Владельцы гостиниц не видят свет в конце тоннеля

Существующими мерами поддержки могут воспользоваться далеко не все отельеры
Существующими мерами поддержки могут воспользоваться далеко не все отельеры, а
новых не предвидится.

Одна из наиболее пострадавших отраслей от пандемии коронавируса, несомненно, сфера туризма. В частности, гостиничный сектор. Согласно материалам Сбербанка на помощь отельерам выделено 6,7 млн рублей. Достаточно смешная сумма в контексте отраслевых оборотов.

Как нам пояснили в министерстве экономики Татарстана, для сферы гостиничного бизнеса отдельных мер поддержки не предусмотрено — она может претендовать лишь на те, которые доступны всем объектам МСП (беспроцентные кредиты, отсрочка по кредитам, по уплате налогов и страховых взносов, субсидии, мораторий на банкротство и некоторые другие).

Владельцы гостиниц не видят свет в конце тоннеля

— Безусловно, гостиничная отрасль сейчас в очень тяжелом положении — уже больше полутора месяцев нет гостей. Но мы верим в светлое будущее и ждем, что в ближайшее время отрасль начнет восстанавливаться. Да, темпы восстановления зависят от развития коронавирусной инфекции, но, тем не менее, все гостиницы, которые находятся в Татарстане, не закрыты. Кто-то, конечно, остановил свою работу по собственной инициативе из-за отсутствия гостей, но кто-то продолжает работать. В ближайшее время с увеличением внутриреспубликанского трафика и приезжающих из других регионов все гостиницы возобновят работу, — уверен председатель Госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов.

Однако сами работники сферы настроены не так оптимистично. По словам президента Ассоциации отелей Казани и РТ Гульнары Сафиной, де-юре деятельность гостиниц не была запрещена, но де-факто селить было некого. В итоге гостиницы стоят пустые, больше 20 отелей уже закрылись, а в тех, которые работают, все равно заселены не больше двух номеров. Многим сегодня действительно дешевле быть закрытыми.

— Меры поддержки сейчас, к сожалению, только федеральные — как для пострадавшей отрасли. Но проблема в том, что численность штата некоторых гостиниц не позволяет отнестись к малому или среднему бизнесу. Поэтому некоторые вообще не получили никакой поддержки, — говорит Гульнара Сафина.

Владельцы гостиниц не видят свет в конце тоннеля

У кого-то возникли проблемы из-за несоответствия основного ОКВЭДа — никто не мог предположить до пандемии, что это может на что-то повлиять. Также до сих пор не понятно, кто получит субсидии. Многие банки выставляют дополнительные требования — например, наличие поручителей. 

Ассоциация уже отправила два письма на имя президента с просьбой отменить на время имущественный и земельный налоги. Но ни на одно пока не ответили, хотя прошли все установленные сроки. Дело в том, что налог на имущество и землю никто не отменял — по ним пока есть лишь отсрочка. Для примера: у одного казанского отеля налог в год выходит около 28 млн рублей, а у некоторых гостиниц эта сумма доходит до 90 млн рублей. При этом средняя выручка у подобного крупного отеля — 11 млн рублей в месяц. К тому же по закону о защите прав потребителей отельеры были обязаны вернуть деньги за сорвавшиеся брони. 

— Многие фактически не могут получить федеральную поддержку — слишком много невыполнимых условий. А сотрудники тем временем остаются на наших плечах — не на плечах государства. Всем понятно, что туризм быстро не восстановится, люди будут просто бояться ездить. Дай бог, если выйдем на 20-30% загрузки к сентябрю — это будет победой. Но я в этом сильно сомневаюсь. Для примера: в 2018 году средняя загрузка по республике составляла 56%. А точка окупаемости отеля — 40% заполнения. Не уверена, что до следующего лета мы хотя бы приблизимся к этому показателю, — сетует собеседница.

Владельцы гостиниц не видят свет в конце тоннеля

Еще один пугающий отрасль факт — уголовная ответственность за заболевшего постояльца, которая наступает, даже несмотря на трудность доказуемости заражения именно в отеле. 

— У всей отрасли сейчас упаднические настроения, света в конце тоннеля не видно. Федеральные средства поддержки есть, но по факту ими нельзя воспользоваться. А республиканских просто нет, хотя Татарстан всегда уделял внимание гостеприимству, но, видимо, это не под контролем республиканского законодательства. Нужны меры, чтобы люди хотя бы смогли выжить в сложившихся условиях, о прибыли речи уже не идет. Пока всё, что есть, — это не те меры, которые могли бы оказать реальную поддержку, — печально добавляет Сафина.

Директор МБУ «Комитет по развитию туризма Казани» Дарья Санникова рассказала KazanFirst, что в данный момент готовится специальная программа привлечения туристов, которая будет включать создание новых туристических продуктов. В дальнейшем возрастет актуальность экологических и сельских направлений туризма, таких как рыбалка, охота или походы.

Владельцы гостиниц не видят свет в конце тоннеля

В это сложное время некоторые отели, по словам Санниковой, занимаются благотворительностью.

— Туристический бизнес в Казани объединяет свои усилия и оказывает ценную помощь — так, медицинских работников, взаимодействующих с коронавирусными больными, принимают у себя некоторые отели города, чтобы помочь им минимизировать бытовые контакты. Такую поддержку по расселению медработников оказали гостиничный комплекс «Ногай», отели «Сулейман Палас» и «Олимп». Для проживания медицинского персонала созданы все необходимые условия: предоставляются стандартные типовые двухместные номера, в которых подается горячая и холодная вода, работают телевизор и телефон, работникам предоставляется трехразовое полноценное питание, — рассказала глава Комитета.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *