«Мы не имеем четкой концепции, как развиваться нашей стране»

На авиакосмической выставке в Казани размышляли о судьбе России.
На авиакосмической выставке в Казани размышляли о судьбе России.

Выставка АКТО («Авиакосмические технологии, современные материалы и оборудование») проводится в Казани каждые два года. В 2018-м здесь впервые пройдет Съезд авиапроизводителей России — до этого отраслевики встречались только в Москве. Торжественное открытие запланировано на 9 августа, но официальная часть началась 8-го с научно-практической конференции, организованной Казанским национальным исследовательским техническим университетом.

Конференция «Новые технологии, материалы и оборудование авиакосмической промышленности» собрала представителей ведущих авиационных научно-исследовательских институтов и вузов России. Спикеры рассказывали о модернизации производств, роботизации, перевооружении, цифровизации отрасли и разработке российского программного обеспечения. Про космос говорили мало — больше про военную и гражданскую авиацию. 

«Мы не имеем четкой концепции, как развиваться нашей стране»

Замминистра промышленности и торговли республики Ильдар Мингалеев, открывая АКТО-2018, подчеркнул роль Татарстана в развитии авиастроительной отрасли страны. На выставке представят разработанный здесь самолет «Мурена» — совместный проект компании МВЕН и Казанского авиационного института (КАИ). Мингалеев упомянул и воспроизводство легендарного Ту-160 (сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец, разработанный в конструкторском бюро Туполева в 1970-х годах. — Ред.).

— На заводе имени Горбунова ведется масштабная работа по реконструкции и техническому перевооружению производственных мощностей. В производственной кооперации для создания самолета участвуют около 200 предприятий страны, проект позволил внедрить ряд принципиальных новшеств в технологии авиастроения. Работы над цифровым проектом самолета ведутся ведущими КБ Туполева, Сухого, Илюшина, Яковлева, — отметил замминистра.

Мингалеев рассказал и о работе казанского авиаремонтного завода и модернизации авиатехники — это обновление радиоэлектронного оборудования, комплексов управления и вооружения, систем жизнеобеспечения экипажей и продления срока службы. 

«Мы не имеем четкой концепции, как развиваться нашей стране»

— Казанский вертолетный завод сегодня выпускает современные модификации Ми-8 для внутреннего рынка и Ми-17 на экспорт. С 2010 года — Минобороны РФ и с 2016 года гражданским потребителям поставляется самый современный российский вертолет «Оса», полностью разработанный и производимый в Казани. В 2015 году получен сертификат типа для Ми-38 в гражданском исполнении и готовится к модификации первый транспортный вертолет Ми-38т для нужд Министерства обороны России. Кроме того, в Татарстане производятся вертолеты малой авиации, беспилотники, летательные аппараты, — добавил представитель ведомства.  

Олег Кириллов из Центрального аэрогидродинамического института им. Жуковского (ЦАГИ), который находится в Московской области, рассказал о развитии технологий для скоростных вертолетов. Институт, с которого началась история создания советской авиации, сегодня занимается проектированием и фундаментальными исследованиями, вопросами прочности, аэродинамики, аэроакустикой вертолетов и динамикой полета. 

Его коллега Евгений Марчуков, генеральный конструктор НТЦ имени Люльки, докладывал о технологиях создания двигателей шестого поколения для летательных аппаратов. На разработанных двигателях НТЦ летают истребители Сухого. Сегодня конструкторы модернизировали двигатели для Су-35, увеличив тягу на 16%, а также для Су-57. Теперь в двигателях для этого истребителя, помимо возросшей тяги, есть система управления, защита от инфракрасных заметностей, а еще в 10 раз снижен расход масла. Занимается центр и разработкой трехконтурного двигателя — это попытка обеспечить требуемую дальность на крейсерских режимах боевого самолета (режим полета с постоянной скоростью, — Ред.) и высокие тяги на боевых режимах. 

«Мы не имеем четкой концепции, как развиваться нашей стране»

Заместитель генерального директора ВИАМ по металлическим материалам, головного института в области авиационных материалов Владислав Антипов рассказал о новинках — полимерных композиционных материалах, керамике, сплавах на базе никеля, титана и алюминия, а также об аддитивных технологиях (с использованием 3D-печати), которые активно внедряются в авиапроизводство. Антипов также упомянул воспроизводство Ту-160, отметив, что для его создания используются новейшие технологии сварки. Чуть позже участники конференции отметят, что композиционные материалы для российского рынка из-за рубежа не поставляются в связи с запретом, поэтому инженерам приходится разрабатывать аналоги. 

«Мы не имеем четкой концепции, как развиваться нашей стране»

Важной частью авиапроизводства сегодня является и программное обеспечение. Несмотря на лидерство и монополию Siemens, российские компании стремятся разработать свое ПО — это, по мнению спикеров, решает огромное количество инженерных задач при создании изделий. 

Так, в стране в 2015-2016 годах даже была разработана платформа «Гербарий», объединяющая приложения для разработки моделей изделий, программы виртуального моделирования поведения изделий под воздействием различных факторов, а также расчетные программы и инструменты, используемые для технологической подготовки производства. 

«Мы не имеем четкой концепции, как развиваться нашей стране»

Приехал в Казань и маршал авиации Индии вице-президент «Валдел Передовые технологии» Пакирисвами Канакарадж. Россия поставляет самолеты и боевую авиацию в страны БРИКС, и Канакарадж как раз из тех, кто эти поставки в Индию сопровождал. Он рассказал о вооружении страны и о том, как сложно там ремонтировать и обслуживать зарубежные и российские летательные аппараты. Большое число техники устарело и находится на грани списания, часть подлежит дальнейшему апгрейду. По словам Канакараджа, в его стране ограниченные ресурсы для развития военной авиации.

— Индия стремится вовлечь частный бизнес в свои оборонные программы. Ограниченность ресурсов — это реальные вызовы для ВВС страны. Но при грамотном подходе все эти проблемы могут быть конвертированы в преимущества, — отмечает он.

Делегат предложил российским производителям заключать трехсторонние соглашения с действующими индийскими партнерами, участвовать в программах поддержки, которую страна готова предоставить в рамках сотрудничества.

«Мы не имеем четкой концепции, как развиваться нашей стране»

— Если вы разработаете предложения (для индийских партнеров), то правительство Индии их поддержит. Если оригинальные производители в России свяжутся с индийскими разработчиками, они могут передать индийским партнерам разработки под определенные контрактные обязательства. Мы — седьмая самая богатая нация в мире, любая страна хочет быть представлена в Индии. К сожалению, Россия очень слабо пользуется этими возможностями. Она есть в правительственном секторе, но не частном. Россия должна войти в Индию, пока не поздно, — говорит Канакарадж.

Завершил конференцию доклад профессора Анатолия Кретова о перспективах развития космической отрасли. Во время исторического экскурса он отметил, что многое в развитии авиакосмической сферы определяли войны. Так, первая мировая стала толчком для авиации, а вторая — для ракетной техники. Кретов искренне восхищается достижениями NASA и Илона Маска. И сетует на то, что в России такие фундаментальные достижения сегодня невозможны, так как страна не имеет четкой концепции развития.  

«Мы не имеем четкой концепции, как развиваться нашей стране»

— Я долго думал, почему СССР, почему американцы достигли такого? И нашел ответ. Недавно я отдыхал с внуками на базе отдыха, думал, чем занять мальчишек 6 и 10 лет. Построил штаб, нашел всякие деревяшки. И что сделали дети? Взяли деньги (бумажки) и стали играть в продажу оружия, — сказал Кретов. Он отмечает, что российская авиакосмическая отрасль должна пройти еще многое, чтобы стать передовой. 

Возможно, для начала отказаться от исключительно коммерческого и милитаристского подхода в развитии этой сферы.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *