Всемирному форуму татарской молодежи в этом году 20 лет, однако юбилей некогда значимая и заметная республиканская структура оставила незамеченным. Почему так произошло, кто сейчас руководит форумом и из-за чего отменили его Съезд, разбирался KazanFirst.
Без помпезных поздравлений и праздничных встреч в этом году отмечает свой 20-й день рождения Всемирный форум татарской молодежи (ВФТМ). Казалось бы, солидный возраст для общественной организации, но почему-то праздник остался не замеченным ни лицами на руководящих должностях, ни самим Конгрессом татар, в котором и трудятся инициативные молодые люди. Да и сами активисты не акцентируют на этом особого внимания.
– Работы у нас сейчас очень много, – со смущенной улыбкой поясняет нынешний председатель ВФТМ Райнур Хасанов в разговоре с журналистом KazanFirst.
Действительно, к моменту нашей встречи команда готовилась к проведению, возможно, своего самого масштабного проекта – фестиваля «Печән базары», который прошел в прошлую субботу на набережной озера Кабан.
Татарин из Башкирии: кто сейчас во главе ВФТМ?
После неожиданного ухода с поста председателя ВФТМ Табриса Яруллина в 2019 году форум, стоит признать, так еще и не обрел свое узнаваемое «лицо компании». Ленария Муслюмова, которая пришла на место Яруллина, продержалась в кресле руководителя относительно недолго – всего два срока, то есть четыре года. А кто теперь возглавляет молодежное крыло конгресса татар?
Райнуру Хасанову 24 года. Он родился в Башкортостане. В 2013 году переехал в Казань. Окончил лицей-интернат №2. В школьные годы стал вести активную общественную жизнь, создавать татарские проекты разного характера и изучать IT-отрасль. После школы продолжил свое развитие в IT, поступил в ИТИС КФУ.
– Про форум я знал еще со школы. Всегда участвовал во всех их мероприятиях, как волонтер тоже. В январе 2019 года форум объявил проект «Ачык университет», я записался на курс по истории, там познакомился с Айратом Файзрахмановым, Радифом Кашаповым. Они узнали, что я учусь в IT-направлении, и предложили мне создать цифровую платформу для этого проекта, то есть онлайн-школу. Мне эта идея очень понравилась, и уже на следующий день я принес макет сайта. Так потихоньку стали работать. С этого начался мой путь в форуме. Потом потихоньку подключился и к другим проектам, – рассказывает он о себе.
По словам Райнура, его избрание на пост председателя форума не было для него чем-то неожиданным. Он готовился к назначению, поэтапно перенимая все дела у Муслюмовой.
– Она мне говорила: «Райнур, потихоньку готовься. Мы в этой должности видим только тебя», – вспоминает Хасанов.
Своим положением собеседник на сегодня доволен. Он отмечает, что ему нравится эта сфера деятельности, особенно все то, что касается национальной тематики. Но, конечно, не обходится и без сложностей.
– Многим кажется, что все, чем мы занимаемся, – это творчество, но есть и то, что скрыто от глаз. Говоря одним словом – бюрократия. Чтобы провести одно мероприятие, нужно обойти столько инстанций! – делится он.
ВФТМ сегодня – это…
Несмотря на то, что ВФТМ за все время своего существования был и остается единственной масштабной структурой не только в республике, но и во всем мире, способной создавать и развивать национальную политику среди молодых татар, нельзя сказать, что организация избалована вниманием. О ней мало говорят, в последние годы практически ничего не пишут и в СМИ. В чем дело? Чем занимаются на форуме?
В 2004 году, когда форум создавался, его целью был обозначен поиск путей сохранения молодым поколением татар национальных ценностей, таких как знание родного языка, своей истории и культуры, определение ориентиров развития нации на ближайшую перспективу. Несмотря на годы и большие перемены в мире, эти задачи так и остались для ВФТМ главными. И все же кое-что новенькое для себя нынешний председатель форума Райнур Хасанов выделить сумел.
– Мы придерживаемся слогана «Татарское актуализируем, актуальное – татаризируем». Но я ведь еще и айтишник, поэтому для меня важна цифровизация, которая у нас до этого времени не получала особого внимания. Мы хотим оцифровать наше культурное наследие через текст, аудио, видео, картинки. Мы начали с текстов. По нашим подсчетам, чтобы искусственный интеллект мог построить татарскую языковую модель, нам нужно 700 млн слов. Сейчас их у нас есть 250 млн, мы продолжаем собирать лексику из разных источников: из книг, из СМИ. Когда база будет готова, мы будем предлагать ее всем мировым крупным корпорациям, чтобы они могли с легкостью интегрировать новый язык в свою работу, – рассказал спикер.
Специально под новые цели в форуме сформировалась отдельная группа активистов – «Нейротатары». Работают они, конечно, бесплатно, в свободное время. Если бы у форума были средства и свободные кадры, то дела стали бы продвигаться гораздо быстрее, подчеркивает Хасанов.
К слову, сегодня в команде ВФТМ активно трудится около 60 человек, из них лишь пять трудоустроены официально.
– Конечно, я бы увеличил штат, но это все зависит от ресурсов конгресса, от того, насколько он себе может это позволить. Хорошо, что тот, кто приходит в наше движение, прекрасно понимает, ради чего он сюда идет. Каждый, кто приходит к нам, получает огромный личностный рост, – считает Хасанов.
К слову, денег сегодня не хватает не только на новые задачи, но и на самые первые проекты форума. Речь идет о фестивале «Мин татарча сөйләшәм» и «Печән базары».
– Финансов на проведение этих мероприятий на высоком уровне нам не хватает. Дефицит уже третий год. Приходится просить дополнительные средства, потому что цены на все растут очень быстро. Например, на «Печән базары» мы отказались от сцены, поэтому концерт в день акции будет просто на площадке, а раньше сцена была. Показ мод тоже пришлось убрать. Мы сократили периметр территории, потому что обеспечение безопасности и так забирает у нас уже треть бюджета. Остальная часть денег уходит на аренду оборудования. Хорошо, что нам очень помогает Конгресс татар, – поделился спикер.
О несостоявшемся Съезде татарской молодежи
С 21 по 25 августа в Казани должен был вовсю кипеть IX Всемирный форум татарской молодежи. Однако не всем планам суждено сбыться. Встречу ВФТМ, как и многие другие крупные мероприятия, пришлось отложить из-за проведения в столице крупных международных мероприятий.
– Сначала мы расстроились, а потом подумали, что в следующем году мы могли бы провести съезд в апреле, а заодно показать нашим делегатам нашу акцию «Мин татарча сөйләшәм», которой, к слову, будет уже 20 лет. Это первый проект ВФТМ и, как по мне, главное детище нашей организации, – вспоминает Хасанов. – Мне хочется показать молодежи из регионов, что есть альтернативная музыка, что язык, культура – это не только фольклор, что на языке можно получать образование, делать какие-то концептуальные проекты, можно интегрировать язык в город.
В этот момент Хасанов приоткрыл завесу тайны: следующий «Мин татарча сөйләшәм» хотят провести снова в Кремле, но гораздо масштабнее, чем это было раньше. А на самом съезде ребята готовят насыщенную программу, которая будет состоять из шести блоков: предпринимательство, современная культура, образовательные проекты, история, медиа и цифровизация.
А пока форум готовится к проведению очередных массовых мероприятий, которые запланированы до конца этого года. Среди них – конкурс красоты и талантов «Татар кызы», акция «Татарча диктант», фестиваль Jadid Fest и образовательные курсы «Акыл фабрикасы», которые пройдут сразу в нескольких городах республики.
Татарские общественные деятели, так или иначе знакомые с деятельностью ВФТМ, в один голос твердят, что деятельность форума важна для татарского народа не только Казани, но и всего мира, несмотря на то, что периодически о них совсем ничего не видно и не слышно.
– Да, возможно, форуму должно уделяться большее внимание, должна быть большая поддержка материальная, потому что на одном энтузиазме далеко не уедешь. Но чтобы обратить на себя внимание, нужно больше проявляться. Многое зависит и от лидера. Недостаточно быть интеллектуалом, нужно обладать еще и немалой харизмой, быть пронырливее, – высказался депутат Госсовета Татарстана Ркаил Зайдулла.
В значимости ВФТМ сомневаться не приходится, уверен и Айрат Файзрахманов, участник всех форумов начиная с 2006 года, а также заместитель председателя форума в 2014-2020 годах. Если изначально форум, по его наблюдениям, был общественно-политической площадкой, то сейчас он больше отвечает за реализацию языковых и культурных проектов.
– Форум объединяет разные инициативы в отношении татарского языка и татарской культуры. Акции «Мин татарча сөйләшәм» и «Печән базары» – это прекрасные доказательства реализации данной миссии. Помимо этого мы продолжаем отстаивать права татарского народа в языковом и культурном плане, пишем письма в ответ на вещи, которые нас задевают, обращаемся в СМИ в рамках действующего законодательства. Это вторая глобальная задача, которая всегда была у форума, – говорит собеседник.
Как отмечает Файзрахманов, форум взял новое направление роста в 2013-2014 годах, когда татарские активисты стали уделять больше внимания культуре. Именно культурно-языковые проекты дают наибольший эффект, как выразился сам спикер – мультипликативный.
– Мы это видим, чувствуем. Если кто-то готовит один татарский проект, в это вовлекается много людей. Задействованы родственники, знакомые, их становится все больше и больше. Мы надеемся, что опосредованно мы на это тоже повлияли. Я не говорю, что, например, проекты «Калеб» или «Татарча стендап» – это наши проекты. Просто мы создали такую татар-френдли среду, где говорить на татарском стало модно. Это все не только наша заслуга, но она появилась не без нашего влияния. Когда в кафе звучит татарская музыка, когда появляются какие-то новые татарские названия, когда кто-то хоть два слова говорит на татарском – душа радуется! Мы столько за это боролись, – подытожил Файзрахманов.
А почему татар Фрэндли среда? Татар дуслар среда! Сразу всем понятно станет!
Вообще как то действительно нужно чтобы дети сохраняли традицию, язык, блюда, гостеприимство. По моему осталось все это тол ко в деревнях