Рынок кофе в Казани: как москвичи и итальянцы породили локальную культуру

В столице РТ открыто 300 кофеен, а по цене за стакан кофе, по данным «2ГИС», она обогнала Москву. Как возникала индустрия, какой оборот делают кофейни, почему Skuratov так и не открыл обжарочное производство в Казани и сколько спотов Surf Coffee появится к концу года – в спецпроекте KazanFirst.

Казань, которая еще лет 10 назад запоминалась по чаю с мәтрүшкә (душица. – Ред.) или молоком, уже не просто «окофейнилась». Проекты под знаком спешелти или кафе с хорошим кофе сегодня есть в каждом районе города со своей айдентикой. В рейтинге крупных городов России по количеству кофеен Казань занимает 15-ю строчку, согласно исследованию «2ГИС». При этом в рейтинге «где кофе вкуснее» столица Татарстана с рейтингом 4,3 стоит в одном ряду с Санкт-Петербургом, Москвой и другими городами-миллионниками.

За последние 2,5 года по разным причинам цены на зерно и стакан кофе выросли. Кофейням приходилось не раз (а порой и слишком часто, по мнению потребителя) увеличивать стоимость позиций, в связи с чем у редакции KazanFirst возникла небольшая аналогия: цены на кофе в Казани растут так же быстро, как и цены на недвижимость, и догоняют Москву. К нашему удивлению, тезис оказался вовсе не беспочвенным. По данным того же исследования «2ГИС», Казань возглавила список городов с самым дорогим латте – в среднем стаканчик стоит 253,93 рубля. А по цене за капучино оказалась на втором месте после Краснодара – 220, 57 рубля. Москва же занимает 2-е и 11-е места соответственно.

Мы решили не обходить стороной такие данные и исследовать, как изменился рынок кофе в Казани за последние три-пять лет, кто продвигает кофейную культуру и задает планку в спешелти, чем местный рынок отличается от московского и считают ли кофейни своими конкурентами набравшие популярность проекты с завтраками и десертами.

Кофейни занимают 13% рынка общепита Казани

Для понимания масштаба кофейной культуры в России и Казани немного окунемся в цифры.

Согласно данным BusinesStat, в 2019-2023 годы продажи кофе в России увеличились на 4,2% (со 178 тысяч т до 186 тысяч т). При этом в 2023 году темп прироста продаж кофе был наибольшим за пятилетие – 3,6%.

Отдельный сегмент – формат to go (кофе с собой. – Ред.) – в 2023 году по сравнению с 2022-м в России увеличился на 21% и составил около 102,7 млрд рублей, пишут «Ведомости» со ссылкой на Smart Ranking. По предварительной оценке аналитиков, в 2022 году оборот coffee to go оценивался в 85 млрд рублей, а в 2021-м – в 57 млрд рублей. Возглавила рейтинг 2023 года международная сеть кофеен Coffee Like, первую точку которой в Ижевске открыл Аяз Шабутдинов.

В одной Казани работает 21 точка сети Coffee Like, исходя из информации на официальном сайте. При этом всего «2ГИС» насчитывает 299 кофеен в городе, по данным на конец июня 2024 года. А «поесть» сервис предлагает в 2 306 местах. Соответственно, кофейни занимают 13% рынка общепита столицы РТ.

Как развивалась кофейная Казань

Одними из первых привнесли в Казань формат кофеен и знакомили горожан с классикой две сети – «Шиколат» Елены Литовинской и «Агафредо» Радика Сафина, которые запустились в 2003 году. В 2004 году на Пушкина, 5 открылся кофейный дом «Капитал» от известной казанской компании O.F.S., история которой началась с бренда Ozon Promo и таких имен, как Михаил Клопоух, Артур Хосровян, Шамиль Ибрагимов, Константин Иванов. В том же 2004-м появилась сеть кофеен Coffee Cava от Ягудиных. При этом развиваться она начала в 2011 году, как отмечал в интервью KazanFirst совладелец Адель Ягудин. В Cava и «Капитале» знакомили гостей с классикой и другими кофейными напитками, которые варили на итальянском зерне Hausbrandt.

В 2006 году в Казань зашли федеральные игроки — «Шоколадница» и «Кофе Хаус» (входит в ГК «Шоколадница»). В 2008-м присоединились москвичи из Coffee Bean, а в 2013-м – из «Кофеина». Последнего местные бариста считают одним из основоположников спешелти кофе и альтернативы в Казани. В том же 2013 году на местном рынке появляется международная сеть Coffeeshop Company и открывает первую венскую кофейню на Баумана.

Поворотным для кофейной индустрии Казани и Татарстана можно назвать 2015 год, когда появилось первое обжарочное производство от Cupitall (ныне «Ботаника Coffee Roasters»). Идея открытия своего обжарочного цеха у основателя Игоря Зяблова возникла после знакомства с итальянцами в 2014 году. Они предложили ему начать совместный кофейный бизнес с условием, что зерна будут обжариваться в Италии. Но Зяблов решил заниматься этим самостоятельно, арендовав ростер на 1 кг.

В те годы в Татарстане никто не знал, как обжаривать зерна и где закупать. Методом проб и ошибок в Cupitall научились работать с зеленым кофе, бренд начал узнаваться в Казани, и через два года появился новый ростер с загрузкой на 5 кг. А в 2019 году уже появилась кофейня под тем самым названием – «Ботаника».

Сейчас «Ботаника» обжаривает зерна в цехе на улице Складской на двух ростерах на 20 кг и находится в поиске уникальных лотов. Сотрудники ездят на фермы в Эфиопию и Колумбию и вместе с фермерами занимаются ферментацией. Компания сотрудничает со многими казанскими и татарстанскими заведениями, но большая часть поставок зерна идет в другие регионы России. В кофейне гостям предлагают десерты, выпечку и альтернативное молоко собственного производства, при этом кофе приучают пить без сахара.

– У нас позиция – не подавать к кофе сахар. Раньше его часто спрашивали, хоть на кухне и есть сахар, который добавляют в еду, но к кофе принципиально отказывались его давать. Были люди, которые бегали в ближайшую «Пятёрочку» за сахаром или приносили пакетики из «Мака». Сейчас уже никто не просит сахар, – говорит Зяблов.

Кроме того, в «Ботанике» есть своя школа бариста, через которую и по сей день проходят сотрудники многих заведений Татарстана и не только. Также на ее базе проходят кофейные чемпионаты.

Артем Дергунов/KazanFirst

«Ботаника» – не единственный проект со своим обжарочным цехом в Казани. Второй, но более локальный и с собственным комьюнити – «Нефть». С ней горожане познакомились впервые в 2015 году на Open Space Market, а в 2016 году появилась первая кофейня на Декабристов. Хотя изначально локация, по словам одного из основателей Романа Колесова, планировалась на Баумана, 5 по соседству с закрывшейся точкой Skuratov Coffee, но она сорвалась. Позднее, в том же 2016 году, открылась вторая кофейня «Нефти» на Университетской, а затем и обжарочное производство.

Проект акцентировался на черном кофе, альтернативном заваривании и собственной обжарке, конкурируя с московским «Кофеином». «Нефть» заметно отличается и по сей день своим мерчем и вирусными роликами, но не так популярна, как другие сети, поскольку сконцентрирована на узкое комьюнити преданных клиентов и масштабирование не входит в их планы.

Артем Дергунов/KazanFirst

Кроме «Нефти» на Open Space Market в 2015 году казанцы познакомились с проектом «Гудини» от Дмитрия и Алены Рефлер. Это маленькая спешелти-кофейня на Кави Наджми, которая продвигала качественный кофе и альтернативное заваривание и больше работала на формат to go из-за небольшого пространства. Спустя три года на Профессора Нужина, под стенами КФУ, открылся «Жаворонок». В меню все тот же кофе от топовых обжарщиков («Сварщица Екатерина», Tasty Coffee и др.) и ставшие изюминкой бейглы. Пожалуй, это одна из первых локальных спешелти-кофеен, которая сделала акцент на еду и завтраки.

В 2019 году «Жаворонку» пришлось переехать на Астрономическую и сменить название на «Раннюю пташку». Собственник помещения планировал снести здание на Нужина, однако в нем провели ремонт, теперь на этом месте находится Cups. «Пташка» же продолжала развитие и сформировала свое комьюнити, как «Нефть», говорят собеседники KazanFirst.

В 2022 году на Островского открылся батч-бар «Ясный» от Дмитрия и Алены Рефлер. В нем акцент сделали на фильтр-кофе и выпечку. «Ясный» отличается от «Гудини» и «Ранней пташки» прежде всего ретростилем.

Команда «Пташки» по сей день проводит каппинги, фестивали и продвигает черный кофе с альтернативой. В прошлые выходные, например, в парке «Черное озеро» прошел кофейный пикник с каппингом, чемпионатом по аэропрессу и другими активностями.

Артем Дергунов/KazanFirst

С точки зрения качества и авторских напитков индустрия кофе начала развиваться в России с 2015 годов с московской кофейни «Даблби», выходца из знаменитой «Кофемании». Бариста этой кофейни начали принимать участие в международных чемпионатах.

– До этого Европа была более развита в этом плане (примерно до 2018 года). Сейчас мы сильно обгоняем их, особенно если говорить про спешелти и авторские напитки, – говорит известный в Казани и не только бариста, совладелец местной сети кофеен MIÑ Михаил Хонг.

«Даблби», ставший впоследствии международной сетью, также был представлен в Казани. Первую и единственную кофейню открыли по франшизе Жанна и Айдар Галимовы в августе 2017 года на Чистопольской, 36. Гостям предлагали авторские напитки, в частности знаменитый лавандовый раф, и 16 сортов кофе. В числе бариста работал и Михаил Хонг. Основательница «Даблби» Анна Цфасман в интервью KazanFirst делилась планами по развитию и открытию еще одной точки в Казани, однако позже сеть ушла из столицы РТ.

При этом другие две популярные сегодня сети начали активно разрастаться. В ноябре 2017 года в Казань зашла Skuratov Coffee Roasters из Омска. Команда Виктора Скуратова познакомила горожан с кофе холодного заваривания.

– У нас крутая позиция – нитро-кофе и эйр-латте. Нитро-кофе – это кофе с азотом. Он по консистенции похож на Guinness (ирландское пиво. – Ред.). В эйр-латте тоже азот, но еще добавляется молоко. С ним вообще никто не умеет работать в России. У них это просто нитро-кофе с молоком. По нитро-кофе мы лидеры, о чем многие знают. Там очень сложная технология, которую мы долго прорабатывали. «Аэрофлот» даже включил нас в путеводитель благодаря нитро-кофе. На самом деле нитро-кофе я не придумал, мы увидели это в Америке, но по ходу, пока пытались повторить технологию, кажется, придумали свою, – говорил в интервью KazanFirst Скуратов в 2019 году.

Сегодня в Казани работает восемь точек Skuratov Coffee, открытие каждой отличается особым успехом. Многие ценят в сети не только качественный кофе, а также сервис и клиентоориентированность. По последнему Skuratov даже задал определенную планку другим заведениям. Анонсировалось также открытие обжарочного производства на Волкова, однако процесс остановился. По данным нашего источника, причиной стала покупка газового оборудования, которое в центре устанавливать запрещено.

KazanFirst направлял запрос в Skuratov Coffee для интервью, однако он остался без ответа.

В таких же масштабах развивается другая сеть – Surf Coffee из Обнинска, которая зашла в Казань в 2018 году. Первый спот открылся 7 марта на Петербургской. Гостям кофейня запомнилась в первую очередь ярким калифорнийско-гавайским интерьером и творчеством Propaganda Machine. В меню – классика и различные авторские, в том числе чайные позиции.

– С 2020 года, хоть и началась пандемия, но это не помешало развиваться кофейной индустрии: стали распространяться дрипы, после открылось еще больше кофеен. У людей появилась потребность выходить из дома, к тому же стало нормой работать на удаленке, поэтому такие сети, как Skuratov и Surf, стали разрастаться, – говорит Хонг.

На данный момент в Казани открыто семь спотов Surf Coffee. По данным собеседницы KazanFirst, до конца 2024 года планируется открытие еще пяти точек.

– До 2022 года мы активно участвовали в международных турнирах, научились правильной обжарке кофе и стали одними из лидеров по завариванию качественного кофе в мире. Соответственно, с ходом изменения отношения к кофе в России в целом изменилась и обстановка в Казани. Помимо сетевых кофеен стали активнее открываться, развиваться и местные – «Пташка», «Ясный», «Ботаника», также открылся MIÑ, – говорит Хонг.

MIÑ – это кофейня формата to go, которая открылась в Национальной библиотеке в 2021 году. Она отличается национальным татарским колоритом и акцентируется на авторских напитках (в топе татарский раф). Например, название «Миң» с татарского переводится как «родинка». Если объединить все кофейни сети (всего их три), то они будут похожи на родинки на теле человека. Некоторые же читают название как «Мин», что в переводе с татарского означает «я».

За последние пять лет Казань сделала сильный рывок к устойчивому качеству, считает бар-менеджер сети кофеен «Шоколадница» в Казани Айрат Гибадуллин.

– Да, качественный кофе в Казани и раньше был, но риск «осечек» по вкусу возникал даже в проверенных кофейнях. Сейчас же эти риски очень сильно уменьшились и можно насладиться любимым напитком без лишних расстройств, – замечает Гибадуллин.

Гости кофеен: предпочтения и реакция на повышение цен

Все собеседники KazanFirst отмечают, что за последние три года казанцы стали более просвещенными в теме кофе. Они начали ценить более качественный, кофейный вкус.

– Раньше считалось, что кофе должен горчить, но нет, просто мы не умели его правильно обжаривать. За кофе все скорее идут в более специализированные заведения, чем в места общепита, – замечает Хонг.

Что касается зерен, всегда есть люди, которые спрашивают про них. Но, как правило, кофейни работают на арабике или робусте, и когда гости видят дрипы или зерна из Tasty Coffee (а это уже всем известный ижевский обжарщик), вопросы будто отпадают, говорит собеседник.

Сергей Журавлев/KazanFirst

Один из казанских бариста Surf Coffee акцентируется на том, что причина более глубокого погружения в кофейную культуру горожан связана с тем, что информация о кофе стала доступнее и в кофейнях уделяют большое внимание обучению бариста.

– Даже общаясь с людьми, которые давно в индустрии, они говорят: «Когда мы приходили, столько информации не было. Вы сейчас можете просто открыть на YouTube обучение от Академии бариста, которая снимает ролики бесплатно абсолютно для всех», –  говорит собеседница. – Плюс в кофейнях полноценно обучают бариста, поэтому он может ответить на любой вопрос гостя. Бывает такое, человек купил кофемашину, приходит в кофейню и спрашивает, какое зерно лучше. И бариста уже направляет: есть покислее, пошоколаднее или пофруктовее. Если хочется пошоколаднее, то рассказывает про Бразилию, покислее – про Кению. Зерно кислое, потому что растет в горах при определенных условиях. Ты ему все это объясняешь, и вот так постепенно он погружается.

Аналогично спешелти-кофейни пытаются перевести гостей на кофе без молока. Например, кто-то переходит с латте на фильтр.

– Переходят, потому что раньше не знали, что такое фильтр. Даже когда первый раз ты даешь человеку попробовать, он не понимает. Но когда ему хочется прямо взбодриться, ты снова даешь попробовать и просишь сделать два глотка. При первом будет вкусовой шок, так как очень крепко и кисло. А при втором глотке раскрывается весь потенциал вкуса. И бариста объясняет, что человек пьет сладкий кофе, но сладкий он не за счет сахара или каких-то добавок, а потому что семечко созрело в почве, где рядом растут какие-то фрукты, бананы экзотические. И это всё впитывается из почвы, – рассказывает бариста Surf Coffee.

При этом в топ-3 напитка всех опрошенных нами кофеен входит капучино.

С 2020 года цены на кофе начали расти по большей части из-за внешних факторов (пандемия, СВО, санкции, климат). И если в начале повышение было плавным (+10-20 рублей), то за последние 2,5 года в некоторых кофейнях цены выросли на 30% и более.

– За последние полгода мы дважды повышали цены, а за год, наверное, было более пяти повышений. Гости относятся с удивлением: «У вас два месяца назад только повышение было на 20 рублей, и цены снова выросли». Мы объясняем, что растет рынок, поставщики повышают цены, а мы не можем работать себе в убыток. Кто-то понимает, кто-то уходит (обычно это бабушки, туристы более взрослого возраста или простые рабочие). Да, даже я не всегда могу себе позволить, – улыбается собеседница из Surf Coffee. – У нас средний чек по кофейне 450 рублей. А если человек приходит купить булочку и кофе, то в среднем платит 600-800 рублей. Когда я устраивалась, трубочка со сгущенкой стоила 95 рублей, а сейчас 185.

Хонг отмечает, что в MIÑ за три года старались не повышать резко цены, поскольку основной поставщик зерен Tasty Coffee сдерживал рост. Поэтому от гостей каких-то негативных комментариев на этот счет не поступало.

– В кофейне подняли ценник на 10-30 рублей в целом. Это связано с обстановкой в мире – политической, экономической и по большей части климатической. Но есть так называемые народные позиции – черный, зеленый чай и фильтр, американо. Вот на них старались ценник не поднимать, чтобы каждый мог найти подходящий для себя напиток без особого ущерба. Поэтому спад продаж не произошел. А вот Surf и правда резко поднял цены, и будто необоснованно, – говорит Михаил.

Сергей Журавлев/KazanFirst

Айрат Гибадуллин из «Шоколадницы» не стал комментировать реакцию гостей на изменения цен, но ответил примером.

– Чашка стандартного капучино в «Шоколаднице» 10 лет назад стоила 200 рублей, а на данный момент 230. У чашки хорошего кофейного напитка есть своя цена, – говорит собеседник.

Игорь Зяблов отмечает, что «Ботаника» не ставит цены выше среднего по рынку, поэтому ситуация примерно одинаковая у всех.

– Никакого негатива со стороны гостей нет. Мы стараемся резко не повышать цены и в целом повышать только в том случае, когда уже прямо необходимо. Сейчас повышение цен происходит из-за дорогой доставки зерна, увеличения оплаты труда и других мировых причин. Но это не уменьшило потока людей, – замечает Зяблов.

Далеки ли московские цены от казанских?

Поскольку в целом развитие кофейной культуры в городах-миллионниках России идет по схожим тенденциям и средняя цена на кофе в Казани, по исследованию «2ГИС», выше, чем в Москве, мы попросили собеседников сопоставить эти два рынка и выделить отличия.

Все спикеры отметили, что ценник в Москве выше, чем в Казани, даже по сетевым кофейням. Они отличаются прежде всего из-за стоимости аренды, а уже потом в зависимости от поставщика, обжарщика и уровня заведения.

– В России кофейная индустрия развивалась параллельно, и там, где к кофе привыкли быстрее, стало больше потребности в заведениях, соответствующем качестве и так далее. К тому же Москва намного больше, поэтому цены и количество заведений сильно отличаются, – говорит Зяблов.

Сергей Журавлев/KazanFirst

Собеседница Surf Coffee отмечает, что некоторые посетители замечают рост цен и действительно сравнивают с московскими.

– Те, кто часто куда-то ездит, говорят: «Пацаны, догнали ребят», – улыбается бариста. – В одной из наших кофеен даже оставили комментарий, что цены такие же, как в Подмосковье, но people «хавает».

Гибадуллин отметил, что в Москве цены выше на 10-20%, но при этом казанские кофейни больше обременены нагрузкой на логистику.

Сколько зарабатывают кофейни и с кем конкурируют

С каждым годом посетителей в кофейнях становится больше, особенно в туристический сезон, поскольку многие кофейни расположены на центральных улицах или в общественных пространствах.

– В Национальной библиотеке большой приток как туристов, так и местных, которые приходят по делам и, так или иначе, заглядывают за кофе или перекусить. Сейчас выручка MIÑ в месяц составляет 3-3,5 миллиона рублей, так стало недавно, а до этого было около 2-2,5 миллиона, – говорит Хонг.

По данным источника KazanFirst, один из спотов Surf Coffee обслуживает 500-600 посетителей в день. Как и у любой другой кофейни, оборот сильно зависит от погоды. Средняя выручка на конец весны составляла 220-230 тысяч рублей в день, летом – 350 тысяч. Самый большой показатель у спота был во время Уразы-байрам – 370 тысяч рублей. До этого «рекорд» был у Skuratov на Щапова – 300 тысяч за день. 

Артем Дергунов/KazanFirst

С точки зрения финансов кофейни сопоставимы с ресторанами и порой зарабатывают значительно больше. Для примера, Surf Coffee х Iva (ООО «Назаре») на Подлужной в 2023 году отчитался о выручке в 45,6 млн рублей и прибыли в 3,7 млн, а ресторан Brunch Wine (ООО «Джи-Джи») на Дзержинского о 40,1 млн и 2,2 млн соответственно.

По словам Зяблова, в ресторанах больше затрат на персонал и закупку продуктов, а кофейне для заработка нельзя держаться только на кофе – нужна еда. И здесь стоит сказать про другой сегмент, который начал развиваться практически параллельно со спешелти-кофейнями в Казани – кондитерские с десертами, завтраками и кофе.

Одна из самых популярных в Казани – кондитерская Smorodina, первая точка которой открылась весной 2015 года. Основательницы Яна Гареева и Наталья Тюкульмина сначала готовили торты, пирожные, десерты и продавали через соцсети. Впоследствии все развернулось в сеть из пяти кондитерских с профессиональной кухней и большим выбором напитков, в том числе кофейных и авторских. А в 2021 году от создателей Smorodina на Столбова открылся «Май». Там также разный выбор кофейных напитков, десертов и завтраков. При этом заметим, что этой весной команда от Smorodina принимала участие в кофейном чемпионате в Казани.

По соседству с «Маем» работает также кондитерская Eclair и другие заведения, где аналогично представлены десерты, выпечка, завтраки и различные напитки, включая кофе. И для кофеен на той же улице Столбова они составляют определенную конкуренцию, поскольку при полной загрузке того же Skuratov или Surf выпить кофе на хорошем зерне и съесть вкусный десерт гость может и там.

Собеседница из Surf Coffee отмечает, что отчасти кондитерские являются их конкурентами, но за вкусным и качественным кофе казанцы ходят все же в спешелти-кофейни. Другие собеседники отметили, что только рады открытию новых заведений и больше делятся опытом, нежели соперничают.

– Кондитерские, скорее, воспринимаются как заведения с едой, а уже после как кофейные точки. Поэтому сложно сравнивать. У нас здравая конкуренция, которая помогает придумывать интересные напитки, останавливает от резких повышений цен и в целом способствует развитию кофейной индустрии в Казани. У нас есть кофейное комьюнити, куда входят владельцы кофеен, бариста. Мы приглашаем друг друга на дегустации, мастер-классы. Поэтому мы не конфликтуем, а, наоборот, дружим, – говорит совладелец сети кофеен MIÑ.

Зяблов так же утверждает, что сотрудничает со многими заведениями – они закупают у «Ботаники» зерна, проводят обучение. Поэтому не видит конкуренции, тем более при разных целевых аудиториях. А когда узнал, что возле «Ботаники» открывается Surf Coffee, то пошёл обниматься и приветствовать ребят.

Сергей Журавлев/KazanFirst

К слову, «Ботаника» сейчас строит в центре новое здание под ещё одну точку с другим названием. В проекте хотят сделать упор на основное меню с едой и большое количество кофейных напитков.

Еще один проект также с полноценной кухней, интересной подачей и авторскими кофейными напитками планирует реализовать Хонг в течение пяти лет.

Что касается «Шоколадницы», Гибадуллин всегда считал и считает ее обособленной сетью заведений, не схожей с другими, поэтому выявлять конкурентов не стал.

– У нас свой путь и своя философия, так сказать. И еще Казань – такое место, что каждый сможет найти себе место по душе, – подытожил он.

Тенденции и за кем будущее Казани

Руководитель производства по обжарке кофе ToDoCups, в прошлом шеф-бариста и тренер крупных сетей, Ринат Лукманов отмечает, что в индустрии кофе взят тренд на автоматизацию и сервис.

– Хороший кофе много где есть, поэтому упор делают на автоматизацию, чтобы больше общаться с гостями, и сервис, о котором некоторые забывают. Бывает, что делают суперкрутой продукт, ставят офигенное оборудование, но с точки зрения сервиса проект сильно проседает, – говорит собеседник.

Что касается рынка кофе в стране в целом, Лукманов отмечает, что Россия не отстает от других стран по качеству (о чем говорят победы в международных чемпионатах), но есть еще большой запас с точки зрения потребления.

– Если сравнивать, например, Россию и Финляндию по потреблению кофе, то у нас огромная разница. Поэтому в России есть большой запас, мы на пути к развитию, – говорит собеседник.

Сергей Журавлев/KazanFirst

Как отметил в интервью РИА Новости глава компании «Милфудс» Викас Сои, в среднем россиянин потребляет около 1,2 кг кофе в год, а в Финляндии приходится 12 кг на жителя.

Что касается казанского рынка кофе, Хонг считает, что будущее за локальными, аутентичными заведениями. Многие даже сейчас, приезжая в Казань, спрашивают, какие есть местные кофейни, а не сетевые.

– Если советовать заведения, то это «Пташка» и «Ясный», «Ботаника», «Нефть» и MIÑ – здесь стараются передавать татарскую идентичность и традиции, – говорит Михаил.

Согласен с ним Зяблов. Туристы предпочитают локальные кофейни, если они есть.

– Вряд ли они пойдут в известную им сеть. А так, конечно, в другом случае пойдешь в проверенное место. Но представление о развитии кофейной культуры формируется именно локальными заведениями, – замечает основатель «Ботаники».

Собеседница из Surf Coffee считает, что будущее за спешелти-сетями.

– «Ботаника» – будто бы классика. Она останется актуальной. Но те, кто будет хотеть просто качественный кофе, не акцентируя на локальности, то, наверное, все же будут ходить в Surf и Skuratov. Они же активно открываются, – подытожила бариста.


Авторы материала: Ирина Егорова, Марина Адай

Инфографика — Екатерина Петрова

Всё самое интересное в наших группах Tелеграм и ВКонтакте.

Comment section

5 КОММЕНТАРИЕВ
  1. Я не пью кофе и похоже, что существенно экономлю. Я нашла себе отличную замену в виде цикория. И вкус мне очень нравится и сплю хорошо

  2. Я дома кофе сама варю, одной чашечки утром хватает за глаза. Не понимаю людей, которые хлещут по 5-6 чашек в день, что там с работой сердца у вас? Не выскакивает?

  3. За хороший кофе не грех и заплатить. Я тот человек, который пьёт кофе несколько раз в день. Но только хороший. Растворимую бормотуху не признаю. Могу себе позволить. Скуратов кстати с годами испортился, есть в Казани места повкуснее

  4. Интересый материал.

    Кофе пью каждый день, уже больше 10 лет. Раньше пил разные, когда только начинал, капучино, моккачино, латте, маккиато)) и что в итоге: теперь только черный — эспрессо,американо и т.п. Короче, в общем и целом, кофе меня забрал (чистый кофе,без каких-либо добавок и всякой всячины) сам того не понимая стал разбираться в кофе)) стабильный вкус хорошего, насыщенного, ароматного кофе для меня это — Шоколадница, Нефть, Ботаника. Всем ценителям советую попробовать! И тот бред про вред кофе могу развеять, настоящий кофе не вредит здоровью, главное знать меру, свою меру кофе.

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *