Агропромышленные предприятия РТ проходят аттестацию для экспорта зерна в Китай. По словам экспертов, это может занимать много месяцев, потому что китайцы опасаются, что продукты могут быть повреждены насекомыми. Однако перед республикой стоит задача «значительно усилить экспортную направленность» сельского хозяйства. В 2024 году региону удалось реализовать в КНР 12 тысяч тонн зерновой продукции на миллион долларов.
Татарстан готовится к аттестации предприятий для экспорта зерна и продуктов его переработки в Китай. В прошлом году испытательная лаборатория филиала «ЦОК АПК» в Татарстане (Федеральный центр оценки безопасности и качества продукции агропромышленного комплекса) обследовала на соответствие фитосанитарным требованиям КНР 52 республиканских производителя. В результате в список экспортеров пшеницы был включен 21 поставщик ячменя, гороха, муки и растительного масла в Китай с внесением данных в информационную систему «Цербер».
Как отметила руководитель инспекции филиала Светлана Белова, центр обследовал 60,4 тысячи га полей, а также 292,3 тысячи кв. м складов и прилегающих территорий предприятий.
— Карантинные объекты не выявлены, что позволило выдать заключения о карантинном фитосанитарном состоянии. Этот документ дает право на отгрузку зерновой продукции на экспорт в КНР, — отметила она.
По ее словам, вопрос приобрел свою актуальность в связи с подготовкой к весеннему севу. Представителей агропромышленных предприятий и малых форм хозяйствования Татарстана интересуют фитосанитарные требования главного таможенного управления Китая к семенному материалу, а также обязательные мероприятия для производителей, переработчиков, хранителей и экспортеров зерна, уточнила она.

Ранее министр сельского хозяйства Татарстана Марат Зяббаров сообщил, что перед республикой стоит цель «значительно усилить экспортную направленность нашей деятельности». По указу президента России необходимо добиться полуторакратного роста экспорта продукции агропромышленного комплекса к уровню 2021 года. Сегодня в этом направлении в республике работает 258 компаний, которые поставляют свою продукцию в 56 стран мира. Зяббаров призвал других производителей так же включиться в эту работу.
Как сообщили KazanFirst в Минсельхозпроде РТ, в 2024 году экспорт зерновых культур из Татарстана в КНР составил $978,3 тысячи. Из них овес — $147,1 тысячи, пшеница — $405,3 тысячи, ячмень — $425,9 тысячи.
— Для развития экспорта государством предусматриваются значительные меры поддержки. Из них наиболее существенной является возмещение части затрат на транспортировку, в рамках которой за прошлый год предприятия-экспортеры получили 251 млн рублей компенсаций. Также готовы нам помочь консулы из дружественных стран и торговые атташе Минсельхоза России в 42 странах, — подчеркнул министр.
«Это надо ждать, ждать месяцами — это долгий процесс»
Зерно из Татарстана экспортируется в более чем 15 стран, среди которых Китай, Германия, Чехия и Польша. В этом году в Китай экспортировали пшеницу, ячмень и горох, а в Монголию — горчицу. Лен и вика (посевной горошек) из Татарстана также поставлялись в Польшу, Сербию и другие страны.
Ранее «Центр оценки качества зерна» сообщал, что в период с января по сентябрь 2024 года общий экспорт зерновых культур из Татарстана увеличился на 12,6% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и составил 166,9 тысячи тонн. Правда, как отметила в разговоре с KazanFirst директор филиала «Центр оценки качества зерна» в РТ Татьяна Менликиева, сюда входит не только непосредственно зерно (пшеница, ячмень и горох), но и шрот подсолнечный. Без него результаты скромнее — только 110 тысяч тонн.

Конкретно в Китай уходит 12 тысяч тонн зерновой продукции. Плюс к тому КНР покупает жом свекловичный (побочный продукт производства сахара, получаемый при переработке сахарной свеклы и представляющий собой обессахаренную свекловичную стружку), а также растительные и подсолнечные масла.
Менликиева объяснила, что для поставки зерна в Китай продукция должна быть аттестована в Россельхознадзоре. При этом будет оцениваться как производитель, так и площадка, откуда планируется осуществлять отправление. В целом это не сложно, отмечает эксперт, но требует очень много времени.
— Наша лаборатория отбирает пробы семян, мы их исследуем на карантинные объекты, выдаем одно заключение. Когда вы их сажаете, мы выходим в поле, обходим это поле вдоль и поперек, смотрим на карантинные объекты и выдаем другое заключение. Кроме того, мы осматриваем склады и прилегающие территории на фитосанитарное состояние. По китайским требованиям, обязательна фумигация склада или силоса, где будет храниться зерно, отправляемое на экспорт, — отмечает эксперт.
По ее словам, полученные данные отправляются в центральный аппарат Россельхознадзора, а тот отправляет их в Китай. Дальше приходится ждать одобрения Китая.
— Это надо ждать, ждать месяцами — это долгий процесс, — сказала Менликиева.
Если все нормально, компанию включают в реестр. Только после этого можно поставлять свою продукцию в КНР.
Фумигация на службе здорового питания китайцев
В Китае сегодня очень высок спрос на экологически чистые продукты питания. Отчасти именно этим обусловлен высокий спрос на сельскохозяйственную продукцию российского производства. Так, большое внимание в КНР уделяют нормативным значениям уровня веществ для борьбы с насекомыми в поступающем зерне, объяснили KazanFirst эксперты.

— У них очень большой перечень проверки на остаток действующих веществ пестицидов, и в этой части очень много надо проводить исследований. Даже если пестицид не применялся, все равно надо доказывать это протоколами испытаний, — рассказали KazanFirst в управлении Россельхознадзора по РТ.
При этом требования касаются более пятисот пестицидов. Одновременно есть карантинные ограничения в части наличия вредных организмов. Китай, например, требует мониторинга вредителей зерна рода трогодерма (trogoderma) с использованием феромонных ловушек.
Как пояснил KazanFirst член русского энтомологического общества Дмитрий Вавилов, жук трогодерма — это целый род, который вредит зерну, находящемуся на длительном хранении. При этом вредителями являются не сами насекомые, а их личинки. Они, вытянутые и покрытые мехом, довольно прожорливы. Жук размножается на элеваторах в хранящемся зерне, которое оказывается непригодно для использования. Личинки съедают запас питательных веществ семени и оставляют зародышевую часть. При этом, даже если небольшое количество зерна поражено, выбрасывать приходится очень много. Насекомое безвредно для человека, но потреблять поеденные жуком семена тоже нельзя — внутри остаются его личинки.
— У нас эти жуки часто появляются в домах. Они питаются не только зерном, но и пылью, а также книжными переплетами. Это тот же самый кожеед, который у нас называется книжный червь, — рассказал собеседник.
В России и, в частности, в Татарстане этого жука пока нет, но фумигация пустых складских помещений, где будет храниться зерно, обязательна, объясняют эксперты. Опасения китайцев обоснованы. Вид инвазивный, в страну проникает вместе с зараженным продуктом. А борьба с ним обычно разгорается по мере его появления. Здесь стоит отметить, что свои карантинные требования есть к каждой стране. Так, например, для Египта карантинным объектом остается совершенно безобидный вьюнок, который в России растет повсеместно.
Хочешь экспортировать приходится подстраиваться под чужие правила. Такова жизнь ничего не поделаешь
Да вьюнок очень сложно вывести, и он губит растения, видимо поэтому его опасаются в Египте.
Надо самим перерабатывать, тогда наверно проще будет экспортировать уже переработанный продукт
Сколько оказывается проблем возникает с экспортом. Я честно говоря вообще думала, что только на внутренней рынок выращивают зерно
только недавно говорили, что из-за плохой погоды будет небольшой урожай. а сейчас уже откуда-то появился.