«Это, если говорить прямо и открыто, наезд на Татарстан»

Чем ульяновский золотой медалист правее татарстанского
Чем ульяновский золотой медалист правее татарстанского, какую фигуру из трех
пальцев показал Минфин и в чем разница между интересами и позициями, обсудили за
круглым столом по изучению татарского языка в школах республики

Очень эмоциональной получилась дискуссия о проблемах изучения языка Тукая, которая состоялась в День Конституции Татарстана на площадке Академии наук республики. Эксперты в сфере национального образования, политологи, депутаты Госсовета, юристы и общественники очень откровенно высказывали свои мнения. Но все согласились, что основной закон Татарстана гарантирует жителям право на сохранение родного языка — татарского и других языков его многонационального населения. 

Закон хорош, исполнитель плох  

— Мы задаемся вопросом, как Конституция РТ регулирует базовые основы общественных отношений и как мы можем опираться на Конституцию при возникновении таких непростых вопросов, как языковой, готовых ответов на которые порой не существует, — обратилась к собравшимся модератор встречи — вице-президент АН РТ Дания Загидуллина.

«Это, если говорить прямо и открыто, наезд на Татарстан»

Академик отметила, что, с одной стороны, Конституция РФ дает право каждой республике устанавливать свои государственные языки наряду с русским и изучать их в соответствии с государственными образовательными стандартами. Модератор встречи напомнила, что на основе этой законодательной нормы в Татарстане наработана практика по сохранению государственного двуязычия. 

— Но, с другой стороны, конституционные права народов России вошли в противоречие с нормативным регулированием в сфере образования и успешность реализуемой языковой политики Татарстана сейчас подвергается критике и даже нападкам, — констатировала Дания Загидуллина.

Она добавила, что в последнее время вопрос «Что будет с татарским языком?» обсуждается так же часто, как прогноз погоды. 

Директор Дома дружбы народов Татарстана Ирек Шарипов добавил, что этот вопрос поднимался 25 октября и на площадке Ассамблеи народов республики с участием представителей органов власти. По его словам, обсуждение проходило в закрытом от прессы режиме, «учитывая накаленность ситуации». 

«Это, если говорить прямо и открыто, наезд на Татарстан»

— Мы приняли весьма взвешенную резолюцию, в которой единогласно поддержали проект компромиссного варианта учебных планов для предложения на рассмотрение Министерства образования и науки Российской Федерации, — подчеркнул он. 

Председатель Комиссии по вопросам образования и науки Общественной палаты РТ Римма Гильмеева высказала недоумение, «откуда такое недовольство русскоязычного населения, почему такие отклики они позволяют себе». Ведь законодательная база давно закреплена и гарантирует изучение государственных языков в субъектах Российской Федерации. Но, по мнению Риммы Гильмеевой, виноваты исполнители закона, которые или начинают «очень сильно исполнять» и переходят границы, или, наоборот, вовсе не исполняют. Отсюда и недовольство родительского сообщества, с которым нужно работать. 

«Госсовет — не междусобойчик!»

Депутат Госсовета РТ Ирек Шарипов выразил озабоченность тем, что население республики сейчас настолько волнует языковой вопрос, что даже вежливый сельский избиратель стал позволять себе перебивать народных избранников.

— Когда мы говорим о том, в какой хорошей ситуации мы живем, открываем новые ФАПы, наш избиратель нас останавливает и говорит: «ФАП — хорошо. Но что с татарским языком?». 

Кроме того, он отметил, что в Татарстане появляется активная часть граждан, которая, не являясь большинством, приватизировала право делать заявления от имени народа и «вешать» директоров школ на виртуальную доску позора.

— Это подстрекательство, это опасно для жизни людей, которые по разным причинам оказались на этой доске, — подчеркнул депутат Шарипов.

Упрекнул он и журналистов, которые в своих статьях на тему изучения татарского языка в школах используют термин «принудительное», в то время как существует только обязательное и факультативное изучение предметов.

Ирек Шарипов призвал дать юридическую оценку подобным высказываниям «со всеми вытекающими последствиями», а сторонам предложил продолжить цивилизованно обсуждать проблему.

Академик наук Дания Загидуллина напомнила — наукой доказано, что 5% сообщества всегда недовольны и что когда возникает спорная ситуация, эти 5% начинают говорить за всех. 

«Это, если говорить прямо и открыто, наезд на Татарстан»

Политолог, блогер и главред издания «Поистине» Руслан Айсин заверил, что таких даже гораздо меньше, но они пытаются говорить от имени большинства.

— Это, если говорить прямо и открыто, наезд на республику, на те устои, которые у нас сформировались в течение 25 лет, — заявил он. — Успешное развитие республики кому-то не дает покоя. 

«Шиш да маленько»

Завкафедрой конституционного и административного права КФУ Евгений Султанов напомнил, что вопросы образования находятся в совместном ведении РФ и субъектов и все госстандарты должны быть предметом совместного обсуждения. Однако существует множество юридических тонкостей, которые позволяют федеральному центру диктовать свои условия и не прописывать обязательность изучения государственного языка субъекта РФ — это остается только правом каждого человека. Но, по мнению юриста, в республике перегнули палку, поэтому сейчас возникла такая ситуация.

Что же касается возмущения действиями прокуратуры, то Евгений Султанов напомнил, что она защищает права самих же выпускников татарстанских школ, которые при существующем обязательном татарском не на равных с выпускниками других регионов. Так, например, чтобы получить золотую медаль, жителям республики нужно получить «5» и по татарскому. В то время как выпускники школы Ульяновской области сдают на один предмет меньше.

«Это, если говорить прямо и открыто, наезд на Татарстан»

— То есть с точки зрения Российской Конституции получается неравноправие, — резюмировал эксперт. — Золотой медалист в Ульяновске будет иметь преференции, а татарстанский не будет иметь. Вот суть тех претензий, которые вкладывает прокуратура, когда говорит о равноправии этих языков.

Зал взволнованно загудел. А юрист призвал найти стимулы для изучения татарского, вместо того, чтобы искать какие-то другие рычаги воздействия. В то же время он признал, что надо обязательно противостоять всеобщей глобализации, которая рано или поздно «сожрет» все языки. Но делать это надо на федеральном уровне. 

Посетовал Евгений Султанов и на нехватку финансирования на программу сохранения и развития второго государственного языка Татарстана.

— Я работал по языковой программе, но ушел с чувством огромного разочарования, — признался он. — Первым пунктом было нормативно-правовое обеспечение государственного языка. И когда мы поставили вопрос о том, что хотя бы надо собрать все дефиниции федеральных законов и перевести их официально на татарский язык, Минфин показал, извините за грубое слово, фигуру из трех пальцев. Сказал, что, мол, никаких денег мы не дадим и не надо. Вот и вся борьба за язык. 

Председатель Комиссии ОП РТ по межэтническим и межконфессиональным отношениям Олег Агапов заострил внимание собравшихся на языковой проблеме как одной из составляющих федерализма, в развитие которого Татарстан вносит неоценимый вклад, но недостаточно подкрепляет свои усилия методологическими и человеческими ресурсами. 

«Это, если говорить прямо и открыто, наезд на Татарстан»

— Замечательный круглый стол прошел 25 октября в Ассамблее народов Татарстана, — отметил эксперт. — Что обещало Министерство образования и науки республики? Выложить всю информацию на сайте. Шиш да маленько выложил! Дорожную карту, которую приняли, не выложили. Родительская общественность именно поэтому беспокоится.

Обвинил Олег Агапов Минобрнауки республики и в том, что в результате бездействия ведомства очень хорошие кадры — учителя татарского языка — оказались чуть ли не на улице, а между тем можно было предусмотреть какие-то центры национальной культуры, где бы эти педагоги были востребованы.

— То есть мы очень много декларируем, мало прорабатываем и мало подкрепляем, — резюмировал он. — Если мы сейчас эти вопросы не решим, любой политический авантюрист будет делать с нами все что угодно. 

«Да. Это болезненно, ребята!»

Поддержал коллегу в его опасениях выпустить политического джина из бутылки и секретарь Экспертного совета по общественно-политическим и этноконфессиональным вопросам при КФУ — завкафедрой конфликтологии Андрей Большаков. Он не согласился с некоторыми участниками дискуссий по языковому вопросу, которые призывают всех высказать свои позиции по проблеме изучения татарского языка.

— В конфликтологии, наоборот, считается, что надо высказывать не позиции, а интересы, — добавил эксперт. — Интересы можно примирить. А если мы друг другу начнем высказывать позиции, то появится конфликт. Пока же его нет, а есть определенная сложная ситуация, но не более того.

Он также призвал не спорить, не искать политику в ситуации, не инициировать дискуссии в интернете и «на кухне», а вынести их на главные площадки — в Общественную палату РТ, в Госсовет и в Госдуму РФ, чтобы найти компромисс. 

«Это, если говорить прямо и открыто, наезд на Татарстан»

— Компромисс — это взаимные уступки, — подчеркнул Андрей Большаков. — Все стороны этого противостояния должны найти то, что они могут отдать. Да. Это болезненно, ребята. Но надо чем-то поступиться, чтобы решить проблему. Хотя с точки зрения конфликтологии самым оптимальным способом решать проблему является сотрудничество. Но что делать? Такая сейчас ситуация. Компромисс в данной ситуации — это то, без чего мы не сможем дальше существовать.

Подводя итоги мероприятия, модератор встречи — вице-президент АН РТ Дания Загидуллина отметила, что разговор получился очень содержательным. Она озвучила принятую резолюцию, состоящую из 10 пунктов, в которой отмечается, что языковой вопрос в Татарстане надо решать в правовом поле и опираясь на Конституцию РФ и Конституцию РТ.  

Но в то же время в резолюции подчеркивается, что поручения президента России Владимира Путина по языковому вопросу «порой некорректно истолковываются», а действия прокуратуры по оспариванию решений Минобрнауки РТ названы «резкими» и направленными на «игнорирование конституционных прав татарстанцев на изучение государственного языка».

— При непринятии Министерством образования и науки России в ближайшее время вариативного плана госстандартов для республик федерации, где есть государственные языки, видится необходимым обращение в судебные органы с целью признания невыполнения федеральным министерством своих обязанностей, — резюмировала Дания Загидуллина.


Читайте также: «Татарский никто не притеснит, пока мы на нем говорим»


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *