Татарстане (25,2%, или 131 тысячу) банки одобрили. В Москве этот показатель составил 19,3%, или 86 тысяч одобренных заявок. Доля Approval Rate в Татарстане так же самая высокая в стране. Следом идут Чувашия (24,6%), Кировская область (22,3%), Удмуртия (22%) и Нижегородская область (21,8%).
Впрочем, лишь 44,4% одобренных заявок в РТ реализовались в полученные автокредиты (доля Take Rate). В итоге за девять месяцев 2024 года число фактически выданных кредитов в Татарстане составило 58,2 тысячи — это 4,66% от всех автокредитов в стране за этот период. Республика уступила только Московской области и Москве, где взяли 78,1 и 69,9 тысячи кредитов соответственно. Позади Татарстана остались Башкортостан (47,5 тысячи), Ростовская область (56 тысячи), а также Свердловская (36,7 тысячи) и Челябинская области (37,2 тысячи займов).
В целом по РФ, по данным НБКИ, за первые девять месяцев 2024 года граждане подали 10,1 миллиона заявок на получение автокредитов, из которых было одобрено 18% заявок. В свою очередь только 68,9% одобренных заявок реализовались в полученные автокредиты. А общее количество выданных кредитов в стране составило 1,25 млн.

— В 2024 году спрос на автокредиты со стороны граждан находится на высоком уровне. Однако по мере ужесточения денежно-кредитной политики Банком России банки и иные кредиторы, специализирующиеся на автокредитовании, снижают свой аппетит к риску, ориентируясь на заемщиков с высоким уровнем кредитоспособности, — говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Впрочем, он отмечает, что «такой унифицированный подход к управлению кредитными рисками ведет к существенным различиям в уровне одобрения кредитных заявок в различных регионах РФ».
Как ранее сообщал KazanFirst, в Татарстане в январе-июле 2024 года объем выданных кредитов на покупку автомобилей достиг 62,59 млрд рублей. Это оказалось в 2,1 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — тогда объем автозаймов составлял 29,93 млрд рублей. По этому показателю Татарстан за семь первых месяцев занимал четвертое место в РФ после Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга.
Вместе с тем 1 октября 2024 года в России произойдет резкое увеличение утилизационного сбора. Это может привести к подорожанию автомобилей на 10-20%. Утилизационный сбор существенно затронет автомобили с крупными двигателями и будет повышаться в дальнейшем.
Повышение ставки ЦБ и утильсбора — не преграда
— После ужесточения денежно-кредитной политики ЦБ банки и другие кредиторы начали сокращать возможные риски. Теперь они одобряют займы только россиянам с высоким уровнем платежеспособности, — заявила KazanFirst руководитель подразделений кредитования и страхования автомобильного маркетплейса Fresh Ольга Платонова.
Она также добавила, что Татарстан «традиционно входит в число регионов с самым высоким уровнем жизни», что «напрямую влияет на количество одобренных кредитов».
Платонова пояснила, что в 2023 году уровень материального благополучия населения региона составил 65,39 балла, тогда как годом ранее он был лишь 57,08.
— Это значительный рост, — подчеркнула она. — С января по август 2024 года среднемесячная заработная плата в Татарстане увеличилась более чем на 20%, достигнув 70 270 рублей, а реальный доход населения вырос на 11% по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Платонова уверена, что это «упрощает процесс получения кредитов, поскольку большая часть жителей республики имеет доход выше среднего по стране».

Обсуждая динамику автокредитования в регионе, Платонова заявила, что по итогам первого полугодия 2024 года Татарстан вошел в тройку регионов-лидеров по сумме выданных автокредитов — более 72,5 млрд рублей. Это свидетельствует о «высоком интересе к кредитным программам для покупки автомобилей». Она подчеркнула, что «наиболее популярны у татарстанцев модели АвтоВАЗа и китайских брендов, таких как Haval, Geely, Chery и Changan. Эти автомобили чаще всего приобретались в кредит в первой половине года».
Несмотря на возможные повышения ключевой ставки в 2024-м и начале 2025 года, Платонова уверена, что положительная динамика по автокредитованию в регионе сохранится.
— После повышения ключевой ставки до 18% в июле 2024 года рынок автокредитования не замедлился. Уже в августе в Татарстане было оформлено более 5 тысяч автокредитов, что вывело регион на четвертое место в стране, — сообщила собеседница.
Платонова также отметила, что заемные средства могут быть выгодны для потребителей.
— Новый Exeed LX в Казани можно купить с выгодой до 630 тысяч рублей при оформлении кредита и сдаче старого автомобиля в трейд-ин. Для моделей Omoda C5 и S5 выгода достигает 650 тысяч рублей, — привела она пример.
«Стоимость автокредитов неизбежно будет расти»
— Многое зависит от того, какие бренды больше представлены в регионе. Если Lada, то на нее действует госпрограмма. Если же в регионе доля отечественного автопрома меньше, то рынок будет представлен в основном китайскими брендами, — отмечает директор службы финансовых услуг ТТС Надежда Тимуршина.
Эксперт говорит, что уровень одобрения зависит от кредитной истории, показателя долговой нагрузки, которые регулируют банки, а также уровня первоначального взноса.
Надежда Тимуршина заявила, что «увеличения доли кредитных продаж нет». По словам спикера, стабильная доля в сегменте новых автомобилей — 73%, в авто с пробегом — 35%, а «в штуках был заметный прирост в III квартале, в том числе за счет ожидаемого роста по утильсбору».
Касательно будущего рынка Надежда Тимуршина говорит, что повышение ставок утильсбора «охладит рынок в IV квартале и приведет к постепенному росту цен на 10-15%».
Но эксперт сомневается, что все нововведения скажутся на доступности автокредитов.
— Банки контролируют показатель долговой нагрузки (ПДН) — это соотношение среднемесячных платежей заемщика по всем кредитным обязательствам, в том числе по тому, который только планируется к выдаче, к среднемесячному доходу. Это сказывается на лимитах, которые одобряет банк заемщикам. Заметное регулирование мы видим с осенних месяцев, — сообщила эксперт. — На рынок автокредитов влияет прежде всего ключевая ставка, а не утильсбор. Ну и, безусловно, рост ставок утильсбора подтолкнет импортеров к локализации производства в РФ в ближайшие год-два.
Руководитель пресс-службы ГК Expocar Александр Ковалев добавляет, что Татарстан традиционно демонстрирует высокую лояльность к автокредитам.
— Несмотря на временные колебания, когда регион уступал, например, Ростовской области или Краснодарскому краю, доля одобренных кредитов в Татарстане остается стабильно высокой. Это связано с социально-экономическим статусом региона. По итогам 2023 года агентство РИА поставило Татарстан на третье место в рейтинге социально-экономического положения регионов России, что подтверждает высокую платежеспособность населения. Этот фактор объясняет высокий процент одобренных заявок на автокредиты. Кроме того, многие автопроизводители предлагают скидки при покупке автомобиля в кредит, что побуждает клиентов оформлять займы, иногда с намерением досрочного погашения, — указал эксперт.
«Автокредит на семь лет уже стал нормой»
Ковалев поделился, что в 2024 году также наблюдается рост числа автокредитов по сравнению с 2023 годом. По словам эксперта, отчасти это связано с эффектом низкой базы, но есть и другие факторы.
— Опасения по поводу дальнейшего роста цен на автомобили из-за индексации утилизационного сбора, увеличения ставок автокредитования вследствие роста ключевой ставки, а также инфляции оказывают существенное влияние. Несмотря на положительную динамику в сентябре, по итогам октября можно ожидать снижения активности на рынке автокредитования и продаж автомобилей в целом, — отмечает Ковалев.
Также эксперт заявил, что «стоимость автокредитов неизбежно будет расти». Это обусловлено «как увеличением цен на автомобили, так и ростом ключевой ставки».
— Еще одной тенденцией станет удлинение сроков кредитования. Автокредит на семь лет уже стал нормой, а предложения с восьмилетним сроком будут становиться все более распространёнными, — считает Ковалев.
Касаемо специальных программ эксперт схож во мнении с другими специалистами:
— На рынке доступно множество кредитных программ на специальных условиях, которые субсидируются автопроизводителями. Эти кредиты могут предлагаться со сниженной процентной ставкой или предусматривать скидки на автомобиль при покупке в кредит. Также стоит учитывать программы автокредитования с государственной поддержкой, которые распространяются на покупку электромобилей отечественного производства и автомобилей российской сборки стоимостью до 2 млн рублей.

— Все указывает на то, что к концу года первичный автомобильный рынок должен начать постепенное охлаждение. Повышенные ставки утильсбора уже вступили в силу, но те, кто хочет вложить деньги или обновить автомобиль, все равно будут стараться успеть сделать это до начала следующего года, когда начнет действовать очередное повышение ставок. То есть ноябрь и декабрь еще могут показать прирост, но вряд ли такой же активный, какой мы видели ранее в этом году, — считает главред «Колеса.ru» Алексей Кокорин.
По мнению эксперта, «автомобили нынешнего бюджетного сегмента (в первую очередь Lada) будут оставаться востребованными», и на них изменение ситуации скажется в гораздо меньшей степени. Как утверждает Кокорин, «государство работает над замедлением рынка, в том числе путем прямого повышения ключевой ставки», поэтому первичный рынок в целом и рынок автокредитования в частности должны сократиться в следующем году.
— Банки со своей стороны стараются привлечь клиентов в том числе новыми программами — например, снижением процентной ставки за счет приобретения соответствующей услуги с единовременной оплатой, а также сниженными ставками при условии большого первоначального взноса и простым увеличением сроков автокредитования с 5 до 7-8 лет, что позволяет снизить ежемесячный платеж, — считает Кокорин.
Купить китайца за 4 ляма в кредит на 10-20 лет и сдать его на металлолом через 3 года сомнительная удача 👿
Мне вот интересно с такими ценами на авто и немаленькими процентными ставками, какой ежемесячный платеж получается. Слышал сейчас не на пять лет как обычно, а на семь начали давать автокредиты. Видимо такое решение банков связано с ростом платежа.
Давайте ещё повышать, зарплаты же растут! (у кого-то) какие 20%!!! Ну конечно, если ты получал 200 тыс, то с прилавков это будет 240, а вот те кто 20 тысяч получает не ощутит разницу! Это же разные вещи, не надо всех под одну гребёнку!
Скоро автомобиль станет роскошью, а не средством передвижения, просто будет стоять в гараже или стоянке, любоваться только будем, бензин же тоже растёт в цене.. так что пересаживаемся на общественный транспорт!
Здравствуйте. Прошу Вас о помощи. Извините, что пишу здесь, больше негде.
Сейчас ищу любую работу, но пока ничего не находится. Готов на любую подрабoтку, а сейчас дома есть абсолютно нечего. 🙁 От голода почти теряю сознаниe. Одолжить просто не у кого. Одoлжите, пожалуйста, на еду рублей 100-200. Хоть на булку хлеба, хоть на килограмм картошки.
Eсли оставите контакты, тo я готов вернуть с первой зарплаты (переведу на карту или номер телефона). В этом случае оставьте свои контакты в личных сообщениях. Я верну 100%!
Пополнитe, пожaлуйстa, номeр тeлeфонa нa любую сумму: 8 (952) 133-65-10 (баланс номера телефона у оператора или по СБП)
Заранее Вам большое человеческое спасибо.
Живу в данный момент в Татарстане и не могу понять в каком месте у них благосостояние.Продукты как и везде дорогие,коммуналка тоже.Министрами все не работают,так откуда этот хэйт? Да,облапошивание населения на высшем уровне, особенно на периферии.МФЦ это первое место где органам не мешало бы заняться доскональной проверкой.
Надо было проставить на св- во о рождении апостиль.Обратилась в местное МФЦ ( накладно было ехать в Казань ,на дорогу в два конца 800 руб.получается,а я пенсионерка),так они и мне насчитали за свое » посредничество сумму в три раза больше ,чем я в итого потратила на дорогу и оплатила в Казани за апостиль2500 руб + 800 дорога.А у этих деятелей мне надо было сделать перевод св- во( спросила зачем ,если оно и так на том языке ,который мне нужен — ответа внятного не получила), затем мне этот перевод надо было подтвердить нотариусом и потом за каждую бумажку заплатить по 2500 ( в сумме 7500,+ переводчику позолотить ручку и нотариусу).Таким Макаром неудивительно их » повышенное благосостояние)
Откуда вы берете среднюю з/п 70 тыс. и более? Средняя з/п в республике 20-30 тыс. Хватит уже нае… ть. Вообще народ за идиотов держат…
Кредиты берут от бедности.При той средней зарплате которую пишут кредит максимум на 2 года должены брать.
Автокредит это прежде всего безграмотность как финансовая так и экологическая. Не хочу никого обвинять. Нужно деятелям над этим работать.
Смешно конечно читать что берут кредиты в связи с повышением благосостояния, мне кажется наоборот от бедности просто автомобиль у нас показатель роскоши и каждому хочется залезть в эти штаны и не важно что машина столько не проживет сколько он будет платить кредит.
Благосостояние по РТ растет, а вместе с ним и срок кредитования :)) кому в уши **ут… сами же с экранов кричат, берите кредиты, отдадите потом.
Загнали народ в пожизненную кабалу, что автокредит, что ипотека. А жизнь одна и второй не дано. Хочется пожить красиво и деваться некуда. Мы рабы и ничего с этим не сделать.
Согласна, кредиты от бедности!