Ужас утильсбора: чем обернется резкое повышение цен с 1 октября

Фото KazanFirst

Резкое повышение утилизационного сбора — до 2 млн рублей — сделает покупку иностранных автомобилей, особенно подержанных, невыгодной, считают эксперты KazanFirst. Дилеры ожидают, что до конца года новые машины, даже отечественные, станут дороже на 15%. Ставки увеличиваются с целью локализации производства иностранных, прежде всего китайских авто в РФ. Но, по мнению спикеров, наш рынок не является приоритетным для зарубежных инвесторов. Кто будет платить за поднятие налога — в материале KazanFirst.

Повышение утилизационного сбора предусмотрено постановлением правительства РФ. Согласно документу, с 1 октября ставки для всех видов авто повысятся на 70–80%. Затем они будут расти ежегодно на 10–20% до 2030 года.

Со следующего месяца за авто с объемом двигателя от 2 до 3 литров плата увеличится с 850 тысяч до 1,5 млн рублей. С 1 января она возрастет до 1,9 млн рублей. К 2030 году утильсбор увеличится практически в четыре раза.

Данное изменение, по всей видимости, слабо затронет отечественный автопром. Повышение утильсбора российским производителями обещало компенсировать государство. В то же время на зарубежные авто дилерам придется существенно поднять цены.

Увеличение ставок было сделано с целью «защиты отечественных автопроизводителей в условиях демпинга зарубежных компаний», говорил ранее глава комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.  

Что такое утильсбор и для чего он нужен

Утилизационный сбор — это налог, который уплачивают импортеры и производители за каждое произведенное или ввезенное на территорию России транспортное средство. Сбор предназначен для обеспечения последующей переработки автомобиля после завершения его эксплуатации. 

Основной целью повышения утильсбора является стимулирование локализации производства автомобилей в России. Под давлением возросших затрат зарубежные автопроизводители будут вынуждены рассматривать возможность переноса производственных мощностей на территорию страны. Это, в свою очередь, принесет дополнительные налоговые поступления в бюджет и создаст рабочие места в стране, рассчитывают российские власти.

Сбор ввели 1 сентября 2012 года после вступления России в ВТО для защиты автопрома от наплыва подержанных автомобилей. В апреле 2014 года сбор увеличили из–за ухудшения экономики и санкций. В 2020 году, на фоне пандемии и падения цен на нефть, утильсбор вырос на 110%, чтобы поддержать внутренний рынок. В 2021 году его снова повысили на 25–30% из-за инфляции и санкций. В 2022 году сбор увеличили еще на 25–30%, чтобы стимулировать внутренние отрасли.

Фото KazanFirst

Насколько подорожают авто

Утильсбор для новых легковых автомобилей для перепродажи с двигателем объемом до 1 литра увеличится с 81,2 до 150,2 тысячи рублей, с двигателем до 2 литров — с 306 до 556,2 тысячи рублей, с двигателем до 3 литров — с 844,8 до 1 млн 563 тысяч рублей, до 3,5 литра – с 970 до 1 млн 974 тысяч рублей, с двигателями объемом свыше 3,5 литра — с 1 235 до 2 285 тысяч рублей. 

Для электромобилей и гибридов ставки вырастут только с 1 января 2025 года. За новые нужно будет заплатить 667,4 тысячи рублей, за электромобиль старше 3 лет — 1 млн 174 тысячи рублей. 

Больше всего в этой ситуации пострадают перекупщикибудь то частное лицо или организация, покупающая авто для последующей реализации.  

— В настоящее время основное внимание в автомобильной отрасли уделяется борьбе с «серым» импортом. С каждым месяцем «лазеек» для ввоза таких автомобилей становится все меньше. Основной акцент делается на официальные поставки и локальное производство, — заявил KazanFirst руководитель пресс-службы группы компаний EXPOCAR Александр Ковалев

Сильно коснется утильсбор тех, кто ввозит автомобили для личного пользования с объемом двигателя более 3 литров. Например, для нового BMW X6M с мотором 4,4 литра ранее утильсбор был 1,6 млн рублей, а сейчас будет 3 млн рублей. Если раньше ставка при покупке авто для личного пользования была маленькой, то теперь двигатели более 3 литров обложат коммерческим сбором, для таких владельцев пошлина увеличится практически вдвое. По оценке ассоциации «Российских автомобильных дилеров», стоимость новых автомобилей через 6 лет вырастет в два раза по сравнению с ценами 2024-го.

— Удар придется и по параллельному импорту подержанных автомобилей из Кореи и Японии, который уже переживает трудные времена, — говорит Ковалев.

По его мнению, новые импортные автомобили с объемом двигателя от 1 до 2 литров подорожают как минимум на 255,6 тысячи рублей. Автомобили с двигателями объемом 2–3 литра подорожают еще больше — минимум на 718 тысяч рублей. В сегменте б/у автомобилей старше трех лет ситуация еще менее оптимистичная: плюс 449,4 тысячи на автомобили с 1–2–литровыми двигателями и плюс 1 млн рублей на машины с двигателем объемом 2–3 литра.

Как заверяет Евгений Житнухин, руководитель дилерского направления автомобильного маркетплейса FRESH, «прайсы в сегменте новых авто будут повышаться постепенно, и к концу года вырастут на 10-15%». Также спикер отметил, что «специальные предложения от дилеров и производителей позволят россиянам все так же обновлять личный транспорт,  в том числе — за счет программы трейд–ин и заемных средств». 

— Никакая компания из своего дохода выплачивать повышенный утильсбор не будет. Будем выплачивать мы с вами, — добавляет заместитель главного редактора «За Рулем» Никита Гудков.

С ним согласен Рустам Гатауллин, руководитель группы Авто.ру в Приволжском федеральном округе:

— Что касается физлиц, доставляющих авто из-за рубежа на перепродажу, вариантов компенсировать повышение ставки утильсбора другим способом, кроме увеличения цены, у них практически нет. 

Фото KazanFirst

По словам Ковалева, основная цель правительства — обеспечить занятость простаивающих заводов:

— Мировые производители из Китая в настоящее время принимают окончательные решения по поводу работы в России с локальной сборкой. Однако эту задачу осложняет текущая мировая обстановка. Некоторые китайские компании опасаются вторичных санкций. Тем не менее Россия остается ключевым экспортным рынком для многих китайских производителей. Чтобы не потерять значительную часть продаж, многие из них готовы пойти на развитие проектов локальной сборки.

Противоположное мнение высказал Никита Гудков. Он заявил, что логика локализации производства «понятна»: те компании, которые будут производить автомобили в России, смогут частично вернуть утилизационный сбор через компенсации от правительства. Однако, по его словам, «очереди из желающих что–то не видно». В основном интерес проявляют китайские автопроизводители, и это связано не с недавними новостями о том, что китайское правительство просит свои компании не экспортировать технологии в третьи страны, включая Россию. Основная причина, по мнению Гудкова, заключается в том, что российский рынок в десятки раз меньше китайского, что делает его менее привлекательным для крупных китайских игроков.

Евгений Житнухин также выразил сомнение, что основная цель повышения утилизационного сбора — стимулировать зарубежных производителей локализовать свои производства в России — будет достигнута. По его мнению, российский рынок не является приоритетным для поставщиков из Китая, которые больше ориентированы на европейские страны. Он напомнил, что недавно министерство торговли Китая предостерегло бизнес от инвестиций в развитие производств за пределами страны, особенно в строительство заводов по выпуску автомобилей и запчастей в Турции, Индии и России, из–за геополитических рисков.

Житнухин сказал KazanFirst, что индексация утилизационного сбора может ускорить рост инфляции, так как удорожание легковых автомобилей приведет к увеличению тарифов на такси, доставку и грузоперевозки. Он также отметил, что это повысит суммы автокредитов и стоимость лизинговых сделок. В условиях высокой ключевой ставки ЦБ это негативно скажется на количестве заключаемых кредитных и лизинговых договоров. 

По словам Никиты Гудкова, повышение утильсбора отразится на инфляции негативно.

— Автомобиль — это не развлечение, а важнейшая транспортная единица, совершенно незаменимая в экономике. Соответственно, если возрастает стоимость этого транспортного процесса, то возрастает и цена абсолютно всех товаров, которые производятся и продаются в стране. Вопрос только в том, насколько вырастет, а зависит уже от конкретной группы товаров, но, безусловно, влияние на инфляцию, негативное. Рынок автокредитования итак уже перегретый — больше половины новых автомобилей покупается в кредит, потому что у людей нет денег. Год назад эта цифра была 40%. И здесь мы, к сожалению, ожидаем дальнейший рост. Даже несмотря на рост ключевой ставки, люди продолжают брать кредиты, — говорит замглавреда «За Рулем».

Напомним, в Татарстане за первое полугодие 2024 года было выдано автокредитов на общую сумму 62,59 млрд рублей. Это оказалось вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Фото KazanFirst

Как и какие авто покупать теперь

Нововведение осложнит покупку импортных автомобилей. В ряде случаев стоимость сбора может превысить цену самого автомобиля, что сделает такие покупки экономически нецелесообразными.

По мнению Александра Ковалева, ожидается резкое уменьшение спроса на автомобили, «а затем он будет плавно восстанавливаться». Важно отметить, что изменения в большей мере затронут именно импортные авто, так как отечественным производителям будут компенсировать утильсбор, а покупателям позволят взять льготный автокредит: 

— На программу льготного автокредитования будет направлено 6,5 млрд рублей, на программу льготного лизинга — 8 млрд рублей. В общей сложности эти меры помогут дополнительно реализовать свыше 36 тысяч автомобилей, — сообщили в Минпромторге РФ.

В то же время, по мнению Никиты Гудкова, «российские автомобили точно так же подорожают». Аргументирует он это тем, что кроме «российского и китайского автопрома де–факто нет», а компенсация от правительства — это «оговорка, потому что прозрачного механизма для публичного контроля этого момента нет». 

На данный момент в России производятся такие авто, как Aurus, «Москвич», Evolute, Sollers, УАЗ, ГАЗ, АвтоВАЗ. Также особо выделяются HAVAL, Hyundai и Kia — это локализованные бренды, которые открыли свое производство в России. Китайский автопром производится в Тульской области, а корейские в Санкт–Петербурге. Предполагается, что все эти бренды и получат компенсацию по утильсбору. 

В первом полугодии 2024 года лидером на российском автомобильном рынке, по данным агентства «Автостат», осталась LADA, несмотря на некоторое снижение доли до 28,83% по сравнению с 33,51% в 2023 году. Следом идет Haval, занявший 11,32% рынка. Chery имеет долю в 9,92%, теперь его конкурентом стал Geely с долей 9,61%.

Changan владеет 6,77% рынка, а Omoda 3,48%. Exeed удерживает свою долю на уровне 3,26%, немного снизившись с 3,44% в 2023 году.

Belgee и Jaecoo впервые вошли в статистику, заняв 1,96% и 1,51% рынка. Jetour показал значительный рост, увеличив свою долю до 2,01% с минимальных 0,03% годом ранее.

Что касается Татарстана, по данным ВТБ, на новые автомобили оформляются 57% всех кредитов. Среди брендов по количеству продаж продолжает лидировать LADA с долей 30,3%, за ней следуют китайские марки: Haval — 11,4%, Chery — 10%, Geely — 9,7%, Changan — 6,8% и Omoda — 3,5%.

Лидерами продаж авто с пробегом в Татарстане за I квартал 2024 года, по информации Pango Cars, остаются такие бренды, как Lada, Hyundai и Kia, а из модельного ряда чаще всего покупали Kia Rio (8%), Hyundai Solaris (6%), Lada Granta (5%) и Lada Vesta (5%).

— Сегмент бюджетных машин испытает наиболее сильный удар, потому что там сбор вырос на 250 тысяч рублей. Если посмотреть на стоимость, к примеру, Lada Granta, то это около четверти ее цены, учитывая двигатель 1,6. При этом есть автомобили с таким же мотором, но стоимостью около 5 млн рублей, и в этом случае 250–270 тысяч рублей — это гораздо меньшая доля, которая будет менее заметна. Все зависит от сегмента. Премиальный сегмент у нас и так относительно небольшой, плюс в нем специфика такова, что цена зачастую не играет большой роли. Это видно на примере продаж новых BMW и Mercedes, которые поставляются исключительно по параллельному импорту с запредельными ценами, но спрос на них все равно есть, — резюмирует заместитель главного редактора «За Рулем» Никита Гудков.

Автор материала Марк Крячко

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Выехали на «китайцах»: рынок автокредитования в Татарстане показывает рост

Comment section

8 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Авто с объемом двигателя от 2 до 3 литров это уже сегмент не рядового обычного человека, богатенькие все равно потянут это повышение, да, будет неприятно, местами обидно…но ничего, им не привыкать

  2. А не надо было в ВТО вступать, жили бы себе тихо-мирно и в ус не дули

  3. Хотели как лучше, а получается совсем грустно, думали что через повышение утильсбора произойдет стимулирование производства автомобилей в России, типа из за возросших затрат иностранные автопроизводители будут вынуждены рассмотреть возможность переноса производственных мощностей на территорию России. А власти в свою очередь расчитывали на дополнительные налоговые поступления в бюджет, опять же новые рабочие места и все в шоколаде, увы и ах, не наши производители боятся санкции и не торопятся к нам. Что и как будет дальше никому неизвестно

  4. Больше всех пострадают перекупы со своими хитрыми серыми схемами, опять вой на весь мир поднимут, проходили, знаем

  5. Понятно уж что спрос сейчас упадет, народ будет осматриваться, адаптироваться, искать варианты, там наверху свои проблемы, а у народа свои. Как лучше? Теперь уже и не знаю, за прошедший год-два ситуация настолько кардинально поменялась и куда вырулит…Будем посмотреть, торопиться не надо

  6. Надо не забывать, что этот сбор касается всего транспорта и крмерческого тоже. Грузоперевозки, спецтехника и т.п. все приведет к росту цен на все товары .

  7. Однозначно. Фраза из популярной песни группы ОКНО «Вчера опять от имени народа в стране подорожала колбаса» очень уж актуальна ((( Вместо того, чтобы исконно российские авто сделать лучше, проще создать препоны для ввоза авто из-за бугра (((

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *