«Если исчезнет язык, то станут ненужными произведения татарских писателей»
Культура 16:27 / 13 ноября
2
«Если исчезнет язык, то станут ненужными произведения татарских писателей»

Почему написать книгу о знаменитой татарской певице Хание Фархи согласилась, но после долгих раздумий, и к каким последствиям могут привести споры вокруг татарского языка, рассказала в интервью KazanFirst драматург и писатель из Челнов Айгуль Ахметгалиева

- Сперва хотелось бы понять, что из себя представляет татарская литература сегодня? Появляются ли новые авторы?

- Для человека, который действительно хочет читать, есть выбор: это и женские романы, и исторические произведения, и стихи. Что радует больше всего - среди молодежи тоже есть настоящие таланты.

- Могут ли повлиять на литературу те споры, которые сейчас идут в республике об отмене обязательного изучения татарского языка в школах?

- То, что сейчас происходит вокруг татарского языка, - это не только вопрос языка, это проблема всего татарского народа. Под угрозой находится будущее национальной литературы, ведь если исчезнет язык, то одновременно станут ненужными газеты, журналы, произведения татарских писателей, певцы. Невыносимо больно осознавать, что в одно мгновение чьим-то росчерком пера может быть уничтожено все богатое многовековое наследие наших предков, которое по крупицам собиралось с древних времен: это и язык, и шедевры устного народного творчества, и произведения литературы, и многое другое. Одним словом, национальная самобытность татарского народа. Будущие поколения нам этого не простят.

- Расскажите, пожалуйста, немного о книге про Ханию Фархи. Почему вы решили взяться за этот труд? Как проходят подготовка и сбор материала?

- Я уважала Ханию Фархи как певицу. Когда мне предложили написать о ней книгу, после долгих раздумий я согласилась. Почему долгих? Во-первых, настораживает понимание всей лежащей на мне ответственности и предстоящих трудностей. Ее знали многие, многие любят, многие общались с ней. И для того, чтобы встретиться и пообщаться с ними, требуется много времени. Во-вторых, книга должна быть завершена в короткие сроки - это пугает больше всего. Многие поклонники ее творчества данное издание ждут с нетерпением и надеждами. Смогу ли я оправдать их ожидания? Пока я занимаюсь сбором материала, на моем пути встречаются только положительные люди. Муж певицы Габдулхай абый грамотно и оперативно организовывает все необходимые встречи.

- Что вас вдохновляет? Откуда приходят идеи для создания новых произведений?

- Мне часто по работе приходится ездить в Казань, в различные командировки. В дороге мне нередко встречаются очень интересные попутчики, которые на поверку оказываются не менее интересными собеседниками. Их жизненные истории частенько становятся материалом для моих будущих произведений.

У человека рот один, а уха - два. Значит, нужно больше слушать и слышать - уметь слушать и понимать и душу человека, и песни птиц, и то, как секретничают травы, и звон цветов, и мелодию дождя, и душераздирающую симфонию зимней вьюги! А умею ли слушать я - это уже на суд читателя.


Читайте также: «Хания Фархи незадолго до смерти перенесла инсульт, но никому не показывала боль»


- Как вы поняли, что хотите быть писателем, драматургом?

- Писатель, драматург - это слишком громкие слова. Эти титулы по прошествии лет ставит читатель. Я хочу в первую очередь сказать спасибо своим родителям за то, что пробудили во мне любовь к литературе. Они оба - педагоги, поэтому в нашем доме всегда было очень много книг. Также я благодарна своей учительнице начальных классов Асме апе, которая отправляла мои первые стихи в газету «Яшь ленинчы», журнал «Ялкын», тем самым открыв мне дорогу в литературный мир. В студенческие годы, взяв за руку, в прямом смысле этого слова, поэт Рамис Айметов привел меня на работу в газету «Магрифат», редактором которой в то время был Рифат Фаттахов. Я им очень благодарна: то, что еще в студенческие годы начала работать в редакции, дало мне возможность не только «глаза в глаза» встретиться с «живыми» писателями, ближе познакомиться с ними, но и, возможно, пробудило во мне новый интерес к прошлому, славным личностям моего народа.

- Когда вы прочли первую книгу и что это было за произведение?

- По словам мамы, я научилась свободно читать в пять лет. Мне нравились татарские народные сказки, ко второму классу я уже успела прочитать толстые тома. Будучи ребенком, читая эти сказки, я верила в то, что добро всегда должно побеждать зло, что человек, совершивший плохой поступок, рано или поздно обязательно раскается в этом. Несмотря на то, что жизнь частенько показывает обратное, эта вера живет во мне по сей день.

Сколько себя помню, всегда росла с книгой. Самое большое богатство в доме - книжные шкафы, заполняющие всю стену. И поэтому в том, что, окончив на отлично среднюю школу моей родной деревни Качкиново Актанышского района, я поступила в Казанский государственный университет на факультет татарского языка, литературы и восточных языков, нет ничего удивительного.

И во время работы преподавателем в Набережночелнинском педагогическом институте, и многолетней работы руководителем отдела литературы литературно-художественного журнала «Майдан», и сегодня, работая редактором отдела прозы в журнале «Казан утлары», я чувствую себя словно соединенной с книгой. Скажу по секрету: хоть и знаю, что это очень плохая привычка, но не могу оторваться от книги даже во время чаепития. И если передо мной не лежит книга или журнал с раскрытыми страницами, я встаю из-за стола словно голодная.


Читайте также: «На каком языке говорить будем - государственном или родном»


- Есть ли книги, которые произвели на вас настолько сильное впечатление, что изменили как человека?

- Когда я училась в школе, познакомилась с рассказом Амирхана Еники «Матурлык» («Красота»). В нем меня поразила сила материнской любви, любви сына к матери, вся нежность и красота этих отношений, затмевающая внешние недостатки матери, лицо которой обезображено перенесенной когда-то оспой.

В более сознательном возрасте в мои руки попалось произведение Эрнеста Хэмингуэя «Старик и море». На меня оказало большое впечатление и содержание, и умение донести до читателя душевную силу человека.

- По вашему мнению, достаточно ли сейчас люди читают? И можно ли привить молодому поколению любовь к книге?

- Сейчас в основном читает только поколение, «помешанное» на книгах. Считаю, что причины все большего отдаления молодежи от книги - это всевозможные гаджеты, введение ЕГЭ, поклонение материальному богатству, деньгам. Во-первых, родители, если хотят посеять в душе детей семена добра, нежности, милосердия, с детства должны знакомить их с колыбельными песнями, сказками, стихами на своем родном языке. Во-вторых, уже в школе ответственность за развитие, воспитание любви к литературе лежит на учителе родного языка - как умело он будет использовать уроки внеклассного чтения, грамотно подбирать для детей лучшие образцы художественной литературы.

- Вы пишете произведения и для детей, и для взрослых. Что дается сложнее и почему?

- Без сомнения, сложнее писать для детей, потому что они не прощают даже незначительной фальши, неестественности.

Произведение для детей должно быть либо сплошной фантастикой, либо необходимо самому «стать ребенком» и смотреть на мир его глазами, судить с его точки зрения. 


Читайте также: Фарид Мухаметшин: Стандарты по изучению татарского были созданы с превышениями полномочий


КОММЕНТАРИИ (1)
Лейла
Красавица!!!все так правильно напис@ла!!!
-5
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
«Современное искусство - это отражение времени»
Культура 08:51 / 12 ноября
7
«Современное искусство - это отражение времени»

Даже самые распиаренные выставки не сравнятся с уличным искусством, которому дом за домом покоряются города. Участники «Битвы креативных менеджеров» тренды чувствуют и поэтому собрали работы лучших уличных художников, чтобы организовать выставку «30 граней тебя».

Стрит-арт уже давно стал частью современной Казани. И если раньше граффити считалось вандализмом, то теперь им оформляют офисы и фасады жилых домов. Качественный стрит-арт не только облагораживает городское пространство, становится символом целых кварталов.

Так, к примеру, прошедшим летом рисунок на стене невзрачной постройки, которая виднеется из окна гостиницы, где останавливалась сборная Португалии по футболу, появилось изображение Криштиану Роналду. Эта новость привлекла к себе такое внимание, что впоследствии граффити появилось еще на одном здание. Но только уже с изображением полузащитника «Рубина» и сборной России Руслана Комболова. 

Тренд решили поддержать и участники команды «Фабрика креативных решений», которые бьются за победу в проекте «Битва креативных менеджеров». Они устроили выставку «30 граней тебя» на «Фабрике Алафузова». В реальном времени 5 художников уличной волны наносили на холсты своё видение граней человека и его жизни, погружая посетителей в мир современного искусства.

30 граней тебя в себе

Звуки постоянно встряхиваемых баллончиков и стойкий запах свежей краски, только что оставленной кем-то на холстах и досках, царили в креативном пространстве весь день. В выставке поучаствовали и сами посетители, нарисовав вместе с художниками картину «Найди себя среди других». Профессиональные мастера говорят, что научиться рисовать может каждый.

- Время, за которое человек учится граффити - это индивидуальный момент. Кто-то очень быстро схватывает и у него уже к третей работе хороший уровень. Но чтобы добиться мастерства - этому нужно постностью отдаваться и посвятить всю жизнь. Не обязательно оканчивать художественные школы, просто нужна смелость самовыражаться. В казанском граффити в 2009 году был пик, но все сейчас утекают в столицы, наверное, там больше возможностей и больше перспектив. Пока в Казани уровень граффити ниже среднего, но постараемся это исправить, - рассказывает SHAQ.

Работа этого уличного художника сегодня украшает фасад музея стрит-арта в Санкт-Петербурге.  В «30 гранях тебя» представлена его работа «Mirrors» с глубокой мыслью о том, что наше отношение к другим людям и есть основа того, кем мы являемся.

Вторую картину SHAQ нарисовал в режиме онлайн и разделил ее на две части.

- Все дело в словах. Первую часть картины поставил на входе, что бы ее визуально запомнили и искали вторую - чтобы была загадка. А когда человек соединяет это, он видит выражение «Это картина бесперспективна пока она не едина» -  это такой призыв к объединению, - объясняет автор.

Организаторы «30 граней себя» пытались обозначить грани между искусством и вандализмом, об этом во время открытия сказал начальник Управления культуры исполнительного комитета Казани Азат Абзалов.

- Выставка - это очень интересная тема. Название «30 граней тебя», но я думаю, что каждый в творчестве найдет 30 граней себя. Занимайтесь творчеством и помните о правилах, которые прописаны в нашей жизни, - сказал он, намекая как раз на неуместные рисунки.

Стрит-арт близок каждому человеку 

Чтобы понять граффити, не надо быть особенным, надо быть самим собой. Это искусство нашего времени, и его аудитория невероятно велика.

Одиним из хедлайнеров выставки стал Денис OOPS. Он рисует граффити и занимается аэрографией с 2002 года.

- Современное искусство - это отражение времени. Сегодня я пришел порисовать на мероприятии, а моя картина - это эксперимент с цветом. Идеи приходят постоянно, нужно просто воплощать их в жизнь, нет каких-то критериев, как они приходят, они могут ежесекундно появляться в голове, главное не забывать потом их записывать или сразу рисовать, - говорит Денис.

Несмотря на ужасный холод для гостей весь день играли казанские группы. А в конце прошел розыгрыш, где главным призом стала одна из картин экспозиции.

Выставка «30 граней себя» останется на «Фабрике Алафузова» на постоянной основе. В день открытия ее успело посетить 300 человек.

Чего еще ждать от Битвы 

Третий сезон «Битвы креативных менеджеров» стартовал в ноябре. Это пятинедельный процесс соревнований и обучения, где определяются лучшие специалисты по организации мероприятий.

В этом сезоне 6 команд проведут по 4 мероприятия в различных сферах:

- музыкальные события и концерты

- искусство

- спорт

- событийный маркетинг.

Все реализованные проекты оцениваются экспертной комиссией, и лучшая команда получит грант в 100 000 рублей на реализацию собственного события.

В первом туре другие команды уже успели провести мероприятие для всей семьи «СПОРТ UP!», битву музыкальных вкусов «PRESS PLAY», арт-вечеринку в поддержку дебютного альбома группы JUNA и театральный перфоманс «Дом там, где мама». 

От команды «Фабрика креативных решений» жители Казани еще увидят детский модный показ, уличные бои и выставку продажу «виниломания», а также теоретический кейс по Свияжску.


Читайте также: Юную блогершу из Татарстана поддержали звезды ТНТ


КОММЕНТАРИИ (1)
alesha
Как же это статья которая притянута за уши и мероприятия подобного рода надоели. Муриал с Роналдо - это же стрит арт, красивый член на стене нарисованный за деньги - это же тоже стрит арт. Вы сначала разберитесь, что такое стрит арт, а потом его используйте. В казани нет стрит арта, он просто отсутвует. Слово "стрит арт" стали использовать везде, это как со словом "крафт" в общепите , модно и звучит приятно. А разбираться что это и как появился стрит арт,кто такой уличный художник всем пофиг. Ведь есть ТЗ( тех задание ) и его нужно выполнить. Очень печально видеть такие мероприятия, это дно. alesha
-1
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх