«Внятного экономического обоснования росту цен на яйца нет»

Депутат Госсовета Татарстана от КПРФ Николай Атласов в авторской колонке, написанной специально для KazanFirst, рассуждает о причинах роста цен на яйца.

«В связи с реальными располагаемыми доходами населения немного, но доходы чуть-чуть у людей выросли. Начали больше приобретать яйцо, мясо курицы, а вовремя о том, чтобы открыть импорт, не подумали. Бум! И цены полетели», – так 11 января, находясь в Хабаровске, президент Владимир Путин объяснил причины роста цен на яйца.

В тот же день, но уже после высказывания президента (с учетом разницы в часовых поясах) Минсельхоз России устами заместителя министра Максима Титова заявил, что ожидает снижения цен на яйца в торговых сетях.

– За последние две недели у производителей цены на куриные яйца снизились на 2,5% по первой категории и на 4,2% по второй. В ближайшее время ожидаем их снижения и в торговых сетях, – пояснил замминистра.

Заявление Минсельхоза РФ вроде как должно вызвать позитивное настроение у населения, но кроме чиновников никто никакой радости не испытывает. Потому что люди видят, что есть большая разница между тем, какими были цены до повышения, и тем, какими они станут, когда производители и торговые сети под давлением власти слегка отыграют назад. Все уже понимают, что это понижение будет минимальным и никак не компенсирует весь размер повышения. А повышение это в конце прошлого года было довольно резким – на целых 46%. Не случайно в середине декабря глава государства даже извинился перед жителями страны в прямом эфире, назвав эту проблему «сбоем в правительстве».

Если говорить откровенно, то внятного рационального экономического обоснования произошедшему росту цен на яйца нет. В сети можно почерпнуть множество различных объяснений, но все они в той или иной мере отражают интересы производителей, что в большей степени напоминает пиар-кампанию. Производители яиц, правда, среди прочего указывают и на тот факт, что торговые сети делают наценку в 80-90% от отпускной цены, что существенно удорожает цену для потребителей. Однако такая наценка была все последние годы и не является объективным обоснованием для объяснения причин ценового роста. Потому что торговые сети повышают цены вслед за производителями, придерживая размер процентной наценки на прежнем уровне.

Если же обратиться к статистике, отражающей объемы производства яиц в нашей стране, то оказывается, что за последние 10-15 лет оно остается на одном уровне в расчете на одного потребителя. Например, в 2010 году производство яиц в России составило 270 штук на душу населения, в 2017 году – 279 штук, в 2019 и 2022 годах – 288 штук на одного человека. И такой уже уровень потребления ожидается по итогам 2023 года. При этом 37 регионов России полностью обеспечивают себя яйцами за счет собственного производства. Это данные отраслевого союза.

Таким образом получается, что дефицита яиц на рынке нет, а рост цен на 46% произошел.

У меня создалось впечатление, что такая ситуация была вызвана искусственно – в интересах производителей и торговых сетей. Причем используется технология по активной медийной раскрутке этого повышения, которая на начальном этапе только подстегивает ажиотаж у самых неустойчивых покупателей – пенсионеров, для которых любое повышение цен – это катастрофа. И, как мы помним, в сети потом появились сюжеты из некоторых регионов, в которых цены ещё не установились на новом уровне, где пенсионеры скупали яйца впрок, а где-то даже временно вводили ограничения. Как бы то ни было, медийная картинка получилась отличной, что подстегивало спрос, создавая тем самым информационное прикрытие ценовому росту.

Это в прежние времена производители стремились повышать цены тихо, без лишнего шума, опасаясь чрезмерного публичного резонанса. Сейчас, похоже, подходы поменялись. И теперь активное медийное сопровождение, приправленное общественным недовольством и заявлениями публичных персон, в том числе официального уровня, является необходимостью. Потому что именно публичный резонанс, как ни странно, является хорошим прикрытием для ценового повышения. Только механизм в этом случае используется иной.

Как объяснили мне некоторые специалисты из медийной сферы, по нынешним временам любое повышение цен в рамках отрасли следует сопровождать мощной информационной операцией прикрытия. При этом само обсуждение проблемы, в нашем случае – роста цен на яйца, уже не рассматривается как негативный фактор. Это раньше проблему старались замалчивать. А сейчас крупные производители и торговые сети, напротив, заинтересованы в медийном шуме, так как он помогает им обосновать повышение цен.

Медийный шум длится месяц или два, подпитываемый разными публичными персонами – отраслевыми экспертами, политиками, которые вполне осознанно и искренне накачивают информационную «критическую массу». Потребители, глядя на ценники в магазинах и подпитываемые негативной информацией, негодуют. В результате проблема роста цен постепенно выходит на политический уровень. Далее подключаются властные структуры. Правоохранительные органы могут организовать проверки, результаты которых станут известны позже, когда уже сама тема повышения цен уйдет с повестки. Затем принимаются меры по снижению цен, но это снижение отыграет несколько процентов, в то время как само повышение составило несколько десятков процентов от предыдущего уровня цен. Самое интересное то, что эта «потеря» нескольких процентов была заложена заранее, на этапе разработки проекта по созданию медийного шума. Это сделано для того, чтобы Минсельхоз РФ мог отчитаться о проделанной работе и показать, что цены хоть немного, но снизились. В отличие от чиновников, потребители от этого большой радости испытывать не будут, но они уже привыкнут к новым ценам и успокоятся.

При таких условиях все заинтересованные структуры окажутся довольными: производители и торговые сети получат дополнительную маржу, а правительство в лице Минсельхоза покажет «эффективную работу», ведь цены на яйца хоть немного, но снизятся.

Проигравшим окажется только население, то есть мы с вами. Но это ведь происходит не в первый раз. Так что пора привыкнуть.


Читайте также: ТЦ и заведения Казани подсчитали доходы за новогодние праздники