«Кто придумал, что татарский язык у нас преподается насильственно?»

«Кто придумал
Почему изучение родных языков не должно превращаться в факультатив.

10 апреля группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о поправках в закон «Об образовании в РФ», который вызвал резонанс не только в Татарстане, но и в других национальных республиках. Согласно этому документу, «преподавание, изучение государственных языков Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию, изучению государственного языка Российской Федерации». Кроме того, изменения предполагают «изучение родных языков с учетом потребностей обучающихся и их родителей».

«Кто придумал, что татарский язык у нас преподается насильственно?»

25 апреля Госсовет Татарстана, после бурного обсуждения ситуации, решил направить обращение председателю российского парламента Вячеславу Володину, в котором выразил несогласие с законопроектом и призвал вынести его на обсуждение в республиках и автономиях РФ, «в целях недопущения негативного общественного резонанса». 


Читайте также: «Право на изучение родного языка никакого отношения к сепаратизму не имеет»


О позиции Госсовета Татарстана по поводу законодательной инициативы депутатов Госдумы, отменяющей обязательное изучение родных и государственных языков национальных республик России, в эксклюзивном интервью журналисту KazanFirst Елене Мельник рассказал председатель Комитета по образованию, культуре, науке и национальным вопросам Разиль Валеев

— Разиль Исмагилович, по-вашему, почему авторы поправок именно сейчас внесли такой законопроект в Госдуму, когда идет конструктивный диалог между федеральным центром и регионами по поводу стандартов изучения государственных языков национальных республик? 

— Этот законопроект внесли в Госдуму 10 апреля шесть федеральных депутатов. Потом к ним подключились еще четыре. Я вам не смогу ответить на вопрос, откуда появилась такая идея. Это у них надо спросить. И я тоже хотел бы у них спросить, но я думаю, вряд ли они смогут аргументированно и внятно ответить на этот вопрос. Это на их совести. Я с этими депутатами не общался. Мы часто общаемся с депутатами Госдумы от Татарстана. От них мы узнаем, что там делается, у нас такая схема работы. Куратор наших депутатов в Госдуме — Ильдар Гильмутдинов, который как раз является председателем Комитета по делам национальностей. Я с ним постоянно на связи. Мы ему передали свои пожелания, чтобы они активнее защищали в Госдуме родные и государственные языки. 

«Кто придумал, что татарский язык у нас преподается насильственно?»

— Однако по закону любой депутат Госдумы имеет право на законодательную инициативу. Разве не так?

— Этот очень тонкий и щепетильный вопрос надо было сначала обсудить со всеми национальными республиками. Мы же федеративное многонациональное государство. Тем более что этот законопроект напрямую затрагивает интересы народов Российской Федерации. И в Конституции РФ говорится, что такие спорные вопросы должны выноситься на общественное обсуждение. А этого не было. Кроме того, по Конституции РФ вопрос национального образования — это вопрос совместного ведения федеральных властей и властей субъектов.

— Но ведь среди инициаторов есть представители национальных республик РФ. Получается, они действовали против интересов своих избирателей? 

— Я думаю, что они поддержали его из-за партийной дисциплины. В Госдуме очень твердая дисциплина — что сказала партия, то нужно исполнять. В основном в этой группе — депутаты от «Единой России», но есть и представители других партий, в том числе от ЛДПР. Партийная дисциплина — это, конечно, хорошо. Но они должны были посоветоваться и со своими избирателями в своих республиках. В этой группе инициаторов законопроекта есть представители Коми, Республики Алтай, два депутата от Чувашской Республики, которые, по-моему, не стали советоваться со своими соплеменниками. А у нас на заседании Госсовета выступил депутат Дмитрий Самаренкин — руководитель чувашской национально-культурной автономии в Татарстане. Он говорит, что чувашский народ против такого законопроекта. 

«Кто придумал, что татарский язык у нас преподается насильственно?»

Кстати, три дня тому назад снял свою фамилию с подписи под законопроектом депутат от Кабардино-Балкарии. Можно только догадываться, почему он это сделал. Как и о том, почему эта инициатива вообще появилась. Я думаю, что кто-то очень «умно» и хитро сделал, чтобы она исходила якобы от самих национальных республик. 

Мы, народы Российской Федерации, сейчас живем в непростое время. У нас много внешних врагов. И нам надо консолидировать народы, а депутаты Госдумы могут внести этим законопроектом раздрай и обострение в межнациональные отношения. Это очень опасно.

— Допустим, в Госдуме должным образом не отреагируют на обращение Госсовета Татарстана с критикой добровольного изучения национальных языков. Какие еще есть механизмы у республики, чтобы повлиять на ситуацию?

— Время еще есть. Как нам стало известно,11 мая планируется обсуждение этого законопроекта на Комитете по образованию в Госдуме. После этого его передадут в Совет Госдумы и там примут решение. Если там решат направить этот законопроект в субъекты России, тогда мы еще раз к нему вернемся на сессии Госсовета и примем уже официальное решение. Разумеется, мы не будем этот законопроект поддерживать. А если его вынесут на заседание в Госдуму и примут в первом чтении, мы имеем право официально внести в него поправки. Вот такой будет у законопроекта регламентный путь. 


Читайте также: Госсовет Татарстана: Родные языки хотят пустить под нож


Но мы, конечно, очень надеемся, что этот законопроект не примут, может быть, даже не внесут на обсуждение Госдумой. Потому что он противоречит пункту 3 статьи 68 Конституции, где говорится, что Российская Федерация гарантирует развитие родных языков народов России. А этот законопроект, наоборот, сужает поле деятельности и жизненное пространство национальных языков. 

Кроме того, как мне стало известно от наших депутатов Госдумы, этот законопроект потребует финансирования из федерального бюджета. Поэтому он должен получить заключение от правительства Российской Федерации. Насколько я знаю, такого заключения пока нет.

«Кто придумал, что татарский язык у нас преподается насильственно?»

— По-вашему, правительство может не одобрить законопроект? 

— В нем много противоречий и алогизмов. Например, руководство Российской Федерации в настоящее время ратует за преподавание и употребление русского языка на Украине и в Латвии, где он притесняется. А у себя в стране, получается, мы действуем наоборот — притесняем языки народов, проживающих в Российской Федерации. И вообще, почему стали говорить, что в Татарстане татарский язык преподается насильственно? Что это такое? Кто это придумал такой термин? 

Обязательно у нас преподаются математика, физика, химия, физкультура и так далее. Не насильственно же. И татарский тоже должен преподаваться в обязательном порядке, как и все остальные предметы. Во всем цивилизованном мире государственные языки преподаются в обязательном порядке. Почему, если на основе Конституции Российской Федерации законодательно утвердили татарский язык в качестве государственного языка Республики Татарстан, мы должны его преподавать добровольно?

— Понятно, что Татарстану не подходит закон «Об образовании» с поправками об отмене обязательного изучения государственных языков национальных республик. Но ведь, как я поняла, и прежний вариант, когда татарский изучался в равных объемах с русским, уже тоже не актуален. Что вы предлагаете сейчас? 

— Наши татарстанские законы никто не отменял. Еще 16 ноября 2004 года Конституционный суд Российской Федерации принял постановление о том, что законы Республики Татарстан о преподавании русского и татарского языков в равных объемах не противоречат Конституции России. А выше судебной инстанции, чем Конституционный суд, в стране нет. Значит, эта норма до сих пор действует. Но русский и татарский у нас преподаются не в равных объемах. Сейчас в Москве обсуждается проект Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Мы считаем, что во ФГОС должны присутствовать в обязательной части учебной программы родные и государственные языки национальных республик Российской Федерации.

«Кто придумал, что татарский язык у нас преподается насильственно?»

— В равных объемах с русским языком? Или, как прозвучало на заседании Госсовета в осеннюю сессию, два часа в неделю? 

— Мы, депутаты, о двух часах не говорили. У нас нет об этом ни одного решения. Это было в выступлениях председателя Госсовета Фарида Мухаметшина и прокурора (речь идет о докладе прокурора республики Илдуса Нафикова на заседании Госсовета РТ 29 ноября 2017 года. — Ред.). Это противники татарского языка и некоторые журналисты фантазируют. Мы работаем не по выступлениям, а по решениям. В настоящее время обсуждается ФГОС начального образования, потом будут обсуждаться стандарты до 9-го класса и, наконец, до 11-го. Мы принимаем активное участие в этом обсуждении, и наша позиция такая — чтобы в эти стандарты родные языки и государственные языки национальных республик попали в обязательную часть, а не факультативную, как предлагает настоящий законопроект. Ведь что такое факультативная часть? Это хочешь — изучай, не хочешь — не изучай. Хочешь — ходишь на этот урок, не хочешь — не ходишь. Кроме того, для факультативных уроков учебники бесплатно не раздаются — родители должны за свои деньги их приобретать или школы покупать. Для факультативных уроков педагоги не готовятся за счет бюджета. Вот что такое факультатив. Это самодеятельность. А в Конституции Российской Федерации написано, что все языки равны.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *