Отделение санавиации, или экстренной консультативной скорой медицинской помощи, располагается в Республиканской клинической больнице. Именно эта служба приходит на помощь пострадавшим в катастрофах, как, например, во время пожара в Нижнекамске, а также отвечает за доставку тяжелобольных пациентов в РКБ. В распоряжении службы три вертолета и несколько реанимобилей.
Цифры
— один вылет к пациенту стоит 160 000 рублей;
— за год совершается 200 вылетов.
С начала 2019 года отделение санитарной авиации совершило 368 выездов, 97 из которых — по воздуху.
Если говорить о вертолетах, это Robinson, на котором специалисты летят в отдаленные больницы, и две отечественные машины на одного-двух пациентов. Один из этих вертолетов — татарстанский «Ансат». В летающей «скорой» есть аппарат искусственной вентиляции легких, дефибриллятор, кислородные баллоны и инфузоматы для введения препаратов.
Пункт назначения не важен
Завотделом по организационно-методической консультативной работе РКБ Лилия Чалая вспоминает, что одной из самых сложных эвакуаций был пожар в Нижнекамске в апреле этого года. Там во время ремонтных работ на заводе изопрена-мономера произошел хлопок на установке БК-3 и все загорелось. Пострадали 17 человек, из которых двое погибли.
— Начинать работу пришлось поздно вечером. Отвозили туда специалистов, привозили оттуда пострадавших. В самый первый час улетел ожоговый хирург для оказания консультативной помощи. Он туда летел меньше часа, а на машине ехал бы три часа. За эти два часа он уже начал оказывать помощь пострадавшим. В первые двое суток чрезвычайной ситуации к нам было доставлено вертолетом восемь человек в самом тяжелом состоянии, — вспоминает Лилия Чалая.
Врачи, работающие на вертолетах, прошли специальное обучение по оказанию медицинской помощи в воздухе. Однако перед тем, как транспортировать пассажира по воздуху, его состояние сначала стабилизируют, а при перелете — поддерживают. Если погода плохая, врачи санитарной авиации выезжают на специальных машинах — реанимобилях. Пункт назначения не важен — если татарстанец попадет в ДТП в Мурманске или Казахстане, за ним может приехать наша бригада.
Как рассказала Чалая, до 2021 года в Татарстане появится еще один вертолет, оборудованный медицинским модулем. Он будет работать на Закамскую зону и совершать до 100 полетов ежегодно.
Приземляются машины в районах на оборудованные площадки, расположенные вблизи медучреждений. К 2021 году их дополнительно построят в Набережных Челнах, Актанышском, Новошешминском, Рыбно-Слободском, Алькеевском и Агрызском районах.
Что происходит после того, как пациента привезли в Казань
Когда вертолет приземлился, пострадавшего перемещают в реанимобиль, который уже стоит на посадочной полосе. Реанимобиль должен доехать до приемного отделения максимум за пять минут.
Из приемного отделения пациента везут в противошоковый реанимационный зал, где есть оборудование, необходимое для поддержания жизни, — от медикаментов до аппарата искусственной вентиляции легких и дефибриллятора. Если врачи понимают, что пациенту нужна срочная операция, его отправляют в противошоковую операционную.
Как рассказал главный врач РКБ Рафаэль Шавалиев, когда пациент сам обращается в больницу, его полностью обследуют за один час. Если же пациент приехал на «скорой», то в операционной он окажется через восемь секунд. Для тех, кто поступает в больницу с инфарктом миокарда, операция начнется не позднее, чем через 15 минут.
— За сутки выполняется до 100 операций, порядка трети — экстренные. Это огромный завод по лечению пациентов, — сравнивает больницу с производством первый замглавврача по медицинской части Марсель Миннуллин.
После операции пациент поступает в профильное отделение, где его долечивают.
Оказать помощь могут и через интернет
Рядом с операционными, реанимационными и другими залами расположен так называемый ситуационный центр — большой кабинет с круглым столом и несколькими десятками экранов, которые в режиме реального времени показывают, где находится та или иная машина «скорой», на какой вызов медики выехали, данные пациента и многое другое.
Несколько экранов отданы под нужды так называемой телемедицины. Нет, никакой казанский Кашпировский не внушает больному из Агрыза, что у него ничего не болит. Всё с точностью наоборот. Терапевт из, например, Новошешминского района может позвонить по специальной связи в ситуационный центр, рассказать о состоянии больного, а консилиум врачей-специалистов подсказывает, что надо делать.
А чтобы докторам не возить с собой всю медкарту пациента с множеством снимков, они могут воспользоваться центральным архивом медицинских изображений, где содержатся данные с томографов или других сложных устройств.
— В каждом случае самое главное — взять лечение под контроль и организовать всю необходимую помощь, — подчеркивает Шавалиев и поясняет, что если помочь в режиме онлайн не удалось, то специалист из РКБ вылетает на вертолете в этот район для продолжения работы с пациентом на месте. Но такого больного в большинстве случаев все равно перевезут в Казань для лечения.
Comment section