«Дай бог в сроки уложиться»: в АО «Туполев» уволили директора

Фото: tatarstan.ru

Должность покинул не проработавший здесь и года Константин Тимофеев. Управлять компанией доверили Александру Бобрышеву, который уже руководил «Туполевым» несколько лет назад. Эксперты обращают внимание, что перестановки произошли на фоне недовольства властей РФ переносом сроков поставок отечественных самолетов. Но ускорить гражданские программы, по их мнению, вряд ли получится.

О смене руководства в ОА «Туполев» сообщила пресс-служба ОАК (является структурой госкорпорации «Ростех»). Управляющий директор компании Константин Тимофеев покидает эту должность. На его место назначен заместитель гендиректора корпорации по управлению программами оперативно-тактической авиации Александр Бобрышев. Он уже руководил «Туполевым» в 2009-2013 годах.

«Это позволит усилить контроль со стороны головной компании за реализацией программ стратегической авиации», — сказано в релизе ОАК.

Кроме того, был уволен гендиректор ПАО «Яковлев» Андрей Богинский. Управлять этой компанией станет непосредственно гендиректор ОАК Вадим Бадеха, совмещая две должности. Бадеха руководит корпорацией с начала ноября, сменив на посту гендиректора Юрия Слюсаря (стал врио губернатора Ростовской области).

В пресс-службе ОАК подчеркнули «особую важность реализации приоритетных гражданских программ» авиастроительной корпорации, а также «необходимость в беспрецедентно сжатые сроки реализовать задачи импортозамещения, сертификации и запуска серийного производства отечественных гражданских лайнеров».

Александр Бобрышев (слева). Фото: tatarstan.ru

Провал программы гражданской авиации?

«Передача управления на уровень головной компании ОАК позволит сконцентрировать все ресурсы корпорации на выполнении конкретных задач по своевременной сертификации и запуску серийного производства линейки отечественных гражданских лайнеров», — резюмировали в пресс-службе.

По данным одного источника «Коммерсанта», Богинский уволен по указанию премьера Михаила Мишустина «за провал программы гражданской авиации».

АО «Туполев» является дочкой ОАК. Компания состоит из четырех филиалов — это Казанский авиационный завод им. Горбунова (в прошлом КАПО), Жуковская летно-испытательная и два конструкторских бюро в Самаре и Ульяновске. После 2022 года «Туполев» находится под санкциями ЕС, США и некоторых других стран.

Казанский авиазавод как филиал «Туполева» является одним из крупнейших предприятий авиационной промышленности РФ. Завод работает с 1932 года, но в 1990-х годах был на грани банкротства и имел лишь единичные заказы на производство Ту-214 специального назначения. О проблемах завода недавно вспоминал мэр Казани Ильсур Метшин.

Рустам Минниханов и Николай Савицких. Фото: tatarstan.ru

Сейчас КАЗ производит стратегические ракетоносцы Ту-160, пассажирские самолеты Ту-214, ремонт и дальнейшее совершенствование Ту-160, Ту-22М3. Казанским авиазаводом с 2013 года руководит Николай Савицких, он же с 2016 года является первым замгендиректора «Туполева». Советом директоров АО «Туполев» руководит раис Татарстана Рустам Минниханов.

Среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет Ту-214 был разработан еще в 1980-х годах и выпускался в Казани с 1996 года, но в  ограниченных объемах. В марте 2022 года после начала СВО «Ростех» заявил о возможности возобновления серийного выпуска Ту-214. Сейчас идет масштабная технологическая модернизация производства этих самолетов. Ту-214 сможет перевозить до 207 человек. Максимальная дальность — до 9 тысяч километров.

В 2023 году премьер-министр РФ Михаил Мишустин, посещая Казань, сообщил, что из Фонда национального благосостояния России на организацию серийного производства Ту-214 (20 единиц в год) направят 41,8 млрд рублей, а еще 42 млрд рублей «Ростех» привлечет через дополнительный выпуск облигаций. О намерениях приобрести самолеты заявлял «Аэрофлот» и татарстанская авиакомпания «ЮВТ аэро». Мишустин говорил, что потребность в самолетах Ту-214, которые производит КАЗ, составляет 150 единиц до 2032 года. Однако срок выпуска неоднократно переносился. В июне этого года сообщалось, что авиазавод к концу года поставит лишь одно судно вместо семи, а в 2025 году — четыре самолета вместо десяти.

Денис Мантуров на Казанском авиазаводе. Фото: правительство РФ

Быстрее запустить массовое производство

Перед саммитом БРИКС в октябре этого года Казанский авиазавод посетил первый вице-премьер РФ Денис Мантуров. Тогда управляющий директор АО «Туполев» Константин Тимофеев рассказывал, что предприятие завершит модернизацию до конца 2026 года. Новые помещения и оборудование должны обеспечить строительство 20 самолетов Ту-214 в год.

На прошлой неделе Михаил Мишустин призвал быстрее запустить массовое производство современных отечественных самолетов и вертолетов. По его словам, гражданские самолеты нужны, чтобы наращивать интенсивность авиасообщения в стране, — такую задачу ранее ставил президент РФ Владимир Путин.

Константин Тимофеев был директором АО «Туполев» меньше года. Эту должность он занял 17 января 2024 года. А с 2023 года был первым заместителем гендиректора ОАК. Тимофеев родился в Казани в 1973 году. Окончил Казанский государственный финансово-экономический институт и Московский авиационный институт. Долгое время он также работал в мэрии Москвы под руководством вице-мэра Марата Хуснуллина (в прошлом министр строительства республики, а сейчас вице-премьер РФ).

Денис Мантуров на Казанском авиазаводе. Фото: правительство РФ

Александру Бобрышеву в этом году исполнилось 75 лет, он уроженец Кемеровской области. Окончил Новосибирский авиационный техникум и Новосибирский электротехнический институт. Много лет работал на Новосибирском авиазаводе и возглавлял его в 1997-2006 годах. Затем он был членом Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, а в 2009 году стал руководить «Туполевым». В 2013 году на небольшой срок был назначен директором Казанского авиазавода, но затем ушел работать директором Межгосударственного авиационного комитета (МАК). С 2015 года работал в ОАК.

«Все чаще сроки поставок самолетов сдвигаются»

— С гражданскими программами ситуация предельно проста: необходимо произвести импортозамещение. Даже если речь идет о Ту-214, в котором количество иностранных комплектующих было минимальным в сравнении с другими отечественными лайнерами, все равно по понятным причинам нужно время, чтобы новые комплектующие можно было разработать и испытать, — рассказал KazanFirst исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Фото: tatarstan.ru

По его словам, «сложилась очевидная ситуация, когда президент говорит о необходимости ускорить программы гражданской авиации, премьер-министр об этом говорит постоянно», однако «промышленность хоть и демонстрирует результаты, но все чаще ожидаемые сроки поставок самолетов сдвигаются».

— Можно предположить, что после очередного совещания на высоком уровне было принято решение провести масштабные кадровые перестановки. Тем более в ОАК сменилось первое лицо. Логично ожидать, что последуют и другие изменения в руководстве, — полагает Пантелеев.

Эксперт добавил, что «есть основания говорить о проблемах с переносом сроков начала поставок». Впрочем, Олег Пантелеев не уверен, что эти перестановки «приведут к улучшению ситуации с гражданским самолетостроением».

— Это не связано с конкретными персоналиями, поскольку в ОАК происходит реструктуризация самой корпорации. Одновременно Богинский снят с поста «Яковлева», но функции переданы главе корпорации. То есть идет формирование другой вертикали власти и структура управления активами становится более централизованной, — отмечает главред портала Avia.ru Роман Гусаров.

Фото: tatarstan.ru

По его словам, сегодня ни «Туполев», ни «Яковлев» «не могут самостоятельно производить самолеты», поскольку есть множество других предприятий, которые изготавливают комплектующие.

— Если кто-то из смежников вам не поставит чего-то, вы на него и повлиять не сможете, и отвечать за выпуск самолета будете. Здесь нужно, чтобы управляли люди с более высокими полномочиями. Будем надеяться, что это позволит если не ускорить, то хотя бы опять не сдвигать сроки поставок. Сроки и так сжатые. Быстрее точно не получится. Дай бог в них уложиться, — заключил авиационный эксперт.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: Китайским авто ищут место в России: в Татарстане могут открыть завод FAW

Comment section

4 КОММЕНТАРИЯ
  1. все таки лучше когда компанией да и чем бы то ни было управляет знающий человек с опытом, если уже был опыт прям там же тем более

  2. Уже сколько времени прошло с этих санкций, пора шевелиться и самим производит все запчасти и самолеты целиком

  3. Что они там все сидят, штаны что ли просиживают руководители?? Если сам президент уже говорит что надо ускоряться, стыдно должно быть столько тянуть и постоянно переносить! Может хоть Бобрышев исправит ситуацию. Посмотрим что из этого получится!

  4. Ничего не получится. Хрен на хрен менять — только время терять. Личная ответственность нужна и полномочия соответствующие

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *