Ученые США заявили, что медь способна убивать клетки

Открыта новая форма полезной в борьбе с раком клеточной смерти.

Новую форму программируемой гибели клеток, вызванную медью, открыли ученые Массачусетского технологического института и Гарвардского университета. Такое открытие поможет предстоящим исследованиям в области клеточной биологии, борьбы с раком и разработки антибиотиков, сообщает издание Science.

Эксперты выявили, что медь взаимодействует со специализированными белками, тем самым заставляя их образовывать токсичные для клетки агрегаты. По прошлым исследованиям было выявлено, что имеются маленькие молекулы ионофоры, перемещающие атомы меди через клеточные мембраны. Эти переносчики меди способствуют уничтожению раковых клеток, которые устойчивы к препаратам.

К примеру, одна из таких молекул, которых называют элескломолом, уже успешно прошла клинические испытания в качестве потенциального лекарства от рака. Однако пациенты не заметиили на себе должного эффекта. Такое объясняют тем, что токсичность соединения связана именно с самой медью. Новая форма клеточной гибели была названа купротозом. Она имеет существенные отличия от других хорошо изученных форм. Когда ученые блокировали метаболические пути, ведущие к апоптозу и ферроптозу, клетки, обработанные ионофорами меди, все равно умирали.

Клетки, полагающиеся на митохондрии для производства энергии, были почти в 1000 раз более чувствительны к ионофорам меди, чем клетки, которые используют метаболизм глюкозы. В таком процессе принимает участие ген FDX1, а также 6 генов, участвующих в липоилировании белков — химической модификации небольшого числа белков в митохондриях, необходимой для митохондриального метаболизма. Медь, которая доставляется в митохондрии ионофорами, напрямую взаимодействует с данными липоилированными белками, заставляя их образовывать длинные цепи и скопления. А это приводит к смерти клеток.

Ранее KazanFirst писал, что ученые КФУ и японский институт RIKEN провели эксперимент по использованию нескольких лекарств для лечения рака.