«Если закон примут, можно ставить крест на всех родных языках»

Автор фото: из личного архива
Общество 08:02 / 11 мая 2018
4
«Если закон примут, можно ставить крест на всех родных языках»

Почему против новых стандартов изучения нацязыков выступают не только татары. 

Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект о поправках в закон «Об образовании в РФ», который вызвал резонанс не только в Татарстане, но и в других национальных республиках. Согласно этому документу, «преподавание, изучение государственных языков Российской Федерации осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб преподаванию, изучению государственного языка Российской Федерации». Кроме того, изменения предполагают «изучение родных языков с учетом потребностей обучающихся и их родителей». Законопроект сейчас проходит в Госдуме стадию предварительного рассмотрения. 


Читайте также: Иностранные - обязательно, родные - добровольно?


Исполнительный директор региональной организации «Национально-культурная автономия удмуртов РТ» Марина Иванова рассказала KazanFirst, почему удмурты Татарстана поддерживают обязательное изучение государственного языка республики. 

- Марина Анатольевна, вы представляете в Татарстане народность одного из национальных регионов Российской Федерации - удмуртов. Вы родились и выросли в Татарстане, удмурты являются одним из коренных народов республики, татарский язык - один из государственных языков. Какова ваша позиция и позиция вашего народа по поводу нового законопроекта, закрепляющего добровольное изучение родных и государственных языков народов России? 

- Мы с самого начала были за то, чтобы в Татарстане сохранили обязательное изучение татарского языка как государственного. Потому что мы прекрасно понимали, что если татарский язык потеряет свою обязательность, то следующим шагом будет перевод в статус необязательных и родных языков. Но некоторые люди не понимают, что ситуация настолько серьезная. А когда им объясняешь, что родного языка в школах не будет и его никто не станет изучать, что нужно будет писать заявление в школе, чтобы родной язык остался хотя бы в качестве факультатива, люди не верят, что так будет! Во всех 22 национальных республиках РФ. Потому что в новом законопроекте прописан именно такой регламент.

- Почему обязательное изучение родных и государственных языков так важно для народов РФ? Ведь если есть желание их изучать, никто же не запрещает?  

- Более 25 лет назад наше государство, Российская Федерация, стало строиться как федеративное, появлялись национальные республики. Именно этого не хватало народам России во времена Советского Союза. Сейчас есть мнение, что одной из причин его развала стало именно неприятие национальных особенностей народов в управлении страной. Людям не хватало национальной идентичности, признанной на государственном уровне. Да, наши дедушки и бабушки сейчас говорят, что в СССР все было прекрасно. Но не зря же в 90-е этот вопрос поднялся - национальные республики стали создавать свои Конституции. А изменения в закон, которые предлагаются теперь, противоречат даже Конституции РФ, в которой четко прописано, что в Российской Федерации предполагается определенная форма субъектности территорий, в том числе и такая форма, как республика. В соответствии с той же Конституцией РФ республика имеет право закреплять свой государственный язык. Также этот законопроект противоречит пункту 3 статьи 68 Конституции РФ, где говорится, что «Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития». Без этого невозможна самоидентификация личности. Есть законные способы внести изменения в основной закон, один из них - референдум. Надо спросить у людей в национальных регионах, хотят они изучать родные и свои государственные языки факультативно или нет, хотя бы провести социологический опрос. 

- Сколько часов в неделю, по-вашему, должно быть в школьном расписании обязательного родного языка? И где гарантия, что татары, удмурты, марийцы не выберут для своего ребенка в качестве «родного» русский? Ведь ЕГЭ по родному языку сдавать не надо, а по русскому - в обязательном порядке. 

- Да, все признали уже, что в школах Татарстана было слишком много часов татарского языка. На уровне президента признали, что система преподавания его была очень неграмотная. Ведь язык как предмет должен быть интересным. А у нас ребенок начинает изучать татарский чуть ли не с детского сада, а в 10-м классе, кроме «исәнмесез», ничего сказать не может по-татарски. Но это проблема системы образования, а не проблема государственного языка.

Осенью прошлого года, когда началась вся эта история с татарским языком и в школы пришли прокурорские проверки, изменения коснулись и 28 удмуртских школ Татарстана. Но и после этого обязательный статус изучения родного языка в национальной школе сохранился. Только все родители написали заявления, что в качестве родного они выбирают удмуртский. Получается, что мы даже стали больше часов изучать удмуртский язык. Раньше - два, где-то три часа в неделю (за счет вариативной части), а сейчас - пять и семь, потому что два часа татарского и литературы родители заменили на удмуртский. Хотя они могли выбрать в качестве родного обязательного русский или татарский. Это не запрещено. Не то что мы не хотим изучать татарский язык - мы хотим, мы живем в Татарстане, а знание татарского языка дает определенные преимущества. Но прокурор пришел и сказал, что будете платить штраф порядка 70 000 рублей! Ни одна школа не в состоянии платить такие деньги за сохранение часов татарского языка. А теперь еще взялись и за родные языки. 

В Татарстане проживает более 23 000 удмуртов, и у нас такая позиция, что удмуртский язык всегда должен преподаваться в обязательном порядке. Удмурты Башкортостана тоже поддерживают нашу позицию. Мы все ждем, что скажет Удмуртия. Там ситуация с изучением государственного языка иная. Он всегда там преподавался на «добровольной основе». Поэтому в Удмуртии не было «жестких позиций», как у нас в Татарстане. Даже получались курьезные ситуации: если раньше родители не задумывались о необходимости изучения государственного языка, то после осенних изменений пришлось задуматься об изучении родного языка. Не все удмурты готовы были записать формулировку «Даю согласие на изучение родного русского языка». Но были и те, кто отказывался от изучения удмуртского языка ещё задолго до известных событий. 

Я не говорю, что у нас, в Татарстане, таких родителей нет. 

Но если этот закон примут и до людей дойдет масштаб бедствия, то уже будет поздно. Тогда можно будет ставить крест на всех родных языках. 

- Главный аргумент противников обязательного изучения родных языков: если народ хочет сохранить свой язык, он будет его изучать и в добровольном статусе. Ведь родной язык для большинства россиян не понадобится в его дальнейшем образовании. Чем вы можете ответить на этот аргумент? 

- А почему тогда мы должны изучать в обязательной программе иностранные языки? Зачем они нам нужны? Давайте тогда и родной язык переведем в статус иностранного языка и будем его изучать в обязательной части. Я, конечно, понимаю, что если говорить о стратегических целях России во внешней политике, то знание иностранных языков - это своеобразное оружие. Да, на Россию сейчас оказывается серьезное давление со стороны иностранных партнеров. Но ведь и внутренняя политика в стране важна. 

Россия велика ее многообразием. Никто ведь не оспаривает свою принадлежность к этой Великой стране, хотя совсем недавно национальный вопрос был яблоком раздора, который чуть было не привел к еще более страшным последствиям. Это есть та самая разменная монета, которая может сыграть роковую роль, поэтому не стоит искусственно раскачивать ситуацию.

18 мая в Татарстане состоится большая Всероссийская конференция к столетию первого Удмуртского съезда, который проходил в Елабуге. Конференция пройдет и в Елабуге, мы приглашаем 250 удмуртов со всей страны, и две наши площадки будут посвящены непосредственно образованию. Мы планируем внести в резолюцию конференции пункт в защиту обязательного преподавания государственного языка субъекта и сохранения родных языков народов России. 


Читайте также: Активисты предлагают отозвать депутатов Госдумы от Татарстана 


В ЭТОМ СЮЖЕТЕ
КОММЕНТАРИИ (28)
псевдоним
"Надо спросить у людей в национальных регионах, хотят они изучать родные и свои государственные языки факультативно или нет, хотя бы провести социологический опрос" - а повсеместные отказы чуть более смелых родителей - не показатель этого желания?
10
ОТВЕТИТЬ
Ольга
Кому родной,а кому насильственное изучение языка-наказание! Меня как и многих родителей волнует вопрос. На совещании по национальной политике в городе Йошкар-Ола, президент РФ Владимир Владимирович Путин в категоричной форме назвал неприемлемым насильственное обучение национальному языку граждан не являющимися его носителями, так же как и сокращение часов обучения русского языка. В нашей республике уроки чувашского языка были обязательны для всех. Мой ребенок является носителем русского языка и не хочет тратить время на изучение национального. В основных словарях чувашского языка нет перевода всех слов например : чулки - чулхи , носки - нуски,а мы весь вечер убили на поиск перевода,пока не поняли,что русское звучание слов нет в словарях . . . это абсурд газете«Правде ПФО» поделился кандидат философских наук Сергей Чекушкин: ". . .Между тем в среде чувашской интеллигенции сильны и другие настроения. «Необходимо честно самому себе ответить на вопрос: с какой целью изучается чувашский язык? Если для использования в повседневной жизни – это одно, если для мгновенного забвения после школы – это совсем другое, – Дети моих знакомых с энтузиазмом учат английский, итальянский, китайский языки, но не учат чувашский. Все это печально, но неизбежно в эпоху глобализации. Да и уровень преподавания чувашского языка в школах зачастую не выдерживает никакой критики, банальная профанация за счет огромных государственных денег».Затея оказалось мертворожденной. Напрашивается,следовательно вопрос - все иностранные языки доступны для изучения самостоятельно на многих сайтах интернета,все,кроме чувашского,кто может ответить,что технически это не возможно.
6
Я
Кому нужны эти языки. Только кучке националистов и иностранных агентов по совметительству
16
ОТВЕТИТЬ
Ник
СССР как раз и был построен в соответствии с национальной идентичностью, в каждой республике изучали национальный язык. Он и был сотворен из Российской империи с целью распада по границам республик. И РФ была создана из РСФСР с той же целью и стала нагнетаться национальная идентичность. Нет дорогие этот номер у вас больше не пройдет.
-21
ОТВЕТИТЬ
Нюк
Дорогий НИК, давно заметил, что многим титульным россиянам хочется иметь свою Каталонию, моно-культурорелигиознононациональную, ибо их и так 80%. Но смущает только территориально-аборигенский вопрос. Хочется и территорию иметь всю, и чтобы никаких этих, которые тут раньше жили. Вот в США вопрос с индейцами в своё время хорошо решили, а в Германии не смогли в другое время.
-10
Наблюдатель.
Родные языки должны быть обязательными на ровне с русским!
-13
ОТВЕТИТЬ
ЖАННА
С начала языки отменять, а потом и республики упразднят
-6
Сергей
Да родной..долганский должен быть наравне с русским..Полностью. Должен быть построен МГДУ в Москве .В нем все преподаватели и весь состав должны быть долганами по национальности..то что их всего 9 300 нас же не должно останавливать?
10
Risi
Тогда будете свидетелями разрушенной России
-6
ОТВЕТИТЬ
Петя
Работникам КФ дали задание минусовать неугодные комментарии?
6
ОТВЕТИТЬ
Николай Мигашкин
Родной язык это Целое, которое формирует долговременную память. Обучение языку от Частей к Целому осуществляется на ресурсах кратковременной памяти, что становится причиной формирования мозаичных представлений и исключения процессов смыслообразования. Поэтому граждане теряют интерес даже к родному языку, который фиксируется снижением процента чтения художественной литературы и даже становится причиной засорения его различными искусственными терминами и слэнгами, что превращает его в мёртвый язык. Такая методика затрудняет формирование естественно-природной нормативности сознания (честь, достоинство, совестливость, этическая нормативность и др.), которая заложена в языке, как Целом. При изучении иностранного языка от частей к целому в сознании также исключается формирование естественно природной нормативности национальной культуры.Русским тоже необходимо начать бороться против превращения их языка в мертвый
4
ОТВЕТИТЬ
Сергей
Ну не будьте же вы идиотом..Ну какой еще Род..какая Семья? Ну возьмите своих кого-там..каракалпаков или нанайцев и переселитесь в изолированную общину..Ну не работает уже такое..Все равно человечество придет рано или поздно в единую языковую общность..единую культурную общность и так далее..Или вымрет. Другого не дано.Сегодня решается только вопрос о том какие тенденции будут превалировать в этом общем Человечестве.
12
немой
Кому нужно ваш русск язык, никому! Только русским.Изучайте свой язык сами, надоели уже всех вы на этом свете.
-18
ОТВЕТИТЬ
Андрей
Почему мы должны изучать национальные языки этих национальных регионов, кому они нужны?!Требую, чтобы мой древнеславянский язык изучали во всём национальном российском регионе, надоели уже все эти мелкие национальные регионы со своими национальными языками.
13
ОТВЕТИТЬ
Ильнур
Ну и учи в своей Ярославской или Ивановской области.
-13
Националист
Андрею Требующему.Национальные регионы и вовсе не стремились в ваш древнеславянский регион.Жили себе и не тужили,пока не появился в их жизни другой нац.регион.только большой и наглый.
-8
Сергей
это тот самый прогресс ..против которого как бы и бесполезно и нет смысла быть против. Малые нации и малые языки все равно исчезнут. Ну это факт. И это то против чего нет смысла воевать. можно замедлить этот процесс..но он будет продолжаться все равно.
5
ОТВЕТИТЬ
Елена
Наконец то родители вздохнут! Давно пора принять такой закон. А малые народы пусть сначала свою армию, флот, промышленность в масштабе государства создают, а потом на своих языках готовят кадры.
4
ОТВЕТИТЬ
Владимир
Всё упирается в деньги и решаться должно в финансировании.Изучение региональных языков должно финансироваться региональными властями. Изучение иностранных языков возможно финансироваться иностранными государствами.Изучение государственного языка, соответственно должно финансироваться государством.Вопрос отпадёт сам собой.
2
Малонародец
Елене.А малые народы имели всё своё,пока один большой народ огнём и мечом не заставил их потерять всё.
-4
Алекс
Ситуация обострилась из за того,что некоторые люди специально заостряют внимание на изучении родного языка,как государственного в республике.Но это же абсурд-мы все живем в одной стране-Россия,значит и язык государственный один,а языки республик желающие могут изучать сколько угодно,но не заставлять всех под копирку изучать язык республики!Ведь если семья захочет переехать в другую республику,то всем придется изучать еще один языкюи так до бесконечности!.Это же глупо и неправильно.
23
ОТВЕТИТЬ
София
Ерундой занимаются.Кому надо ,тот пусть изучает какие хочешь языки-хоть китайский.хоть чувашский.Сделайте курсы и делов-то,зачем всем -то под гребёнку изучать ненужные кому-то языки.
11
ОТВЕТИТЬ
Бабай
Зачем я должен писать прошение чтобы мои дети изучали РОДНОЙ язык
2
ОТВЕТИТЬ
Показать ещё
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Общество 09:39 / 8 мая
14
«Раньше не считалось подвигом защищать Родину - это было нормой»

Казанцы - участники акции «Бессмертный полк» - рассказывают семейные истории.

Вот уже пятый год казанцы принимают участие в акции «Бессмертный полк». Держа в руках портреты родных - героев Великой Отечественной войны, преодолевают путь длиной более 2 км. Если в 2014 году шествие состояло из колонны в 500 человек, то в 2018-м эта цифра увеличилась до 163 000 человек. В этом году организаторы ожидают не меньше участников. 


Наша справка

«Бессмертный полк» - общественное движение памяти о поколении Великой Отечественной войны. Участники движения ежегодно в День Победы проходят колонной по улицам городов с самодельными транспарантами с фотографиями родственников - ветеранов армии и флота, партизан, подпольщиков, бойцов сопротивления, тружеников тыла, узников концлагерей, блокадников, детей войны. 


«Бессмертный полк» в Казани пройдет по маршруту прошлого года. Сбор участников - на пересечении улиц Карла Маркса и Толстого в 13:00, старт - в 15:00. От места встречи колонна проследует через площадь Свободы, далее по улице Лобачевского на улицу Кремлевскую и на площадь Тысячелетия. Протяженность маршрута составит более 2,5 км.

В преддверии масштабного шествия KazanFirst вспоминает истории семейных героев постоянных участников акции «Бессмертный полк».

Открывает серию воспоминаний Алеся Иванченко. Ее прадеды по разным линиям родственных связей освобождали Родину от фашистских захватчиков. Алеся рассказала нам обо всех героях семьи.

Прадед Августин Автономович Линник

Родился в 1910 году в селе Резино Букского района Киевской области. Воевал в Рабочее-крестьянской Красной армии. Был танкистом. Награжден орденом Красной звезды, медалью «За отвагу» (дважды).

В последний год войны родным пришло уведомление «Пропал без вести в апреле 1945 года». Позже выяснилось, что потерял в бою обе ноги и получил контузию, но выжил. Родные долгое время не знали, где он находится, да и он не мог сообщить о своем местонахождении из-за контузии.

Прадед Иван Павлович Иванченко

Родился в 1911 году в Запорожье. В 1941 году был призван в ряды Советской армии. Его звание - старший сержант. Погиб 21.12.1942 года. Похоронен в селе Косовка Таловского района Воронежской области, Россия.

Родной брат прабабушки Александр Фёдорович Швецов

Родился в 1919 году. Обладатель множества наград, в том числе ордена Отечественной войны I степени. Вернулся с ВОВ без одной ноги. На фото дед Шура рядом со своим наградным автомобилем. Фото было сделано мамой Алеси, когда ей было девять лет.

Двоюродный брат прабабушки Иван Игнатьевич Якубовский

Родился 7 января 1912 года (по старому стилю 25 декабря 1911-го) в деревне Зайцево, сейчас Горецкий район Могилёвской области Белоруссии. Был призван в РККА в 1932 году. Участвовал в военных действиях Советской армии ещё до начала Великой Отечественной войны.

Служил в танковых и мотострелковых войсках.

В Великую Отечественную войну майор Якубовский вступил в должность командира учебного танкового батальона 26-й танковой дивизии 20-го мехкорпуса Западного фронта. Прошел всю войну. Несколько раз был ранен, горел в танке.

Иван Игнатьевич - советский военачальник, маршал Советского Союза (12.04.1967г.). Дважды Герой Советского Союза (10.01.1944г., 23.09.1944г). Герой Чехословацкой ССС (30.04.1970г.).

В послевоенные годы служил главнокомандующим группой советских войск в Германии, командующим войсками Киевского военного округа, первым заместителем министра обороны СССР и главнокомандующим Объединенными вооруженными силами государств - участников Варшавского договора.

Умер в Москве 30 ноября 1976 года.

Похоронен на Красной площади в Стене коммунаров. 


Виктор Петрович Лавриченко (1923- 2008)

Рассказывает его племянница Татьяна Николаева.

- Мой дядя, Виктор Петрович Лавриченко, окончил школу №98 в Казани за несколько дней до начала Великой Отечественной войны. Почти сразу подал заявление с просьбой направить его на фронт. Его направили в Горьковское зенитно-артиллерийское училище на краткосрочные офицерские курсы. По их окончании, когда ему только исполнилось 18 лет, он был направлен на Ленинградский фронт, где прослужил всю войну.

Начинал дядя в звании младшего лейтенанта в должности командира огневого взвода в 304-м истребительном противотанковом полку, а закончил войну капитаном в должности командира батареи 220-го артиллерийского полка. В Ленинграде он воевал на Пулковских высотах, которые часто подвергались бомбардировкам и обстрелу, был несколько раз ранен. Награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной звезды, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «За оборону Ленинграда». 

После войны он закончил юридический институт в Казани и попал по распределению в Куйбышев, где более 30 лет проработал председателем Куйбышевского областного суда. Обладает почетным званием «Заслуженный юрист» РСФСР. Имя этого судьи с трепетом произносили даже самые отпетые рецидивисты, поскольку знали, что Лавриченко строг, но справедлив. 

Он был высокопрофессиональным юристом и удивительно скромным, порядочным и честным человеком. Виктор Петрович три дня не дожил до праздника 63-летия Победы.


Григорий Тихонович Гришин (1913- 1942)

Рассказывает его внучка Юлия Муллахметова.

- На фронт дедушка ушел в мае 1942 года, а уже в июле пришла «похоронка», где говорилось, что он пропал без вести. Сведений о нем практически нет. Мы сами занимались поисковой работой, чтобы раздобыть хоть какую-то информацию. Но тщетно. Все, что лично я смогла найти: дедушка был стрелком. Предполагаю, по тем боям, которые шли в период его призыва, воевал он в районе Сталинграда, где-то в том направлении. 

Раньше у нас даже фотографий его не было. Но у дедушки осталась дочь, которая сейчас живет в Москве, она и передала нам его фото.


Абдулла Хакимзянов (1906- 1943)

Рассказывает его внучка Лилия Блохина. 

- Родился дедушка в деревне Суук-Су, но жил всю жизнь в Казани, на Булаке. Призвали на фронт в 1941 году - тогда у него было два сына. Старшему (моему дяде) - пять лет, а папе - месяц. Тогда он просто обнял, поцеловал моего папу на прощание, отдал маме и ушел. А в 1943 году пришло извещение, что он погиб под Смоленском. 

По воспоминаниям папы, когда отцы детей из его двора стали возвращаться с фронта, они от радости встречи подбрасывали детей на руках. Папа говорил, что ему тоже очень хотелось, чтобы его папа, мой дедушка, так подбросил. Когда прошло время и дядя повзрослел, он поехал в командировку в Смоленск. Там обратился в военкомат и через него нашел могилу дедушки. Уже позднее, в 1972 году, туда ездила вся семья. Выяснили, что погиб дедушка в Новодугино под Смоленском 9 марта 1943 года. Был автоматчиком в танковой пехоте. В студенческие годы я была в «Снежном десанте» - это наша поисковая организация на базе университета. У нас были зимние походы - мы шли по боевому пути какой-либо дивизии. Получилось так, что я побывала в том самом месте, где погиб мой дедушка. Сейчас я и мой папа в память о дедушке выезжаем в поисковые экспедиции. Таким образом отдаем дань памяти.

Тема войны меня очень трогает, конечно. У нас в школе (Лилия Блохина педагог. - Ред.) есть такая акция: все дети выставляют на подоконники фотографии своих прадедушек. И там такие трогательные истории. Например, вот перед глазами у меня портрет прадедушки моей ученицы. Красивый парень двадцатилетний - Ахмат Хайруллин. Прошел Первую мировую войну, Вторую мировую войну от начала до конца, потом работал в родном колхозе. Их было 12 братьев, шесть пар близнецов. Все погибли на войне, кроме прадеда этой девочки. Состояние мамы даже представить не могу - 11 сыновей не вернулись. 


Гаптелгафур Ахатович Ахатов (1913-1973) и Марьямниса Динмухаметовна Ахатова (1916-2007)

Рассказывает их внучка, учитель истории и обществознания Кадрия Нигматуллина.

- Про дедушку я знаю совсем немного. Единственное, что у меня осталось, - несколько его фотографий в гражданской одежде. Дедушка умер, когда мне было пять лет. Я его практически не застала, помню только лицо.

К сожалению, семья не сохранила воспоминания о нем, его ордена, награды. Когда переезжали, все потеряли, а мне на хранение почему-то не отдали. Не сохранили, может быть, потому, что раньше не считалось подвигом идти защищать свою Родину - это было нормально. К моему великому сожалению, очень мало чего могу рассказать о дедушке.

Зато бабушку хорошо помню. Она умерла в 2007 году. В период войны жила и работала в родном колхозе. Будучи тружеником тыла, рыла казанский обход, когда вокруг Казани строили оборонительные сооружения. Параллельно работала на лесозаготовках. Ей даже вручили орден «Материнская слава» как многодетной матери. 


Арслан Абдулвалиев (1923-1993)

Рассказывает его внук, председатель совета Молодежной ассамблеи народов Татарстана, член Общественной палаты Республики Татарстан Тимур Кадыров.

- Воевал дедушка - отец моей мамы. Он был музыкантом, служил в военном оркестре. Много ездил и отвечал за боевой дух солдат. После того как дедушка вернулся с войны, он мало рассказывал, точнее практически не рассказывал. Ему было очень тяжело об этом вспоминать, говорить. Насколько я знаю, в боевых действиях он не участвовал. Но помню, что у него было много медалей, орденов. Когда я был маленьким, часто рассматривал их, играл с ними и даже не понимал всей значимости. 

Сегодня этот праздник для нас - один из самых значимых праздников. Потому что дедушка всегда его ждал, любил, ценил. Так и повелось в нашей семье, что 9 Мая - это самый сокровенный день.

КОММЕНТАРИИ (10)
Яспид
А я знаю, что мои прадеды погибли на войне. а больше никакой информации не сохранилось... хотелось бы узнать кем они были и как жили но ничего не осталось...
0
ОТВЕТИТЬ
Дзига Лейниц
А я не играл с наградамми деда. Вырос и все медали продал и пропил. Такой вот я плохой человек(((
0
ОТВЕТИТЬ
Толстый лев
Война есть тяжелая мужская работа. тогда мужики реально умели воевать и Родину защищать. За нынешнее поколение я че-то не уверен
1
ОТВЕТИТЬ
Шамиль
Ни разу не принимал участие в Бессмертном полку, надеюсь хоть завтра получится портрет уже подготовил
0
ОТВЕТИТЬ
Футурист
Интересно лет через 15 также помпезно будем праздновать 9 мая или все сойдет нет...
0
ОТВЕТИТЬ
Гесиодов
РАньше и вода вкуснее была и трава зеленее
0
ОТВЕТИТЬ
Иван
Вот люди! Спасибо вам дорогие ветераны. Склоняю голову перед вашим подвигом!
0
ОТВЕТИТЬ
Рамиль из Сургута
Да ну, я лучше на шашлыки, тем более все дороги перекроют
0
ОТВЕТИТЬ
Данил
Были люди раньше, сейчас таких мало уже, трудно найти таких
1
ОТВЕТИТЬ
Чебурашка под бутиратами
Красная Армия всех сильней так-то
0
ОТВЕТИТЬ
This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх