Как заставить жителей Татарстана покупать электромобили: цена, заправки и качественные дороги

Госсовет Татарстана одобрил законопроект о введении налоговых льгот для владельцев транспорта
Госсовет Татарстана одобрил законопроект о введении налоговых льгот для
владельцев транспорта, оснащенного только электрическим двигателем, — с начала
2024 года их освободят от уплаты транспортного налога. Лоббисты законопроекта
уверены, что мера стимулирует использование электротранспорта в республике.
Обсудили с экспертами, насколько популярны электромобили в Татарстане сейчас и
станет ли освобождение от транспортного налога мотивацией для покупки.

Владельцев электротранспорта планируют освободить от уплаты транспортного налога с 1 января 2024 года по 31 декабря 2028 года. Далее до 31 декабря 2030 года они получат льготу в размере 50% от налоговых ставок. По мнению депутатов, данная мера стимулирует спрос на использование электрического автомобильного транспорта и поддержит развитие зарядной инфраструктуры. 

Напомним, что Татарстан входит в перечень территорий и дорог федерального значения, определенных в качестве пилотных для создания зарядной инфраструктуры для электрического транспорта до 2024 года и получает федеральные меры поддержки. Правительство России компенсирует производителю электрозарядных станций (ЭЗС) 60% затрат на установку отечественной станции и 30% на ее присоединение. 

Пилотные регионы должны выполнять обязательства по загрузке построенных зарядных станций и постоянно увеличивать количество электротранспорта, которым пользуются в республике. Если в ближайшее время электромобилей не станет больше, то потери бюджета могут составить 2,8 миллиона рублей. 

Как заставить жителей Татарстана покупать электромобили: цена, заправки и качественные дороги

Депутат Госсовета, член Комитета по бюджету, налогам и финансам Рифнур Сулейманов, выступая на заседании, заметил, что налоговая преференция будет стимулировать налогоплательщиков к покупке экологически чистого транспорта и способствовать развитию рынка электромобилей. 

– В свою очередь это приведет к снижению вредных выбросов в окружающую среду и уменьшению нагрузки на дороги. Принимаемая мера соответствует общемировой тенденции поощрения использования электромобилей, – подчеркнул депутат.

ЭЗС строят в республике по программе «Развитие зарядной инфраструктуры для транспортных средств с электродвигателями в Республике Татарстан». В конце прошлого года ее финансирование увеличили с 267,4 миллиона рублей до 322,6 миллиона.

К следующему году количество электростанций должно достичь как минимум 200, сообщил заместитель министра промышленности и торговли республики Марат Минибаев на Международном форуме Kazan Digital Week-2023.

— В 2023 году мы хотим сделать акцент на федеральные и региональные дороги, чтобы обеспечить беспрепятственное передвижение электромобилей по всей территории Татарстана. Зарядные станции планируем ставить преимущественно на АЗС, — сказал он на сессии «Развитие электротранспорта и зарядной инфраструктуры в городе будущего».

Минибаев напомнил, что на сегодняшний день на территории Татарстана установлено около 180 зарядных станций для электрокаров. По данным Минпромторга республики, в регионе зарегистрировали 451 электромобиль.

Какие электрокары выбирают татарстанцы?

По данным ООО «АВТОСТАТ», за восемь месяцев 2023 года в России купили почти 7 тысяч новых электрокаров – это в 4,4 раза больше, чем за аналогичный период 2022 года. Однако доля электрокаров среди всех продаж новых легковых автомобилей в стране составляет 1,2%.

Аналогичная динамика наблюдается в Татарстане. По сравнению с прошлым годом за восемь месяцев 2023 года продажи электромобилей выросли почти в пять раз. Однако доля электромобилей в структуре продаж легковых автомобилей составила 0,7%.

В модельном рейтинге продаж новых электрокаров в республике лидирует Volkswagen ID.4, продажи которого, по данным ООО «Автомаркетолог», за восемь месяцев 2023 года составляют 28 автомобилей.  Далее в топ-5 входят такие модели, как Zeekr 001 (24 штуки), Tesla Y (18 штук), Evolute I-Joy (13 штук), Evolute I-Pro (12 штук).

По данным сети автосалонов КАН АВТО, наиболее доступные по цене электрокары отечественных марок – Evolute и Москвич. Цены на модель Evolute I-Pro стартуют от 2 990 000 рублей, на Evolute I-Joy от 3 995 000 рублей, на Москвич 3е — от 4 050 000 рублей. Далее по доступности идет Volkswagen ID.4, стоимость которого начинается от 4 000 000 рублей. Цена на Zeekr 001 и Tesla Y стартует от 7 000 000 рублей.

Весной этого года в автосалонах стартовали продажи интересной модели кроссоверов Chery Tiggo 8 Pro e+. Среди седанов в КАН АВТО выделили Voyah Passion. 

«По количеству зарядных станций мы идем в ногу со временем»: Станут ли электромобили популярными в Татарстане?

Также на рынке электромобилей появилась новинка Zeekr – китайская марка электромобилей премиум-сегмента, созданная Geely Auto в 2021 году. Стоимость начинается от 7 млн рублей. Самая популярная модель линейки – Zeekr 001. По данным ООО «АВТОСТАТ», Zeekr 001 уже второй месяц подряд лидирует среди моделей электрокаров в России, продажи которого в августе составили 254 штуки.

В сети автосалонов «ТрансТехСервис» нам рассказали про новинку – Москвич 3е с большим запасом хода и оснащенным двумя видами зарядных устройств. Цены на эти автомобили начинаются от 3 950 000 рублей. На них действуют субсидии от Минпромторга при покупке в кредит и лизинг, благодаря которым электромобиль обойдется на 725 тысяч дешевле. 

Еще один бренд электрокаров, на который обратили внимание в ТТС, – Voyah. Это премиальный бренд с разнообразной линейкой от седанов до кроссоверов. 

По словам сотрудников автосалона, главное, на что обращают внимание клиенты в электромобилях, – это динамика. А с развитием технологий в течение ближайших двух-трех лет вопрос покупки электромобиля станет еще актуальнее.

– По нашим наблюдениям, электромобили чаще покупают жители частных домов, а также в качестве второго автомобиля, – рассказали в ТТС. 

Покупателей останавливают «кусачие» цены

Основной причиной, по которой жители региона не спешат приобретать электромобили, является небольшое количество зарядочных станций – всего 170 ЭЗС, считает основатель автомобильного маркетплейса FRESH Денис Мигаль. 

– Несмотря на то, что в 2024 году этот показатель должен увеличиться до 200 ЭЗС, а владельцев транспорта на электрокаре планируют до 2029 года освободить от транспортного налога, а потом еще на три года установить льготную ставку в 50%, доля электромобилей в республики по-прежнему незначительная. В прошлом году она составила 0,09%, да и то в основном за счет роста продаж электрокаров с пробегом на 105% по сравнению с 2021 годом, – сказал эксперт.  

Наиболее востребованная модель электромобилей в Татарстане, по словам Мигаля, – Nissan Leaf. Помимо него спросом пользуются Renault Twizy и Москвич 3е, который недавно пополнил автопарк ГИБДД Татарстана.

– Средняя стоимость электрокара с пробегом в Республике Татарстан на данный момент — 1,6 миллиона рублей, нового — 5 миллионов рублей. Возможно, именно высокая стоимость является одним из факторов низкого спроса на электрокары в регионе. Однако если отечественный производитель электрокаров «Атом» все-таки запустит производство своих моделей в Набережных Челнах, ценник на электромобили в регионе может снизиться. Сейчас в Татарстане можно приобрести электрокар Evolute i-PRO по доступной цене от 2 191 200 рублей. Также на рынке региона доступны Evolute i-JOY и Москвич 3е по цене 3 490 000 и 3 500 000 рублей соответственно, а также электрокроссовер Volkswagen ID.6 стоимостью 3 990 000 рублей, – рассказал представитель рынка. 

«В чатах появились сообщения от людей из других регионов: «Сколько стоит прописка в Татарстане?»

Генеральный директор «Электрифлай» Ленар Кашапов заметил, что в конце прошлого года Татарстан стал лидером по количеству быстрых зарядных станций, хотя это и продлилось недолго из-за того, что республику быстро догнали другие регионы.  

– Стало ли проще – сказать трудно, потому что зарядка на ЭЗС — это совершенно другой процесс, нежели заправка бензином, и не всегда они работают стабильно. Но зарядных станций действительно стало больше. Все чаще на них стоят машины, которые заряжаются, и повышается процент загрузки в течение месяца. Увеличилось и число транзакций, – рассказал эксперт.

Собеседник уверен, что налоговая льгота стимулирует использование электромобилей в Татарстане. Практика предоставлять налоговые льготы владельцам экологичного транспорта широко применяется в Европе и Китае. 

– Людей это мотивирует. В чатах появились сообщения от людей из других регионов: «Сколько стоит прописка в Татарстане?», – поделился Кашапов.

Он заметил, что на данный момент стимулирующую меру приняли уже в 50 регионах России. Минэкономразвития, будучи оператором субсидии, разослал рекомендации по регионам, потому что выпадающие налоги не такие большие, но это стимулирует покупки электрокаров и развитие инфраструктуры в дальнейшем. 

Как заставить жителей Татарстана покупать электромобили: цена, заправки и качественные дороги

По количеству владельцев электромобилей Татарстан – один из регионов-лидеров, обратил внимание Кашапов. В республике есть собственные производители электрозарядных станций и множество автосалонов, специализирующихся на электротранспорте. 

– В этом плане мы идем в ногу со временем – в некоторых регионах нет ни одной зарядной станции, – обратил внимание эксперт.

Кашапов напомнил, что определяющим фактором при выборе электромобиля становится его обслуживание. Электромобили Tesla, Nissan, Audi продолжают завозить в Россию по параллельному импорту, но в современных реалиях их обслуживание станет проблемой. Поэтому Кашапов рекомендует обратиться к электромобилям Evolute и Москвич, производство которых наладили в России.

К тому же они более доступны по цене: если новый Evolute стоит 2,8 миллиона рублей, то с помощью скидок и субсидий цену можно «сбить» до 1,8 миллиона. 

– Электромобили становятся доступными, дилеры с производителями начинают придумывать разные стимулирующие акции. Электромобили непремиального сегмента стоят не так дорого, – рассуждал эксперт. 

В чем плюсы и минусы электрического транспорта?

Электрический двигатель накладывает ограничения, которые становятся заметными зимой, напомнил Кашапов. При низких температурах заряд батареи протекает медленнее. Также из-за использования обогревателя батарея начинает разряжаться быстрее. 

Сфера электромобилей испытала трудности в связи с импортозамещением. Несмотря на расширение локализации производства зарядных станций в нашей стране, основной компонент станции – контроллер – был импортным. По словам Кашапова, за год в России наладили производство этого компонента, и произошло это благодаря принятой программе субсидирования строительства зарядных станций отечественного производства. Большинство комплектующих начали производить в стране.

«По количеству зарядных станций мы идем в ногу со временем»: Станут ли электромобили популярными в Татарстане?

KazanFirst спросил у подписчиков в Telegram, готовы ли они пересесть на электромобиль. 50% выразили такое желание – по их мнению, на таком транспорте скоро будет ездить весь мир. 44% заявили, что автомобили на ДВС гораздо привычнее, и заметили, что электромобили даже отечественного производства чересчур высоки в цене. 6% воздержавшихся высказали свое мнение в комментариях – среди них были сомнения в экологичности такого транспорта, ведь после завершения срока службы от электрокара останется батарея, токсичная для окружающей среды. Также читатели делились материалами из СМИ, в которых экологичность электротранспорта оспаривалась экспертами и учеными.

Кашапов не стал вступать в полемику с профессионалами, но упомянул, что батарея, чья остаточная емкость не позволяет эксплуатировать ее в автомобиле, может послужить накопителем энергии на промышленных объектах или в домашних хозяйствах. 

– Выкидывать батарею не будут, потому что ее с руками оторвут и купят. Дальше она получит вторую жизнь и станет накопителем, – добавил Кашапов.

Следующий шаг — ЭЗС на трассах и около многоквартирных домов

Популяризацией электротранспорта в Татарстане занимается АНО «Рестарт» – эксперты организации вошли в рабочую группу по развитию зарядной инфраструктуры в 2021 году. По мнению ее представителя Рустема Галимзянова, за прошедшее время в республике удалось разорвать порочный круг «электромобили не покупают потому, что их негде заряжать». В госпрограмме, принятой в 2022 году, обозначили целевые показатели – 174 зарядные станции к концу 2024 года. На данный момент только «Сетевая компания» установила 108 зарядных станций, еще 20 поставят в этом году. 

– Мы просили, чтобы теперь рассматривали места в первую очередь на трассах, потому что город достаточно оснащен. Для комфортного передвижения электромобилистов необходимы зарядки на трассах, – подчеркнул собеседник.

«По количеству зарядных станций мы идем в ногу со временем»: Станут ли электромобили популярными в Татарстане?

В Татарстане строительством зарядных станций, помимо «Сетевой компании», занимаются компании Punkt E, NSP, E-prom. Бизнес устанавливает электрозарядные станции около своих точек, чтобы повысить привлекательность, и этот тренд, по мнению Галимзянова, продолжится. 

– Мы постоянно говорили о том, что надо отменить транспортный налог, потому что более чем в 35 регионах России транспортный налог на электромобили отменен. Здорово, что в Татарстане это случилось тоже, – сказал эксперт.

АНО «Рестарт» проводит мероприятия, направленные на популяризацию электротранспорта в Татарстане, –  например, фестиваль «Электромобильность», который прошел на автодроме Kazanring. По словам Галимзянова, на празднике собралось большое коммьюнити владельцев электротранспорта, которые приехали из разных регионов страны. На фестивале также представили новинки – Tesla Plaid, Nissan Ariya, Zeekr 001 и 009, Voyah Free. Всего фестиваль посетили около полутора тысяч человек. 

Энтузиасты электромобилей, по словам Галимзянова, решили критические вопросы для развития зарядной инфраструктуры – это количество станций и наличие сертифицированных электромобилей и сервисных центров. Сейчас остро стоит вопрос об упрощении процедуры установки медленных зарядных станций в подземных паркингах или придомовых территориях. Секцию на эту тему «Рестарт» запланировал провести в рамках международного форума Kazan Digital Week. 


Читайте также: Новый нацпроект, IТ-площадки в районах и развитие российской электроники: что обсуждали на Kazan Digital Week


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *