В сентябре вступил в силу закон для таксистов о наличии обязательного страхования перед пассажирами. Минтранс РФ и таксопарки Татарстана прогнозировали дефицит рабочих и рост цен. Однако спустя месяц дефицита не наблюдается, а вот зарплаты таксистов выросли до порядка 100 тысяч и больше. По словам экспертов, «люди стали больше интересоваться работой в такси».
По данным исследования сервиса «Зарплата.ру», в августе 2024 года средняя зарплата таксистов составила 80 тысяч рублей. При этом в вакансиях доход варьируется в пределах 50-180 тысяч рублей. Сообщается, что зарплатные ожидания составляют 50 тысяч рублей. Количество вакансий за год выросло на 14%, а вот число резюме соискателей снизилось на 8%.
Директор категории «Такси, транспорт и логистика» в «Авито. Работа» Артем Егоренков подтверждает, что в Татарстане «наблюдается нехватка свободных специалистов, обладающих необходимыми навыками и квалификацией». Сейчас «спрос работодателей превышает возможное предложение со стороны кандидатов».
– Средние предлагаемые зарплаты в первом полугодии 2024 года составили 128 тысяч рублей, что на 40% больше, чем в прошлом году (91 858 рублей). Однако работодатели нередко указывают зарплатную вилку с учетом максимальных значений, поэтому соискателям важно уточнять, при каких условиях достижимы заявленные суммы. Реальный доход таких работников варьируется и зачастую оказывается ниже, поскольку зависит от количества выполненных заказов и других факторов, – рассказал эксперт.
По данным исследования «Авито Работы», в Татарстане на сегодняшний день опубликовано порядка 1,5 тысячи вакансий для водителей такси. Так, в первом полугодии этого года спрос на работников остается стабильным. Однако директор hh.ru ПФО Альбина Султанова, наоборот, отмечает активный рост интереса к работе.
– Интересно, что люди стали больше интересоваться работой в такси и разместили почти 5 тысяч резюме, превысив прошлогодние показатели активности на 23%. Несмотря на повышение активности жителей Татарстана, желающих найти работу в такси, рынок труда все равно испытывает нехватку кадров. Так, сейчас на одну вакансию в сфере такси приходится лишь 3 кандидата, что в 2 раза меньше нормы, – рассказала KazanFirst Султанова.
По ее словам, в Татарстане зарплата в целом в транспортной сфере превысила почти 88 тысяч, что на 47% больше, чем в 2023 году, а также на 34% больше, чем средний доход местного жителя. По данным Татарстанстата, в первом полугодии средний доход в республике составил 69,4 тысячи рублей. За последние 30 дней татарстанские работодатели искали более 1,8 тысячи водителей, что на 22% больше, чем в начале осени 2023 года. Наибольшее число вакансий для водителей размещают работодатели из Казани, Набережных Челнов и Елабуги, подчеркивает директор сервиса.
Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников рассказал KazanFirst, что за последний год отрасль потеряла в среднем по регионам 40-50% водителей. По его мнению, водители идут неохотно из-за зарегулированного рынка, в котором практически невозможно работать.
– Стоимость поездок и выручка водителей увеличились. Однако это не должно вводить в заблуждение, что водители стали лучше жить. Расходы на оказание услуги перевозки увеличиваются быстрее, чем доходы. Это постоянно растущая стоимость новых автомобилей, запчастей, ремонта и обслуживания, топлива, страхования, кредитования, амортизации. Это еще и расходы на перекраску автомобиля в установленный регионом цвет. В итоге заработок водителей остается прежним, – сообщил спикер.
Напомним, что с 1 сентября в силу вступил закон для такси о наличии необходимого полиса ОСГОП — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика такси перед пассажирами. Он должен быть заключен на каждый автомобиль, внесенный в региональный реестр легковых такси, а информация о его наличии должна быть в салоне транспорта. При его отсутствии в автосалоне предусмотрен штраф до 3 тысяч рублей для водителей и до 30 тысяч рублей — для организаций. В августе, согласно данным Минтранса РФ, 75% водителей не выполнили требования нового закона, а один из татарстанских сервисов заказа такси указывал, что 99% самозанятых не смогут приобрести полис.
Закон предусматривает обязательные медицинские осмотры, заполнение путевых листов, а также предрейсовый или предсменный технический осмотр автомобиля. Водителям необходимо перекрасить транспорт в цвета, которые установлены в регионе.
В сервисе «Максим» признались, что на отток водителей ОСГОП сейчас не влияет. У перевозчиков, которые к 1 сентября уже имели разрешение на деятельность такси, есть время купить полис ОСГОП до ноября, согласно разъяснениям Минтранса РФ, подчеркнул Стенников.
– В Госдуме с участием, в том числе, экспертов сервиса «Максим» активно обсуждается необходимость регулировать таксопарки и самозанятых перевозчиков с личными автомобилями по-разному, упростить требования и вход на рынок для частных водителей. Это единственное возможное решение, – рассказали в пресс-службе ведомства.
При этом спикер выявил опасение, что с введением второго вида страхования новых обращений перевозчиков за разрешениями станет меньше. С начала 2025 года уже можно будет отслеживать и оценивать влияние дополнительного страхования на количество действующих разрешений в реестрах. В ближайшие месяцы в сервисе ожидают рост цен на поездку в такси.
В августе в Татарстане средняя стоимость такси составила 31,6 рубля за 1 км пути. Такие данные приводит Росстат. Она осталась почти на уровне прошлого месяца (-1%), а за год выросла на 6,6%. При этом показатель ниже, чем в среднем по ПФО (35,2 рубля) и в России (44,8 рубля).
Что происходит в работе таксиста и с его зарплатой?
Победительница конкурса «Лучший водитель такси России» и «Автоледи Татарстана» Луиза Бадреева рассказала KazanFirst, что после закона с 1 сентября в ее работе ничего не поменялось. По ее словам, путевой лист и ОСГОП не зависят друг от друга. Собеседница в конце августа оформила документ в страховой компании и никаких препятствий для самозанятых не нашла.
– Предлагаемая зарплата 128 тысяч рублей – это условно. Из этой суммы 20% при минимальном показателе, иногда варьируется до 25-30%, уходит агрегатору. На расход топлива – 10-15% от заработка, также налог 3-5% как самозанятому или ИП. Если сложить все медосмотры, техосмотры, страховки, а если еще на своей машине работать, то всего получается 50-60%. Вычитаем и получается 64-78 тысяч рублей, – рассчитала доход таксиста собеседница.
По словам спикера, 128 тысяч рублей зарабатывают те, кто работает по 12 часов и более. По закону водитель имеет право работать 8 часов с учетом перерыва при пятидневной рабочей смене, дальше он имеет право не работать, объяснила Бадреева.
Зарплата с меньшей суммой указывается «чистой», то есть условный средний доход за вычетом аренды автомобиля, расходов на бензин и комиссии агрегатора, с большей суммой – доход до вычета, подтверждает PR-менеджер «Зарплаты.ру» Татьяна Старостина.
– На зарплату также существенно влияет тариф. Под него необходима машина определенного класса и года выпуска, время работы на линии, время выхода на линию и много других факторов. В целом изменения медианной зарплаты за год не произошло, – рассказала эксперт.
Водитель такси (анонимно по просьбе собеседника) так же не обнаружил изменений в работе после внедрения обязательного страхования. По его словам, он стабильно зарабатывает порядка 170 тысяч рублей.
– Мы ведь, таксисты, находимся не в равных условиях работы. Есть те, кто работает 20 лет и 3-5 лет, и у нас будут разные заработки. Сейчас зарплата водителя такси зависит от приоритета баллов в компании. Если у кого-то 20 баллов, он будет меньше зарабатывать, а чем больше, тем выше. Но вот новым водителям или кто мало работал приходится ждать заказы по несколько минут или даже по полчаса, – рассказал KazanFirst таксист.
Спикер подчеркнул, что именно по этой причине не идут работать в такси, потому что нужно начинать делать все с нуля: получать приоритет, баллы, что дается не сразу. По его словам, новички приходят и через две недели понимают, что не могут заработать, увольняются, а те, кто хочет, стабильно работают и выходят на 150 тысяч рублей.
Еще одна причина, почему люди не идут работать в такси, – оформление самозанятости или ИП. Если в течение определенного срока этого не сделать, то заблокируется доступ к работе, добавил эксперт.
– Тех, кто подрабатывает и подвозит людей до или после работы, сейчас не станет, потому что помимо самозанятости нужно оформлять лицензию на такси именно на автомобиль. Многие не хотят этого делать, потому что при продаже автомобиля не любят брать машину из такси, – отметил водитель.
Работа таксопарков не соответствует требованиям?
По словам таксиста, в регионе нет таксопарков, которые соответствовали бы таким требованиям, как автомобили с лицензиями, свои страховки такси ОСАГО. Такие парки ни за что не отвечают в случае происшествия.
– Там же еще условия появились, что работать могут водители только с российскими правами, соответственно, если у приезжих не было прав, они уходят. Это заметно. Заметил в сентябре, что цены выросли в разы. Утром за пятнадцатиминутную поездку выходило 800-900 рублей. Для меня как таксиста – очень хорошо, но для клиентов – дорого. Год назад днем цены понижались, потому что спроса не было. Случалось, что студенты вчетвером садились с института до ближайшей столовой и доезжали за 80 рублей. Скидывались по 20 рублей и получалось дешевле чем в автобусе. В такси не должно быть такого, – заключил собеседник.
То, что работа таксопарков не соответствует требованиям, подтверждает водитель сервиса Яндекс.Такси Михаил Иванов (имя изменено по просьбе собеседника. – Ред.). По его предположению, многие станции уйдут, потому что работникам необходимо зарегистрироваться в качестве самозанятых, чего они не желают. Также таксист добавил, что после ужесточения закона стало проблематично работать, из-за чего число работников-приезжих уменьшилось. Тем не менее водителей достаточно, дефицит не ощущается.
– Сколько работаешь, столько и получаешь, там же сразу оплата идет и сразу вычет комиссии из оплаты за проезд. Если цена на поездки не выросла, то и зарплата не растет. Но нет такого понятия, как зарплата, потому что как только заказ приходит, сразу же деньги на карту поступают. Все зависит только от оплаты, например, когда, в новогодние праздники я ездил, цены были бешеными. Если ездить по частным секторам, то цены мелкие. Если за неделю сделаешь 100 заказов, то с каждым разом на неделю могут дать еще больше заказов, – рассказал собеседник.
Новый закон только усложняет жизнь таксистам! Вместо того чтобы помогать, государство вводит ненужные ограничения, осмотры и перекраска — всё это ударяет по карману, а зарплата не покрывает такие траты. Условия становятся просто невыносимыми!
бамбилы уже ищут новую работу
Нужно учитывать, что реальные доходы могут быть ниже из-за увеличившихся расходов. Возможно, вместо того чтобы просто поднимать требования, нужно работать над снижением стоимости страхования
Зарплаты водителей такси растут,все время в соцсетях свои скрины размещают. самое главное это безопасность пассажиров,ради этого любые изменения допустимы