Глава СИБУРа рассказал о политике и проектах компании после объединения с ТАИФом

Глава СИБУРа рассказал о политике и проектах компании после объединения с ТАИФом
Одна из главных целей — попадание в топ-5 мировых лидеров нефтегазохимической
отрасли.

Федеральная антимонопольная служба подтвердила возможность объединения АО «ТАИФ» и СИБУРа, подготовку к которому компании анонсировали в конце апреля. Формат первого этапа сделки не предполагает прямых выплат — в обмен на 50% + 1 акция ТАИФа его акционеры получат 15% в объединенной компании. А в перспективе нескольких лет предполагается выкуп объединенной компанией остальных акций АО «ТАИФ». Одна из главных целей слияния — попадание в топ-5 мировых лидеров нефтегазохимической отрасли, говорят участники сделки.

Во второй части (первую читать здесь) интервью председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг» Дмитрий Конов поделился своими размышлениями о кадровой политике и рассказал о производственных планах объединенной компании и особенностях бизнес-подходов СИБУРа и ТАИФа.

Редакция KazanFirst выделяет основные фрагменты интервью главы СИБУРа.

Разные специализации

В последние годы на собственных производствах СИБУР активно занимался внедрением новых технологий и принципов управления, одной из производных которых стала оптимизация числа сотрудников. ТАИФ в свою очередь всегда проводил довольно консервативную кадровую политику. Одним из первых вопросов интервью стала тема производственных процессов объединенной компании с точки зрения автоматизации и привлечения персонала.

По мнению Дмитрия Конова, разный подход заключается в объективных причинах особенностей производства: сырьевой базе и географическом расположении, а также в отличии конечного продукта. В этом смысле реализуемые преимущества ТАИФа — это вариативность продуктовой корзины, которую дает переработка тяжелого сырья, и гибкость в выборе продукта под ситуативный запрос рынка. В случае СИБУРа — масштаб в реализации более стандартных продуктов, что позволяет оптимизировать производство за счет автоматизации.

По словам Конова, СИБУР «делает ставку на масштаб и глобальную экспансию, а ТАИФ, если обобщать, — на специализацию». Причем эффективной работе татарской модели, как заявил Конов, способствует очень хорошая местная школа технологов и химических инженеров.

Глава СИБУРа рассказал о политике и проектах компании после объединения с ТАИФом

В то же время разная продуктовая линейка и разный уровень ее расширения создают дополнительную синергию между компаниями после объединения. Так, например, СИБУР реализует на российском рынке лишь 30% производимой на «Запсибнефтехиме» продукции, поскольку остальной объем в стране пока что не востребован. Таким образом, компания удовлетворяет базовый локальный спрос и параллельно экспортирует часть продуктов. ТАИФ же, в свою очередь, в меньших количествах создает узкопрофильные материалы, востребованные в специализированных сегментах рынка, что позволяет компании делать упор на покрытие большого числа узких заказов во внутреннем периметре страны.

Исходя из этого, как объяснил господин Конов, прямой перенос принципов работы объектов СИБУРа в Татарстан может быть неэффективен и не будет соответствовать тем задачам, которые решают татарские производства.

«Я не говорю, что мы с собой привнесем в ТАИФ такую же модель автоматизации и повышения эффективности <…> Так не получится, мы уважаем производственную культуру ТАИФа и считаем ее результативной. Но, думаю, у нас есть в этом направлении положительные наработки, которыми мы можем поделиться», — заявил Конов.

Вместе с тем, по мнению Конова, процессы по повышению эффективности и оптимизации процессов как таковые неизбежны, поскольку напрямую влияют на конкурентоспособность бизнеса в долгосрочной перспективе.

«Отказ от внедрения новых решений точно ведет к потере лидерства, если оно было, и постепенной утрате конкурентоспособности. В итоге рано или поздно компания рискует стать банкротом, что ведет к потере и производства, и рабочих мест. Можно, конечно, терпеть какое-то время, но, если ты перестаешь зарабатывать, теряется возможность инвестировать не только в производство, но и в людей. Не можешь повышать заработную плату работникам, не форсируешь их выход на переобучение актуальным, востребованным знаниям, не даешь возможностей профессионального роста. Замкнутый круг», — объяснил Конов.

Помимо этого, по словам топ-менеджера, то, что называется оптимизацией персонала, — это далеко не всегда про сокращение рабочих мест. В качестве примера Конов привел модель вывода части сервисных процессов за периметр компании — что, по сути, является лишь перетоком специалистов. Они по-прежнему работают в качестве исполнителя на аутсорсе в той же компании, но в дополнение к этому получают возможность развиваться, принимая новые заказы.

Открывающиеся возможности

Еще одним вопросом интервью стала структура будущей объединенной компании. После слияния, как объяснил Конов, ТАИФ останется отдельным юридическим лицом, однако структура принятия решений в компании будет изменена.

На первом этапе, когда СИБУР войдет в число акционеров, в ТАИФе соответствующим образом изменится состав совета директоров. После этого руководители объединенной компании будут принимать решение по максимально эффективному использованию имеющихся кадровых и производственных ресурсов.

Кроме того, Конов вновь подчеркнул партнерский характер сделки: обе группы акционеров намерены искать лучшие пути реализации образующихся синергетических эффектов.

«Это не сделка по принципу поглощения, о чем иногда несправедливо пишут в СМИ и соцсетях. Я уверен, что у нас есть много хорошего и полезного для ТАИФа. В ТАИФе есть много хорошего и полезного для СИБУРа. Наша задача определить все открывающиеся возможности и использовать их», — заявил топ-менеджер в интервью.

Глава СИБУРа рассказал о политике и проектах компании после объединения с ТАИФом

В то же время, как было заявлено еще на этапе объявления о сделке, главной целью объединенной компании является попадание в пятерку нефтегазохимических компаний мира. По мнению Дмитрия Конова, срок ее реализации — годы, многое будет зависеть от качества проведения интеграционных процессов.

«У нас разные корпоративные культуры, в СИБУРе и в ТАИФе. Нам нужно находить пути и создавать совместную культуру компании, которая вберет лучшее и будет соответствовать амбициям крупнейших мировых брендов. Это большая работа. Культурная работа, эмоциональная, образовательная, организационная», — отметил Конов.

На этом пути вряд ли будут новые сделки по слиянию, в том числе с иностранными инвесторами. Двигаться в этом направлении компания не намерена.

«Скорее всего изменения [в структуре собственности] будут, когда, я надеюсь, объединенная компания будет публичной. Тогда и появятся какие-то акционеры. Но не в форме объединения активов. Возможно, продажа каких-то акций СИБУРа дополнительным финансовым инвесторам», — заявил топ-менеджер. Ранее Конов также говорил, что обе группы акционеров объединенной компании заинтересованы в IPO, однако отказывался от оценки стоимости структуры.

Тактические шаги

В интервью Конова достаточно большая часть посвящена операционным шагам объединенной компании уже в краткосрочной перспективе. Далее в материале — ёмкие выдержки и пояснения руководителя СИБУРа о наиболее актуальных вопросах.

Про новые программы и социальные проекты

Ранее Дмитрий Конов заявлял, что объединенная компания продолжит в полном объеме реализовывать все начатые до сделки инвестиционные программы ТАИФа. Кроме того, СИБУР также имеет «некий пул проектов в разработке». Однако перед тем, как говорить о них, компании предстоит детально их проработать.

«В каждом из случаев это большая подготовительная работа <…> просчитать объем капитальных затрат, сделать ТЭО, определить инвестиционные показатели, подготовить финальные инвестиционные решения и базовый проект, получить твердые предложения по оборудованию, поставкам и по проектированию», — объяснил Конов.

Также топ-менеджер назвал впечатляющими инвестиции акционеров ТАИФа в социальные и благотворительные проекты. За годы деятельности холдинг инвестировал в это направление порядка 10 млрд долларов. «Будем продолжать поддерживать акционеров ТАИФа в ответственной социальной политике и в регионе, и в муниципалитете», — заявил Конов.

Про производство этилена

СИБУР и ТАИФ являются единственными компаниями на российском рынке, активно развивающими направление по производству этилена. По словам Конова, инвестиции в этот продукт весьма перспективны.

«Мировой рынок потребления полимеров растет. Например, производство и потребление полиэтилена всех видов — 120 млн тонн в год. И он растет по 4% в год. Это значит, что каждый год нужно добавить 5 млн тонн», — объяснил он.

При этом отсутствие активного развития в этом направлении со стороны других участников рынка он объяснил специфичностью компетенций при производстве этилена и заявил, что «не каждый может реализовать крупный инвестиционный проект».

Также топ-менеджер уверен, что рынок сбыта этилена будет и дальше расти и даже Китай не сможет полностью обеспечить себя этим продуктом.

Про влияние на мировой рынок

Рынок нефтегазохимии активно растет во всем мире, и в соответствии с планом объединенной компании именно за влияние на международной арене ей предстоит бороться с другими гигантами.

По словам Конова, «проекты СИБУРа и ТАИФа, уверен, могут рассчитывать на успех. На все продолжающем рост рынке они могут быть лучше многих и кого-то еще с этого рынка убрать».

Топ-менеджер также рассказал, что один лишь Амурский ГХК выведет на рынок 2,3 млн тонн полиэтилена. Кроме этого, он также отметил важность реализации проекта ТАИФа — ЭП600 и выразил надежду на создание еще одного подобного производства.

Про сырье и логистику

Вопрос логистического и сырьевого оснащения производств в Казани — Казаньоргсинтеза и Нижнекамскнефтехима — так же остается в повестке объединенной компании. Как пояснил господин Конов, его можно разделить на три ключевых блока.

Первый — этиленопровод между Казанью и Нижнекамском. Компания планирует по максимуму использовать его возможности. По словам топ-менеджера, даже без больших инвестиций существуют варианты значительного увеличения объемов транспортировки сырья. Это станет возможным благодаря выбору объемов переработки на КОСе и НКНХ.

Второй — этанопровод «Оренбург — Казань». Дмитрий Конов заявил, что на сегодняшний день пропускной способности этанопровода хватает для реализации планов по расширению объема поставок на Казаньоргсинтез. Однако при необходимости может быть решен вопрос с реконструкцией этой инфраструктуры.

Третий — нефть и нефтепереработка. Описывая этот блок, топ-менеджер также отметил, что на данный момент тех объемов, которые получает НКНХ от ТАИФ-НК, достаточно. В случае если сырья не будет хватать, потенциальным решением станет расширение железнодорожных поставок.

Кроме того  Конов сказал, что по мере увеличения производства потребуется решение задачи по вывозу с Казаньоргсинтеза и Нижнекамскнефтехима готовой продукции. И скорее всего речь пойдет об инвестициях в развитие автомобильной и железнодорожной инфраструктуры.

«Думаю, что мы — и ТАИФ, и СИБУР — будем вместе работать в этом направлении», — заявил он.

Про реализацию госпроектов и инвестиционную привлекательность

Влияние государственной политики на инвестиционную привлекательность нефтегазохимии является достаточно высоким. В интервью Дмитрий Конов также отметил, что на данный момент он видит два потенциальных решения для повышения интереса инвесторов.

В первую очередь, по мнению бизнесмена, отрасли «необходимо договориться о разумной демпферной государственной налоговой политике по имеющим собственную специфику рынкам синтетических каучуков».

И не менее важно тщательно проработать инвестиционные решения при реализации госпроектов.

Конов считает, если смотреть на общую экономику как на цикл владения, который складывается из стоимости стройки, ремонта и обслуживания инфраструктуры в отрасли, то большее потребление нефтехимической продукции позволит добиться большего экономического эффекта для государства.

Так, использование качественных продуктов самой отрасли при создании дорог позволит сэкономить на их обслуживании за счет большей устойчивости к погодным и другим условиям и в то же время — поддержит нефтегазохимию, привел пример Конов.

Глава СИБУРа рассказал о политике и проектах компании после объединения с ТАИФом

Про Татарстан

Отрезок про отношение Дмитрия Конова в Республике Татарстан редакция решила привести полностью.

— Какие у вас впечатления о Татарстане? Каким вы его знаете?

— Я очень много раз был в республике. Знаю разный Татарстан и прошел десятки Сабантуев (смеется). Думаю, что это один из субъектов Российской Федерации, который я понимаю очень хорошо. Лучше, наверное, знаю только Тюменскую область — с учетом того, что я прописан в городе Тобольске — и, конечно, Москву.

— Насколько комфортен Татарстан для развития нефтегазохимической промышленности?

— Думаю, для развития любой отрасли промышленности Татарстан — один из лучших регионов в стране. Достижения ТАИФа, нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплексов республики являются очень ярким тому примером. 

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *