«В семье татарского народа сибирские татары всегда были, есть и останутся»

Предстоящая в 2020 году Всероссийская перепись населения стала одной из ключевых тем обсуждения среди участников заседания «Милли Шура». Все сходятся во мнении
Предстоящая в 2020 году Всероссийская перепись населения стала одной из ключевых
тем обсуждения среди участников заседания «Милли Шура». Все сходятся во мнении,
что татары должны быть записаны единой нацией.

В Казани прошло расширенное заседание Национального совета (Милли Шура) Всемирного конгресса татар (ВКТ). Если кратко, то с точки зрения уровня остроты затронутых проблем татарского мира оно уступает тому, что прошло без участия журналистов и за закрытыми дверями. Вице-премьер и глава «Милли Шура» Василь Шайхразиев удостоил своим присутствием только последнее. На расширенном собрании дирижировал руководитель исполкома ВКТ Ринат Закиров.

«В семье татарского народа сибирские татары всегда были, есть и останутся»

А между тем именно на «узком» заседании в присутствии почти всех 70 членов «Милли Шура» и было принято решение об исключении из рядов ВКТ сообщества «Штаб татар Москвы» и его главы Рустама Ямалеева.

Сообщалось, что за время своей деятельности он рассорился со многими руководителями татарских организаций Москвы и интриговал против федерально-национальной культурной автономии татар Москвы, организовал наезд со стороны надзорных органов на Дом Асадуллаева в столице. Но на расширенном заседании об этом никто не проронил ни слова.

Другой примечательный факт — тема по разработке Стратегии развития татарского народа так же в публичной плоскости не поднималась. А что происходило за закрытыми дверями «узкого» заседания, остается неизвестным.

«В семье татарского народа сибирские татары всегда были, есть и останутся»

Ранее на одной из сессий Госсовета Василь Шайхразиев рассказал KazanFirst, что критический материал издания о затухании темы по разработке Стратегии читал, и пообещал в ближайшее время рассказать, что на самом деле происходит с документом. 

— Надо повышать авторитет Национального совета. Каждая наша работа должна быть плановой, качественной, эффективной, — передает слова Василя Шайхразиева пресс-служба ВКТ. 

Однако вопрос, каким именно образом будет повышен авторитет «Милли Шура» в глазах татар без должного обсуждения Стратегии, остается висеть в воздухе. Отметим, что в кулуарах делегаты ВКТ, прибывшие в Казань из других регионов России и стран, предпочитали не говорить на тему подготовки важного документа. Но кое-кто всё же признавался, что он сложен сам по себе, что им угодить татарской общественности, властям Татарстана и федцентру одновременно не просто. Поэтому затягивание его разработки закономерно.  

«В семье татарского народа сибирские татары всегда были, есть и останутся»

В целом расширенное заседание представляло собой серию выступлений представителей и лидеров татарских общественных организаций от Эстонии до Турции и регионов России. Участники рассказывали о проделанной работе по сохранению татарского языка и татарской идентичности за ушедший год.

Например, член «Милли Шура» и представитель национально-культурной автономии татар Эстонии Гулина Зайтунова ответила на упреки в адрес Всемирного конгресса татар, деятельность который якобы сводится лишь к проведению сабантуев по всему миру. Критики отмечают, что таким образом ВКТ намеренно отвлекает татар от реальных проблем по противостоянию ассимиляции и потере родного языка. Она им в ответ рассказала о IV Европейском Сабантуе, который был проведен благодаря эстонским татарам прошедшим летом. 

— Только мы — татары — понимаем, что такое Сабантуй. Для нас это была большая и ответственная работа на общественных началах. Итогом стала безмерная радость в этот день. Неподдельный интерес гостей к единению нации на эти короткие пять часов. Все собрались на площади под башнями старого Таллина, в центре города. Нам руководство города бесплатно и безвозмездно предоставило эту площадь. Протянуло воду, электричество и всё остальное. Оно субсидировало нас неплохими финансами, — рассказывала Зайтунова.

«В семье татарского народа сибирские татары всегда были, есть и останутся»

По её словам, комментаторы разработки Стратегии пишут «как же надоели эти сабантуи». Эти слова сильно задевают Зайтунову. 

— У меня прямо сердце обливается кровью. Кто-то так выражается вообще, а кто-то это печатает. Но я этого не понимаю. Потому что извне видно: наш праздник Сабантуй — как единение народа и тяга других народов к этому единению. Это не только эмоциональная наша позиция, но и политическая. И признание Сабантуя извне — это наша с вами заслуга, — заявила представительница эстонских татар.

Глава общественной организации татар «Наследие» в Тюменской области Луиза Шамсутдинова рассказала KazanFirst, какова роль Татарстана в деле сохранения и отстаивания этнической идентичности и родного языка татар Сибири. 

— Татарстан консолидирует, собирает татар, здесь вырабатывается стратегия дальнейших действий всеобщего татарского мира. Все те, кто приезжает в Казань на мероприятия ВКТ, имеют какие-то проекты. Мы встречаемся друг с другом. Очень хорошо, что Татарстан успевает улавливать, услышать нас. И своевременно старается поддержать нас и как-то помочь, — отмечает собеседница.

Шамсутдинова напоминает, как татары Сибири в первый раз за помощью обратились к Татарстану, к Минтимеру Шаймиеву на IV Съезде ВКТ в 2005-2006 годах. 

— Тогда нас первый президент Татарстана услышал и внес свою лепту. Нам из республики помогли в инженерных и геологических изысканиях. Помогли сделать эскизный проект историко-мемориального комплекса Искер. Он направлен на популяризацию и сохранение памятника федерального значения. Этот памятник взят под госохрану ещё в 1960 году, — рассказывает Шамсутдинова. 

Помощь от Татарстана обсуждается и сейчас. 

— Сегодня мы для Тюменской области привлекаем инвестиции от Татарстана. Сейчас по поручению лидера республики с нами ведутся переговоры о возможной поддержке нашего проекта в дальнейшем, — сообщает собеседница.

«В семье татарского народа сибирские татары всегда были, есть и останутся»

Она уверена, что в России исторические памятники не имеют национальностей, поэтому проект комплекса Искер должен быть интересным для государства в целом. В комплекс входит более 12 объектов. 

— Нами четыре объекта уже построены. Сколько нужно миллионов, мы пока не считали, потому что проект ещё дорабатывается. То, что мы уже сделали, — это народными средствами. Теперь этот проект усиливается, потому что он рассматривается в контексте развития историческом, событийном, как духовный центр. И инфраструктура нашего объекта разрастается, — говорит она.

Шамсутдинова разъясняет, чем именно важен объект Искер для татар Сибири. 

— Искер — это бывшая столица Сибирского ханства. Искер — это наши корни. Это фундамент сибирских татар. Потому что именно там сплачивались сибирские татары. Именно во время правления хана Кучума в Западной Сибири ислам становится государственной религией. Это наши корни, предки, в Искере лежат наши ханы и исламские миссионеры, — обьясняет представительница татар Сибири.

«В семье татарского народа сибирские татары всегда были, есть и останутся»

Также собеседница прокомментировала, каким образом готовятся татары Сибири записаться на предстоящей Всероссийской переписи. 

— Сибирские татары в общем контексте считают себя татарами. Но из-за того, что сибирские татары живут компактно в Западной Сибири и вне Татарстана, то территориально мы считаем себя сибирскими татарами. Но мы хотим получить статус коренных народов Западной Сибири, а не статус отдельного народа. В семье татарского народа сибирские татары всегда были, есть и останутся, — резюмировала Шамсутдинова.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *