МРОТ или бесплатно: cколько садоводы хотят платить председателям СНТ

Председатели садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ) в Татарстане зачастую получают зарплату в размере МРОТ, поэтому на эти места идут неквалифицированные кадры. В результате качество управления товариществами в республике оставляет желать лучшего.

— Председателям СНТ нужно платить зарплату из бюджета! Приравнять их по статусу к главам поселений и платить от 50 тысяч рублей в месяц, — заявил в разговоре с журналистом KazanFirst председатель Ассоциации садоводов Юго-Востока РТ (объединяет СНТ восьми районов республики) Азат Гильфанов.

Идея смелая, но, как выяснилось, не новая. Председатель Общественного совета садоводов РТ при партии «Единая Россия» Дмитрий Воробьев сказал о том, что Гильфанов не первый, от кого он об этой идее слышит. Сам Воробьев от нее не в восторге.

— Председатели в таком случае ведь становятся чиновниками, а СНТ попадает в зависимость от государства, — сказал Воробьев.

Председатель Ассоциации СНТ Зеленодольского района Екатерина Павлова так же раскритиковала предложение Гильфанова. Она указала на то, что оно юридически не вяжется ни с 217-м законом о садоводстве, ни с законодательством о некоммерческих организациях.

— С такой логикой можно предложить установить бюджетную зарплату и директорам ООО, и даже индивидуальным предпринимателям. Председатель СНТ — руководитель некоммерческой организации, существующей за счет взносов ее членов. Что-то здесь менять нецелесообразно, — считает Екатерина Васильевна.

Но Гильфанов привел собственные аргументы.

— У нас в Ассоциации около 20 СНТ. Членские взносы — 300-400 рублей за сотку, где-то 350-450 рублей, — рассказывает Гильфанов.

Получается, что 400 рублей за сотку — это 2 000 рублей с участка, а если в обществе 500 активных членов, то это миллион рублей в год на все: на оплату воды и электроэнергии, вывоз ТБО, на покрытие налогов, на непредвиденные расходы, штрафы. На зарплату тогда может не остаться ничего.

— У меня (в Ассоциации) во многих СНТ председатели работают либо за копейки, либо совсем бесплатно, — сообщает собеседник.

На таких условиях за очень хлопотную и очень ответственную работу могут взяться разве что пенсионеры. 

— А они не могут правильно составить смету. Площадь общества не могут правильно определить. Работа с должниками проводится некачественно. Собираемость членских взносов — 60%, и это в лучшем случае! — констатирует Гильфанов.

Еще он призывает учесть психологию многих садоводов, особенно тех, кому за 60: они всегда ищут причины не повышать ежегодные взносы на общем собрании.

— «Не работаете зимой — нечего зимой зарплату получать!» — кричат садоводы председателям во время собраний, — рассказывает глава Ассоциации Юго-Востока. — Председатели зимой еще как работают! Но уверенным в обратном что-либо объяснять бесполезно.

При этом СНТ приносит налоги в бюджет района или для сельского поселения, и чем СНТ крепче, тем оно платежеспособнее. Это оживление местной экономики и повышение уровня жизни граждан. Еще следует учесть, что действует программа бюджетной поддержки СНТ, Татарстан ежегодно дает «садам» миллионы рублей, а их нужно грамотно, квалифицированно освоить, для чего нужен квалифицированный управленец.

— Это ведь общественная деятельность, добровольная. Я как председатель помогаю своему СНТ. Поэтому председатели получают в основном «минималки». А живут на основной заработок, — рассказал глава казанского отделения Союза садоводов РТ Сергей Евстратов, который, получая МРОТ, зарабатывает логистикой и консультациями.

— Зарплата многих председателей СНТ нашего района — МРОТ, 19 242 рубля. Надо понимать, многие работают по совместительству и это не основной заработок председателя, — говорит и руководитель Ассоциации садоводов Верхнеуслонского района Павел Бойко.

— Если в СНТ 100-150 участков, то это — МРОТ. Если больше — 25-30 тысяч, — говорит коллега Бойко в Зеленодольском районе Екатерина Павлова.

— СНТ, как и любое юрлицо, имеет код видов экономической деятельности, ОКВЭД. Как правило, это выращивание сельхозкультур, но некоторые зачем-то пишут «управление нежилым фондом». По виду есть статистика зарплат у налоговой. Если мне память не изменяет, то по сельхозкультурам средняя зарплата в прошлом году в IV квартале была почти 40 тысяч! — утверждает Воробьев.

Другими словами, там, где садоводы понимают всю важность работы председателя, последние получают в среднем около 40 тысяч рублей в месяц. Существенную надбавку к основному заработку получают председатели тех обществ, у которых есть мощная поддержка со стороны властей. Это, например, Зеленодольский, Верхнеуслонский, некоторые другие районы.

— Но многие местные муниципалитеты не хотят заниматься садоводством! Ну не хотят, и все! — констатирует Воробьев.

— В Азнакаево и Бавлах отличное отношение. В Уруссу, Заинске и в Джалиле не мешают, и в принципе если говорить о проблемах, то помогут. В Альметьевске начали работать с садоводами. В Бугульме позиция непонятная, точнее, минус чем плюс (исключение — пгт. Карабаш), а про Лениногорск сами знаете как, — говорит Гильфанов.

По поводу Лениногорска. Года два назад председатель Союза садоводов РТ пригласил журналиста KazanFirst пообщаться непосредственно с садоводами и властями. И оказалось, что лениногорские чиновники садоводов в упор не видят.

Между тем напрашивается вывод, что самая существенная поддержка — это найти «саду» эффективного управленца. Местным муниципалитетам в районах стоит целенаправленно искать людей, способных квалифицированно, на уровне современных требований «рулить» СНТ. Находить и предлагать их садоводам. Любой район от этого только выиграет, как и республика в целом.


Старо-Татарская слобода перестанет быть самой скучной достопримечательностью Казани