Рабочие руки в дефиците: молодежь Татарстана идет на завод за смыслом

В республике найти токаря или слесаря работодателю сегодня сложнее, чем инженера. Молодёжь не спешит в цеха — её интересует не только зарплата, но и возможность развития, поддержка и дружеская атмосфера. Предприятия ищут новые способы удержать кадры.

Промышленность Татарстана, как и многие другие сферы экономики, продолжает страдать от нехватки рабочих рук. Проблема, о которой ещё несколько лет назад говорили как о «точечной», сегодня стала системной.

Согласно исследованию hh.ru, потребность заводов республики в новых сотрудниках растёт. По сравнению с началом 2023 к ноябрю прошлого года потребность увеличилась на 30%. При этом активность соискателей продолжает снижаться.

— На кадровом рынке мы наблюдаем огромные противоречия в том, как происходит активность среди соискателей: она снижается. Сентябрь традиционно считается месяцем, когда все активно ищут работу. Но статистика показывает, что сегодня соискательская активность не такая высокая и она не закрывает потребности бизнеса, — рассказала эксперт hh.ru, менеджер по сопровождению клиентов Анна Медлева.

По её словам, почти 55% всех вакансий Татарстана приходится на «синих воротничков» — рабочих специалистов. Причём найти токаря, сварщика, оператора станка или электромонтёра работодателю зачастую сложнее, чем инженера. 

Молодёжь хочет работать по гибкому графику и в нетоксичном коллективе 

Сегодняшняя молодёжь выбирает работу иначе. Почти 40% молодых специалистов без опыта работы готовы начать работать на зарплату от 50 до 100 тысяч рублей, ещё 28% рассчитывают на первые 100 тысяч и выше. Но, как отмечают эксперты, важнее для них не деньги, а смысл работы и комфортная среда.

— Расскажу предысторию, когда мы сопровождали «Нижнекамскнефтехим» десять лет назад. Люди стояли в очереди, всё было из постсоветского пространства. Мы общались с бывшим HR-департаментом о том, как они привлекали сотрудников. Нам говорили: «А зачем вы в длинную очередь стоите?». Теперь очереди нигде не стоят, а молодёжь обращает внимание не только на зарплату, но и на другие вещи. Сегодняшняя молодёжь совершенно точно не бежит за деньгами, а за большими смыслами, — отметила директор hh.ru Поволжье Альбина Султанова.

Помимо дохода, молодёжь ценит баланс между работой и личной жизнью. Треть опрошенных хотят гибкий график, но работать при этом 40 часов в неделю. Сменный график, который чаще всего предлагают на заводах, выбирают лишь 17%.

— Практически 40% хотят работать по гибкому графику, а 15% вообще предпочли бы возможность работать из любой точки мира, — отмечает Медлева. — Молодёжь уделяет большое внимание психологическому здоровью и отношениям с коллегами. 31% раздражает «токсичность» в коллективе. Дедовщина и нежелание опытных делиться знаниями остаются стоп-факторами для соискателей.

Каждый третий молодой специалист не согласен работать в токсичном коллективе даже за высокую зарплату. Половина говорит, что решение о работе зависит от отношений с коллегами.

Отсутствие перспектив и возможностей для обучения тоже отпугивает молодых специалистов. 34% готовы работать на производстве при условии, что работодатель предлагает обучение и карьерный рост.

Сегодня предприятия Татарстана делают ставку на молодёжь как стратегический ресурс. Стажировки, целевое обучение, наставничество и возможность карьерного роста помогают удерживать молодых сотрудников и формировать кадры будущего.

«Мы уже успели многое сделать, чтобы удержать молодёжь, но осталось поле непаханое»

В Закамье конкуренция за специалистов приобрела беспрецедентный характер. Им гораздо тяжелее удержать молодых специалистов, чем Казани. Градообразующее предприятие второго по численности города Закамья — «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) — нуждается, по данным центра занятости населения, в более чем 500 сотрудниках — это чуть меньше 10% всего спроса в столице нефтехимии. В самой компании нам сообщили, что в Нижнекамске у СИБУРа открыто более 100 вакансий. Наиболее востребованы базовые производственные профессии: оператор, машинист, слесарь по ремонту, электромонтёр и слесарь КИПиА, а также инженерные специальности: механик, инженер АСУТП.

Как рассказала менеджер по коммуникациям и развитию бренда работодателя «Нижнекамскнефтехима» Мария Толстихина, 62% опрошенных планируют переехать из Нижнекамска. При этом 31% молодёжи хотят остаться в городе.

— Мы уже успели многое сделать, чтобы удержать молодёжь, но осталось поле непаханое. Она едет в Казань, не так далеко от нас Москва. Поэтому нам важно внедрять разные практики, включая проекты по развитию бренда города, — отметила Мария Толстихина.

KazanFirst

«Нижнекамскнефтехим» создаёт условия, в которых можно расти и развиваться. Сотрудники получают поддержку в спорте и творчестве, участвуют в корпоративных мероприятиях, имеют доступ к медицинскому обслуживанию и оздоровительным программам. Кроме того, приезжим предприятие предлагает жильё под ключ: программа «Гринхаус» позволяет арендовать полностью меблированные квартиры с постельным бельём, посудой и полотенцами. По словам Марии Толстихиной, проживание для работника НКНХ абсолютно бесплатное. Предприятие выкупило порядка 160 квартир для сотрудников.

— Мы решили глубже изучить интересы молодёжи и провели свое исследование. Им действительно нужна поддержка, наставники и даже нетривиальные формы общения, например, коммьюнити по интересам. Молодые специалисты не ждут только «глянцевых» условий — они готовы работать на производстве, если чувствуют поддержку и ценность своей работы, — сказала менеджер по коммуникациям и развитию бренда работодателя НКНХ.

KazanFirst

«Нижнекамскнефтехим» делает привлекательным для сотрудников не только завод, но и сам Нижнекамск. Для сотрудников и их семей компания создала центр поддержки «Локация», где проходят мастер-классы, карьерные консультации и программы для молодых мам. В этом году с большим размахом предприятие провело День химика. Мероприятие собрало порядка 53 тысяч гостей. Кроме того, проводятся ярмарки вакансий, которые, по словам Марии Толстихиной, отличаются от стандартных.

— Для вовлечения молодёжи мы стараемся делать нетривиальные форматы с использованием роботов, мастер-классов, VR-очков и ИИ-технологий, чтобы у ребят был стимул прийти, интересно провести время и заодно получить полезный результат. Например, прямо на мероприятии можно пройти собеседование и получить оффер мечты, — отметила спикер.

Пару лет назад НКНХ запустил паблик-арт-программу «Кам Он». Разработана она для того, чтобы украсить город с помощью искусства, придать ему индивидуальный колорит. Для такого преображения были выбраны муралы — живопись на стенах зданий. Это один из самых «социальных» видов искусства: человеку не нужно специально планировать поход в галерею или музей, чтобы увидеть их, не нужно иметь специальное образование, чтобы разобраться, о чём хотел рассказать автор. Объекты паблик-арт-программы выполняют не только декоративную функцию: муралы в Нижнекамске — это рассказ города о самом себе.

Диалог о том, как сделать промышленные города центрами притяжения для талантов, только набирает обороты. Опыт Нижнекамска показывает, что ответ кроется в комплексном подходе, где развитие компании неотделимо от развития территории и создания среды для жизни, а не просто для работы.

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.


Читайте также: «Так что пока все нормально»: проект бюджета РТ с дефицитом 13 млрд рублей поступил в парламент

Comment section

5 КОММЕНТАРИЕВ
  1. На очередные лярды собираются строить заводы.никакого движения и даже слова по улучшению экологии .два дерева улучшают воздух -тополь и сосна,тополь это пух.остается сосна.вместо этого сажают непонятные дорогостоящие деревья с черными листьями и прочую дребедень.наш город чтобы как-то выживать должен утопать в сосновом бору.вместо этого косцы регулярно выкашивают безнаказанно молодые сосенки,где они были всё-таки посажены.

  2. Когда во главе руля стоят невежи — рабочий класс ничего хорошего не увидит. Все хотят быть начальниками, но работать никто не хочет. Зарплата кутарошная, стоимость жилья космос.
    На посредничестве больше можно заработать…

  3. Да… Прочитал статью. Хотел поменять работу, мне 62. 30 раз отправлял резюме. Как только узнают возраст, так, спасибо за отзыв, досвидос. Кроме как курьеров, таксистов и больше нет вакансий, а если есть, то зп не более 35 руб. Все кадровые агенства хотят любыми путями завлечь на свои вакансии, чтобы получить свой гонорар.

  4. Я сам работаю на камазе и вряд ли ннк чем-то отличается. Все это про удержание, про условия, спорт, культура, здоровье — 100% не так. Тоже самое и на камазе типа есть, но в реальности ничего кроме стрессов, низкой зп (я ИТР за сентябрь получил 81500 чистыми за 220 часов), грязных и травмоопасных условий труда и некомпетентности руководства — ничего нет.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *