Несмотря на прогнозируемый дефицит, власти Татарстана оценивают бюджет на 2026 год как устойчивый. Глава парламентского комитета Леонид Якунин сообщил KazanFirst, что основные риски связаны с ростом налоговой нагрузки на бизнес и изменениями межбюджетных поступлений. Эксперты предупреждают, что фактический дефицит может оказаться выше заявленного и достичь 25–35 млрд рублей. По их мнению, ключевой задачей станет сохранение инвестиционной активности в регионе.
Законопроект о бюджете Татарстана на 2026 год и плановый период 2027-2028 годов внес в Госсовет раис республики Рустам Минниханов. Финансовый документ состоит почти из 4,5 тысячи страниц.
Как рассчитывают власти республики, в следующем году в региональную казну поступят доходы в размере 498 млрд рублей, тогда как расходы составят 512 млрд рублей. В итоге дефицит бюджета превысит 13 млрд рублей.
Если сравнивать с бюджетом этого года, то когда он вносился в прошлом году, изначально доходы прогнозировали в размере почти 426 млрд рублей, а расходы — 439 млрд рублей. То есть оба показателя сейчас увеличились примерно на 17%.
Впрочем, текущая версия бюджета-2025 предусматривает уже доходы 505 млрд рублей, расходы — 536 млрд рублей. А дефицит бюджета увеличился с 13,5 до 31,5 млрд рублей. При этом бюджет Татарстана за 2024 год был исполнен с профицитом 16 млрд рублей.
Председатель комитета Госсовета по бюджету, налогам и финансам Леонид Якунин в беседе с KazanFirst не исключил, что представленные параметры на 2026 год также могут быть скорректированы в дальнейшем.
— Все может быть до конца года. Но дефицит сейчас прогнозируется небольшой. Он покроется, мы не беспокоимся здесь, — успокоил Якунин.
По его словам, цифры пока не включают дополнительные федеральные средства — они будут распределяться чуть позже. Кроме того, как показывает ежегодная практика, могут быть дополнительные доходы.
«В российском бюджете доходы упали, а у нас все стабильно»
— Главная особенность — бюджет на следующий год несет дополнительные риски. Это повышение некоторых налогов. Для бизнеса это риски и для бюджета регионального, — предупредил Якунин.
Напомним, с 1 января 2026 года ожидается повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с 20 до 22%, а также отмена значительной части налоговых льгот для малого бизнеса. Дополнительные доходы федерального бюджета от таких нововведений превысят 2 трлн рублей.

Вместе с тем, как пояснил KazanFirst Леонид Якунин, на бюджетах регионов это может сказаться, наоборот, отрицательно. Так, многие небольшие компании с годовым оборотом от 10 млн рублей начнут платить НДС, что приведет к сокращению поступлений по другим налогам, которые поступают в региональную казну.
— Доходы федеральные. Они с прибыли предприятия идут. А прибыль в затраты уходит. Естественно, прибыль уменьшается, а мы налог на нее ждем, — посетовал глава комитета, но указал, что «на 2026 год все учтено».
Также парламентария беспокоит, какая ситуация будет на международных рынках. В этом году из-за низких цен на нефть и высокого курса рубля снизились доходы добывающей отрасли.
— Мы были в Совете федерации на рассмотрении федерального бюджета. Выделены основные задачи: снижение уязвимостей к внешним рискам в целом по стране, содействие выполнению национальных целей развития и, конечно, сбалансированность экономики и бюджета. Самое главное — это социальные обязательства, обороноспособность и технологии. Как это коснется регионального бюджета? Коснется тоже. Эти отрасли получат соответствующее финансирование. Но финансирование (со стороны федерального и регионального бюджета. — Ред.) может измениться. Сейчас изучаем, ситуация еще до конца не ясна, — рассказал Якунин.
В целом запланированный на 2026 год бюджет Татарстана можно считать устойчивым, отметил председатель парламентского комитета.
— Движение вперед есть, рост есть. Сохраняется доходность. У нас доходы не падают. В российском бюджете доходы упали — в том месяце сократили на 6 трлн рублей. А у нас стабильно пока идет… Так что сейчас все нормально, — с оптимизмом заметил Леонид Якунин.
«Параметры бюджета — умеренно оптимистичные»
Полностью финансовый документ пока не опубликован на сайте Госсовета. На заседании Кабмина Татарстана в сентябре министр финансов РТ Марат Файзрахманов рассказывал, что значительную долю доходов бюджета должен обеспечить НДФЛ. В следующем году по налогу на доходы физлиц консолидированный бюджет (с учетом поступлений на муниципальном уровне) планирует получить 236 млрд рублей, в 2027 и 2028 годах — 253 и 271 млрд рублей соответственно.
Также прогнозируется рост по налогу на прибыль предприятий, хотя не такой интенсивный. В 2026 году это 130 млрд рублей, в последующие два года — 136 и 141 млрд рублей. При этом в текущем году поступления, наоборот, снизились. Рустам Минниханов на заседании указал, что «все расходные полномочия должны быть подкреплены реальными доходными источниками».
Как сообщила пресс-служба Госсовета, в ближайшее время проект бюджета РТ на 2026 год будет передан на рассмотрение в профильные комитеты. 15 октября запланированы парламентские слушания, а затем комитет по бюджету даст сводное заключение по проекту. После этого бюджет пройдет процедуру трех чтений на заседании Госсовета.

— Заявленные параметры бюджета можно охарактеризовать как умеренно оптимистичные, — считает гендиректор инвестиционной платформы «ИнвойсКафе» Геннадий Фофанов.
Он обращает внимание, что бюджет текущего года уже претерпел существенные изменения с увеличением дефицита. Это «указывает на систематическую недооценку расходных обязательств и переоценку доходных возможностей при первоначальном планировании».
Вместе с тем, по его словам, Татарстан традиционно является одним из наиболее экономически развитых регионов с диверсифицированной экономикой, включающей нефтехимический комплекс, машиностроение и сельское хозяйство. Хотя текущая макроэкономическая ситуация создает ожидаемые и существенные вызовы для региональной экономики.
— Сохранение довольно высокой ключевой ставки при этом увеличивает стоимость обслуживания регионального долга и ограничивает инвестиционную активность бизнеса, что также будет негативно влиять на налоговые поступления. При этом социальные расходы, составляющие весомую часть бюджета, имеют тенденцию к росту из-за индексации зарплат бюджетников. Такой фактор, как увеличение расходов на здравоохранение и образование, так же будет оказывать существенное давление, — предупредил эксперт.
«Компенсировать выпадающие доходы — задача сложная»
Фофанов полагает, что вероятность дальнейшего увеличения дефицита бюджета в процессе исполнения достаточно высока — фактически он может достигнуть 25-35 млрд рублей. Также он выделил следующие риски: потенциальное снижение прибыли предприятий нефтехимического комплекса из-за сохранения волатильности мировых цен на энергоносители и санкционных ограничений, сокращение поступлений от налога на прибыль организаций и необходимость дополнительных расходов на поддержку экономики и социальной сферы.
По словам эксперта, в дальнейшем также возможно изменение межбюджетных отношений в пользу федерального центра для финансирования возрастающих госрасходов.
— Уже известные налоговые изменения и правда сформируют существенное дополнительное давление на региональный бюджет. Перераспределение около 3,2 млрд рублей допдоходов ежегодно в пользу федерального бюджета означает прямое сокращение доходной базы региона, но в сущности это даже не 1% от всех доходов. Более серьезным последствием может стать снижение инвестиционной активности бизнеса из-за увеличения налоговой нагрузки. Повышение НДС и налога на прибыль для отдельных категорий налогоплательщиков снизит рентабельность предприятий, — предупредил Геннадий Фофанов.
Он указал, что «компенсировать выпадающие доходы региону придется за счет оптимизации расходов, что в условиях высоких социальных обязательств выглядит задачей сложной». При этом «критически важным станет сохранение инвестиционной привлекательности региона и поддержка ключевых отраслей экономики, формирующих основу налоговых поступлений», заключил эксперт.

— Бюджет Татарстана на 2026 год выглядит реалистичным в базовом сценарии, однако, как показывает опыт текущего года, дефицит может увеличиться по мере уточнения доходов и расходов, — согласился директор по стратегии ИК «Финам», преподаватель НИУ ВШЭ Ярослав Кабаков.
Он отметил, что рост нефтяных и промышленных поступлений способен частично компенсировать влияние налоговой реформы. Однако перенос дополнительных доходов в федеральный бюджет и возможное сокращение прибыли бизнеса на местах создают риски недопоступления средств.
— На сбалансированность бюджета также могут повлиять внешние факторы — динамика цен на нефть, курс рубля и общий темп промышленного роста в России. В этих условиях Татарстану важно заранее предусмотреть сценарные варианты и гибко управлять расходами, чтобы удержать дефицит в запланированных пределах, — заключил собеседник KazanFirst.











Comment section