«От массовых брендов к поиску форм индивидуализации»: насколько развита креативная индустрия Татарстана?

Эксперты порассуждали
Эксперты порассуждали, как не потерять запал к искусству и монетизировать свое
творчество.

Второй год подряд в Казани проводится Международный фестиваль медиаискусства NUR, объединяющий медиахудожников, музыкантов, хореографов, перформеров, а также специалистов в области проекционных и цифровых технологий. Все они преобразят городские пространства Казани посредством ярких инсталляций и запоминающихся перформансов. Старт масштабного проекта состоялся в Национальной библиотеке Татарстана, где эксперты обсудили перспективы развития креативной индустрии в республике.

Что такое креативная индустрия и с чем ее едят?

Есть общее понимание, что креативная индустрия – это сектор экономики, который развивается преимущественно на идеях и технологиях. Иными словами, речь идет о человеческой деятельности, основанной на приоритете интеллекта, оригинальных идей, инновационных технологий. Человеческий капитал предполагает существенную долю творчества. Так, к креативной индустрии относится как уличный музыкант, так и дизайнер вещей в вашем любимом шоу-руме.

«От массовых брендов к поиску форм индивидуализации»: Насколько развита креативная индустрия Татарстана?

Существует иллюзия, что креативная индустрия – это детище XX века, отметила министр культуры Татарстана Ирада Аюпова. На самом деле, они существовали всегда. Например, наши традиционные народные промыслы, которые вопреки бытующему мнению об их излишней консервативности, по сей день остаются прогрессивной сферой культуры. Это то, что существует на протяжении многих веков, но относящееся к креативным индустриям и сейчас.

Зачем продавать талант?

Особенность креативных индустрий состоит в том, что они находятся на стыке между культурой, творчеством и коммерцией. Их задача — создание и монетизация так называемого творческого продукта: журнала, фильма, сувенира, хореографии, музыкальной композиции и прочего. Так, на данный момент отчетливо прослеживается тенденция: между ремеслом и креативом, цифровое поколение склоняется ко второму.

— В словосочетании «креативная индустрия» ключевым словом является именно «индустрия», то есть экономика. Идея живет недолго. Без финансовой поддержки рутина убьет все творческие порывы, — продолжила глава Минкульта Татарстана.

Увлечение рисованием, блогами, подкастами, вокалом или, например, дизайном все чаще переходит в желание превратить хобби в профессию. Однако огромное количество путей развития, а также многообразие современных технологий затрудняет выбор человека, что приносит немало проблем. Так, по словам основателя и куратора Международного фестиваля медиаискусства NUR Рашида Османова, многие ребята обращаются за помощью, но при этом не могут сформулировать свою идею для будущего проекта.

— Мы заботимся о процессе, а процесс заботиться о результате. Однако большинство на моменте обсуждения идеи теряются и забывают, что нужно сфокусироваться здесь и сейчас, а не только кричать во все стороны: «Какой я крутой и креативный, теперь я художник, а не рабочий на заводе». Конечно, легче работать с теми, кто четко знает, чего он хочет, — пояснил спикер.

«От массовых брендов к поиску форм индивидуализации»: Насколько развита креативная индустрия Татарстана?

Со утверждением Османова согласилась и директор Национальной библиотеки Татарстана Мадина Тимерзянова. Для таких случаев, в том числе и организуются подобные фестивали и форумы, собирающие под одной крышей близких по духу личностей.

— Я всегда спрашиваю: «А что вы хотите явить миру, чего он еще не видел и не знал?». Мне очень важно, чтобы это было сформулировано. Также у человека должно быть хотя бы малейшее понимание и представление, как можно воплотить его идею в жизнь. Если я слышу ответ на этот вопрос, то без раздумий отвечаю: «Добро пожаловать», — добавила спикер.

Креативная сфера выше ремесла, считает директор. Более того, ежедневно она рождает все больший спрос. Динамичное развитие индустрии Тимерзянова сравнивает с преображением Казани. Сегодня город с абсолютно другой атмосферой и совершенно иным качеством ощущения жизни.

— Все это дарит Казани и театр Moñ, и фестиваль мусульманского кино, и театр горожан…У казанцев невероятно большой выбор. Но ни одна площадка не будет работать без человека, его энергии. И здесь мы отходим от вопроса денег, потому что творчество – это все-таки маленькое безумие, — отметила спикер.

Подобно случайному изобретению кроссворда или микроволновки, творческие личности не всегда осознают, что какой-либо их проект, что называется, «выстрелит» и станет одним из многочисленных кирпичиков в создании целой индустрии. Так, исполнительный директор Уральской индустриальной биеннале современного искусства Анна Пьянкова поделилась, что в начале пути она и её команда не делали ставку на стопроцентный успех.

— Когда мы создавали международную выставку современного искусства в Екатеринбурге и городах Уральского региона, то не думали, что она как-то вклинивается в понятие креативной индустрии. Это был тандем особенных людей, которые мечтали о чем-то масштабном. В итоге мы получили поле деятельности, которое меняет нас и этот город. То, каким предстает Екатеринбург сегодня – наша заслуга в том числе, — пояснила девушка.

«От массовых брендов к поиску форм индивидуализации»: Насколько развита креативная индустрия Татарстана?

Момент диалога и объединения разных сфер, что часто называют комьюнити – вот движущая сила креативной индустрии, продолжила Пьянкова.

— Представьте тот самый день, когда вы способны договориться с большим промышленным заводом или корпорацией о совместном проекте. Они откроют двери не для очередного туриста, а для художника. А потом вовлекут собственных рабочих для реализации идеи. Это лишь один из примеров, ради чего мы ежедневно трудимся и чем гордимся, — поделилась мнением спикер.

Кто хочет, тот делает

По всей стране, в том числе и в Татарстане, происходят массовые возведения и реконструкции библиотек, музеев, театров и других центров культурной жизни людей. Так, еще недавно жители республики лицезрели обновлённое здание Национальной библиотеки. В постройке эпохи советского модернизма разместились и читальные залы, и площадка для театральных экспериментов, и студия звукозаписи, а также площадки для отдыха и детских игр.

«От массовых брендов к поиску форм индивидуализации»: Насколько развита креативная индустрия Татарстана?

— Вы в лице инициатора-энтузиаста приходите в академическую среду, где вам дают возможность развиваться в своеобразной «дополненной реальности». Важное значение, естественно, имеет талант, ум и творческое мышление. Однако при должных усилиях каждый способен найти свою аудиторию, — поделился эмбиент композитор и куратор мероприятий на Новой сцене Александринского театра Илья Symphocat.

В конце панельной дискуссии эксперты сошлись во мнении, что не стоит бояться идти на диалог с властью, ведь только в случае совместных усилий получится создать продукт элитарной культуры. Чем больше Татарстан будет работать на индивидуализацию творчества, тем больше вероятность, что к узкому кругу потребителей присоединится большое число единомышленников.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *