Какая госструктура нужна садоводам?

Журналист KazanFirst Сергей Исичко рассказывает
Журналист KazanFirst Сергей Исичко рассказывает, что думают сами дачники.

— Я еще года четыре назад говорил Рустаму Минниханову о том, что нужна такая структура. Тогда Рустам Нургалиевич сказал, что этого он не станет делать. Не объяснил почему, — рассказывает председатель Союза садоводов Татарстана Владимир Дейнекин.

Понять почему четыре года назад республика не стала создавать управление или другую структуру не так уж и сложно. В 2017 году раис Татарстана волевым решением запустил республиканскую программу поддержки садоводческого движения. У программы два раздела: основной – 550 миллионов в год на строительство дорог, электролиний и водопроводов до забора СНТ; дополнительный — 250 миллионов на софинансирование внутренних проектов модернизации «садов». 800 миллионов в год – деньги не такие уж и маленькие, особенно для сельских муниципалитетов. Если бы уже тогда была создана госструктура по управлению делами «садов», то при незрелости и неорганизованности садоводческого движения программа поддержки рисковала превратиться в банальный чиновный «распил» денег садоводов. Поэтому нужно было, чтобы садоводы, опираясь на господдержку, «подросли» и структурировались.

Какая госструктура нужна садоводам?

И за четыре года действительно «много воды утекло». В Союзе садоводов Татарстана возникла сеть отделений по районам и городам, общества на местах окрепли, многие стали возрождаться. Их активисты (председатели и правления) научились работать в системе господдержки. И садоводы теперь уже не в частных беседах с чиновниками, а организовано стали продвигать во власть создание профильного госоргана.

— Мы два раза ездили в Санкт-Петербург, где уже есть такая структура, изучали их опыт, — говорит председатель «единоросского» Общественного совета садоводов Татарстана Дмитрий Воробьев.

Опыт обобщен в небольшом альбоме, альбом передан правительству. Предложение поступило еще в сентябре прошлого года. А в этом году фракция КПРФ в Госсовете Татарстана провела «круглый стол» по проблемам садоводства, на котором участники пришли к четкому выводу о том, что раз есть республиканская программа поддержки и на развитие садоводства и огородничества выделяется по 800 миллионов рублей ежегодно, то нужен и государственный орган по управлению делами садоводов. После таких событий властям просто деваться некуда. Можно не сомневаться, что работа по созданию госоргана началась. Сначала хотя бы на уровне обсуждения. Определиться с тем, каким именно должен быть госорган и чем конкретно он должен заниматься. Мы попросили некоторых садоводов хотя бы в общих чертах ответить на этот вопрос.

— В Санкт-Петербурге в управлении садоводства и огородничества работает 20 человек. У нас в министерстве сельского хозяйства на садоводов сориентирован один специалист! – указывает Воробьев.

Стоит упомянуть, какой объем работы ложится на этого специалиста. В республике сейчас примерно 1300 СНТ. В них летом занимаются огородничеством 300 тысяч пенсионеров. Вместе с ними ездят 160 тысяч детей. 35 тысяч граждан круглогодично проживают в «садах», по данным «Татарстанстата». Можно добавить, что речь заходит уже и о том, чтобы некоторые «сады» становились поселками, точнее входили в состав городов и поселков.  И это лишь поверхностный взгляд на картину.   

— Это должен быть департамент, — говорит о будущей госструктуре руководитель казанского отделения Союза садоводов Сергей Евстратов. — Не управление в Минсельхозе, тем более не отдел, а отдельный, самостоятельный департамент в составе правительства.

Какая госструктура нужна садоводам?

Руководитель отделения Союза по Юго-Востоку Татарстана Азат Гильфанов с Евстратовым согласен. Он обратил внимание на то, как четко распределяются и с какой эффективностью работают бюджетные деньги в «садах» вокруг Санкт-Петербурга. Это видно даже по информации на сайте местного управления. Кроме того, будь у нас департамент, Гильфанов, возможно, вообще не столкнулся бы с той проблемой, которая возникла. Отделение Союза по Юго-Востоку занимает крохотное (всего 42 кв.метра) помещение в муниципальном подвале МКД в Джалиле. Занимает бесплатно, по договоренности с руководством Союза садоводов. Но вдруг исполком Джалиля потребовал с садоводов арендную плату и плату за «коммуналку». После того, как Гильфанов опять обратился в СМИ и к руководству Союза, требования стихли.

— Но мне не нравится это затишье. Такое ощущение, что от требований не отказались, а просто затихли на время, — говорит Гильфанов.

Дело ведь в том, что от нормальной работы офиса зависит ни много ни мало возрождение и развитие садоводства на всем Юго-Востоке Татарстана. В том числе и вокруг таких городов, как Лениногорск, Альметьевск. А в подвале, где находится офис, нет счетчиков коммунальных услуг. Плата за «коммуналку» может оказаться такой, что садоводам она будет не по карману.

— Садоводом нужна работа с государством по принципу «одного окна», — сказал садовод, который сам позвонил в редакцию, но не назвался.  – Когда будет департамент при правительстве, то он сможет организовать свои отделения по городам и поселкам. И садоводам, даст бог, не придется бегать по инстанциям со своими бумагами. Пришел, в «одно окно» документы отдал, потом оттуда же получил!

Воробьев на наш вопрос ответил обстоятельно. По его словам, создание органа исполнительной власти поможет улучшить и ускорить выработку и принятие решений, необходимых для развития садоводства. По опыту последних шести лет, когда действует программа поддержки СНТ, вскрылись накопившиеся проблемы.

— Организационные сложности «садов»: провести общее собрание уже проблема; практически полное отсутствие коммуникации между председателями СНТ; самоустранение многих муниципалитетов от работы с объединениями садоводов; отсутствие объективной оценки состояния внутреннего хозяйства садов, увязанной с мерами бюджетной поддержки. Садоводам нужен координирующий орган для выработки протоколов взаимодействия с министерствами и ведомствами, контрольными, надзорными, лицензирующими органами. Ни для кого не секрет, что любая реформа, в которой оказываются задействованы СНТ, создает только новую головную боль для председателя, правления и самих садоводов, вместо задекларированных благ, — считает Воробьев.

Какая госструктура нужна садоводам?

Самый свежий пример – обращение с ТКО, когда региональные операторы стараются всеми правдами и неправдами содрать с садоводов как можно больше и никто ничего не может с этим поделать, продолжает собеседник. То же самое относится к передаче внутренних электросетей СНТ, никому не нужного лицензирования скважин, строительства и содержания подъездных дорог к садам, исправлению реестровых ошибок, не садоводами сделанных, оформлению общедолевой собственности. Хорошее и положительное взаимодействие у садоводов, пожалуй, только с пожарной инспекцией, перешедшей от мер карательных к профилактическим. Гораздо полезнее председателю вместе с пожарным инспектором пройти по 10 домам, указать на недостатки и установить за счет СНТ пожарные извещатели, чем выписывать бумажный протокол.

— Союз садоводов Татарстана пытался взять на себя функции координации, но, во-первых, у него нет полномочий, а самое главное — Союз требует реформирования, молодых и энергичных активистов садоводческого движения, — утверждает Воробьев. — Если не получится создать самостоятельный орган исполнительной власти, то альтернативой может быть создание в Минсельхозе сектора, ответственного за работу с садоводами. Сектор должен будет взять на себя не только функции распределения бюджетной поддержки, но и юридические вопросы, взаимодействие с муниципалитетами и различными ведомствами, статистику и коммуникацию.
 
Кроме этого собеседник отметил, что за шесть лет не получилось выработать и законодательно принять полноценную региональную программу поддержки садоводов. Нынешняя программа – это воля раиса Татарстана, опирающаяся на федеральный и республиканский законы о садоводстве.

Вообще, чиновникам (прежде всего, на местах) окончательно надо понять, что дача-сад-огород – это не о том, что пенсионерам надо помочь выжить в лихие годы перемен. Садоводство — это социально-ориентированная мощная народная индустрия с большим потенциалом. Уже сейчас садоводы, работая в «недоделанных» СНТ, совокупно вкладывают в народное хозяйство республики намного больше, чем получают из бюджета. В Пестречинском районе у садоводов стало системой излишки урожая передавать в школы-интернаты. Представьте себе, что во всех районах «сады» станут бесплатно отдавать свои излишки в школы, детсады — это далеко не все «плюсы» садоводства.
Надо отдельно и особо осознать и то, в какое время назрела необходимость создавать госструктуру. Это время тектонических (позитивных) сдвигов в устройстве мира в целом. Эти сдвиги неизбежно затронут и наше общество. Нельзя допустить, чтобы садоводческий департамент был сконструирован по морально устаревшим принципам. Садоводством нужно не командовать, а управлять, раскрывать его потенциал. Развивать необходимо не «вертикаль» власти, а горизонтальные связи между СНТ и их ассоциациями и союзами. Это, так сказать, коротко о главном.


Читайте также:Правительство Татарстана позволило СНТ стать жилыми поселками


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *