В столице РТ открыто 300 кофеен, а по цене за стакан кофе, по данным «2ГИС», она обогнала Москву. Как возникала индустрия, какой оборот делают кофейни, почему Skuratov так и не открыл обжарочное производство в Казани и сколько спотов Surf Coffee появится к концу года – в спецпроекте KazanFirst.
Казань, которая еще лет 10 назад запоминалась по чаю с мәтрүшкә (душица. – Ред.) или молоком, уже не просто «окофейнилась». Проекты под знаком спешелти или кафе с хорошим кофе сегодня есть в каждом районе города со своей айдентикой. В рейтинге крупных городов России по количеству кофеен Казань занимает 15-ю строчку, согласно исследованию «2ГИС». При этом в рейтинге «где кофе вкуснее» столица Татарстана с рейтингом 4,3 стоит в одном ряду с Санкт-Петербургом, Москвой и другими городами-миллионниками.
За последние 2,5 года по разным причинам цены на зерно и стакан кофе выросли. Кофейням приходилось не раз (а порой и слишком часто, по мнению потребителя) увеличивать стоимость позиций, в связи с чем у редакции KazanFirst возникла небольшая аналогия: цены на кофе в Казани растут так же быстро, как и цены на недвижимость, и догоняют Москву. К нашему удивлению, тезис оказался вовсе не беспочвенным. По данным того же исследования «2ГИС», Казань возглавила список городов с самым дорогим латте – в среднем стаканчик стоит 253,93 рубля. А по цене за капучино оказалась на втором месте после Краснодара – 220, 57 рубля. Москва же занимает 2-е и 11-е места соответственно.
Мы решили не обходить стороной такие данные и исследовать, как изменился рынок кофе в Казани за последние три-пять лет, кто продвигает кофейную культуру и задает планку в спешелти, чем местный рынок отличается от московского и считают ли кофейни своими конкурентами набравшие популярность проекты с завтраками и десертами.
Кофейни занимают 13% рынка общепита Казани
Для понимания масштаба кофейной культуры в России и Казани немного окунемся в цифры.
Согласно данным BusinesStat, в 2019-2023 годы продажи кофе в России увеличились на 4,2% (со 178 тысяч т до 186 тысяч т). При этом в 2023 году темп прироста продаж кофе был наибольшим за пятилетие – 3,6%.
Отдельный сегмент – формат to go (кофе с собой. – Ред.) – в 2023 году по сравнению с 2022-м в России увеличился на 21% и составил около 102,7 млрд рублей, пишут «Ведомости» со ссылкой на Smart Ranking. По предварительной оценке аналитиков, в 2022 году оборот coffee to go оценивался в 85 млрд рублей, а в 2021-м – в 57 млрд рублей. Возглавила рейтинг 2023 года международная сеть кофеен Coffee Like, первую точку которой в Ижевске открыл Аяз Шабутдинов.
В одной Казани работает 21 точка сети Coffee Like, исходя из информации на официальном сайте. При этом всего «2ГИС» насчитывает 299 кофеен в городе, по данным на конец июня 2024 года. А «поесть» сервис предлагает в 2 306 местах. Соответственно, кофейни занимают 13% рынка общепита столицы РТ.
Как развивалась кофейная Казань
Одними из первых привнесли в Казань формат кофеен и знакомили горожан с классикой две сети – «Шиколат» Елены Литовинской и «Агафредо» Радика Сафина, которые запустились в 2003 году. В 2004 году на Пушкина, 5 открылся кофейный дом «Капитал» от известной казанской компании O.F.S., история которой началась с бренда Ozon Promo и таких имен, как Михаил Клопоух, Артур Хосровян, Шамиль Ибрагимов, Константин Иванов. В том же 2004-м появилась сеть кофеен Coffee Cava от Ягудиных. При этом развиваться она начала в 2011 году, как отмечал в интервью KazanFirst совладелец Адель Ягудин. В Cava и «Капитале» знакомили гостей с классикой и другими кофейными напитками, которые варили на итальянском зерне Hausbrandt.
В 2006 году в Казань зашли федеральные игроки — «Шоколадница» и «Кофе Хаус» (входит в ГК «Шоколадница»). В 2008-м присоединились москвичи из Coffee Bean, а в 2013-м – из «Кофеина». Последнего местные бариста считают одним из основоположников спешелти кофе и альтернативы в Казани. В том же 2013 году на местном рынке появляется международная сеть Coffeeshop Company и открывает первую венскую кофейню на Баумана.
Поворотным для кофейной индустрии Казани и Татарстана можно назвать 2015 год, когда появилось первое обжарочное производство от Cupitall (ныне «Ботаника Coffee Roasters»). Идея открытия своего обжарочного цеха у основателя Игоря Зяблова возникла после знакомства с итальянцами в 2014 году. Они предложили ему начать совместный кофейный бизнес с условием, что зерна будут обжариваться в Италии. Но Зяблов решил заниматься этим самостоятельно, арендовав ростер на 1 кг.
В те годы в Татарстане никто не знал, как обжаривать зерна и где закупать. Методом проб и ошибок в Cupitall научились работать с зеленым кофе, бренд начал узнаваться в Казани, и через два года появился новый ростер с загрузкой на 5 кг. А в 2019 году уже появилась кофейня под тем самым названием – «Ботаника».
Сейчас «Ботаника» обжаривает зерна в цехе на улице Складской на двух ростерах на 20 кг и находится в поиске уникальных лотов. Сотрудники ездят на фермы в Эфиопию и Колумбию и вместе с фермерами занимаются ферментацией. Компания сотрудничает со многими казанскими и татарстанскими заведениями, но большая часть поставок зерна идет в другие регионы России. В кофейне гостям предлагают десерты, выпечку и альтернативное молоко собственного производства, при этом кофе приучают пить без сахара.
– У нас позиция – не подавать к кофе сахар. Раньше его часто спрашивали, хоть на кухне и есть сахар, который добавляют в еду, но к кофе принципиально отказывались его давать. Были люди, которые бегали в ближайшую «Пятёрочку» за сахаром или приносили пакетики из «Мака». Сейчас уже никто не просит сахар, – говорит Зяблов.
Кроме того, в «Ботанике» есть своя школа бариста, через которую и по сей день проходят сотрудники многих заведений Татарстана и не только. Также на ее базе проходят кофейные чемпионаты.

«Ботаника» – не единственный проект со своим обжарочным цехом в Казани. Второй, но более локальный и с собственным комьюнити – «Нефть». С ней горожане познакомились впервые в 2015 году на Open Space Market, а в 2016 году появилась первая кофейня на Декабристов. Хотя изначально локация, по словам одного из основателей Романа Колесова, планировалась на Баумана, 5 по соседству с закрывшейся точкой Skuratov Coffee, но она сорвалась. Позднее, в том же 2016 году, открылась вторая кофейня «Нефти» на Университетской, а затем и обжарочное производство.
Проект акцентировался на черном кофе, альтернативном заваривании и собственной обжарке, конкурируя с московским «Кофеином». «Нефть» заметно отличается и по сей день своим мерчем и вирусными роликами, но не так популярна, как другие сети, поскольку сконцентрирована на узкое комьюнити преданных клиентов и масштабирование не входит в их планы.

Кроме «Нефти» на Open Space Market в 2015 году казанцы познакомились с проектом «Гудини» от Дмитрия и Алены Рефлер. Это маленькая спешелти-кофейня на Кави Наджми, которая продвигала качественный кофе и альтернативное заваривание и больше работала на формат to go из-за небольшого пространства. Спустя три года на Профессора Нужина, под стенами КФУ, открылся «Жаворонок». В меню все тот же кофе от топовых обжарщиков («Сварщица Екатерина», Tasty Coffee и др.) и ставшие изюминкой бейглы. Пожалуй, это одна из первых локальных спешелти-кофеен, которая сделала акцент на еду и завтраки.
В 2019 году «Жаворонку» пришлось переехать на Астрономическую и сменить название на «Раннюю пташку». Собственник помещения планировал снести здание на Нужина, однако в нем провели ремонт, теперь на этом месте находится Cups. «Пташка» же продолжала развитие и сформировала свое комьюнити, как «Нефть», говорят собеседники KazanFirst.
В 2022 году на Островского открылся батч-бар «Ясный» от Дмитрия и Алены Рефлер. В нем акцент сделали на фильтр-кофе и выпечку. «Ясный» отличается от «Гудини» и «Ранней пташки» прежде всего ретростилем.
Команда «Пташки» по сей день проводит каппинги, фестивали и продвигает черный кофе с альтернативой. В прошлые выходные, например, в парке «Черное озеро» прошел кофейный пикник с каппингом, чемпионатом по аэропрессу и другими активностями.

С точки зрения качества и авторских напитков индустрия кофе начала развиваться в России с 2015 годов с московской кофейни «Даблби», выходца из знаменитой «Кофемании». Бариста этой кофейни начали принимать участие в международных чемпионатах.
– До этого Европа была более развита в этом плане (примерно до 2018 года). Сейчас мы сильно обгоняем их, особенно если говорить про спешелти и авторские напитки, – говорит известный в Казани и не только бариста, совладелец местной сети кофеен MIÑ Михаил Хонг.
«Даблби», ставший впоследствии международной сетью, также был представлен в Казани. Первую и единственную кофейню открыли по франшизе Жанна и Айдар Галимовы в августе 2017 года на Чистопольской, 36. Гостям предлагали авторские напитки, в частности знаменитый лавандовый раф, и 16 сортов кофе. В числе бариста работал и Михаил Хонг. Основательница «Даблби» Анна Цфасман в интервью KazanFirst делилась планами по развитию и открытию еще одной точки в Казани, однако позже сеть ушла из столицы РТ.
При этом другие две популярные сегодня сети начали активно разрастаться. В ноябре 2017 года в Казань зашла Skuratov Coffee Roasters из Омска. Команда Виктора Скуратова познакомила горожан с кофе холодного заваривания.
– У нас крутая позиция – нитро-кофе и эйр-латте. Нитро-кофе – это кофе с азотом. Он по консистенции похож на Guinness (ирландское пиво. – Ред.). В эйр-латте тоже азот, но еще добавляется молоко. С ним вообще никто не умеет работать в России. У них это просто нитро-кофе с молоком. По нитро-кофе мы лидеры, о чем многие знают. Там очень сложная технология, которую мы долго прорабатывали. «Аэрофлот» даже включил нас в путеводитель благодаря нитро-кофе. На самом деле нитро-кофе я не придумал, мы увидели это в Америке, но по ходу, пока пытались повторить технологию, кажется, придумали свою, – говорил в интервью KazanFirst Скуратов в 2019 году.
Сегодня в Казани работает восемь точек Skuratov Coffee, открытие каждой отличается особым успехом. Многие ценят в сети не только качественный кофе, а также сервис и клиентоориентированность. По последнему Skuratov даже задал определенную планку другим заведениям. Анонсировалось также открытие обжарочного производства на Волкова, однако процесс остановился. По данным нашего источника, причиной стала покупка газового оборудования, которое в центре устанавливать запрещено.
KazanFirst направлял запрос в Skuratov Coffee для интервью, однако он остался без ответа.
В таких же масштабах развивается другая сеть – Surf Coffee из Обнинска, которая зашла в Казань в 2018 году. Первый спот открылся 7 марта на Петербургской. Гостям кофейня запомнилась в первую очередь ярким калифорнийско-гавайским интерьером и творчеством Propaganda Machine. В меню – классика и различные авторские, в том числе чайные позиции.
– С 2020 года, хоть и началась пандемия, но это не помешало развиваться кофейной индустрии: стали распространяться дрипы, после открылось еще больше кофеен. У людей появилась потребность выходить из дома, к тому же стало нормой работать на удаленке, поэтому такие сети, как Skuratov и Surf, стали разрастаться, – говорит Хонг.
На данный момент в Казани открыто семь спотов Surf Coffee. По данным собеседницы KazanFirst, до конца 2024 года планируется открытие еще пяти точек.
– До 2022 года мы активно участвовали в международных турнирах, научились правильной обжарке кофе и стали одними из лидеров по завариванию качественного кофе в мире. Соответственно, с ходом изменения отношения к кофе в России в целом изменилась и обстановка в Казани. Помимо сетевых кофеен стали активнее открываться, развиваться и местные – «Пташка», «Ясный», «Ботаника», также открылся MIÑ, – говорит Хонг.
MIÑ – это кофейня формата to go, которая открылась в Национальной библиотеке в 2021 году. Она отличается национальным татарским колоритом и акцентируется на авторских напитках (в топе татарский раф). Например, название «Миң» с татарского переводится как «родинка». Если объединить все кофейни сети (всего их три), то они будут похожи на родинки на теле человека. Некоторые же читают название как «Мин», что в переводе с татарского означает «я».
За последние пять лет Казань сделала сильный рывок к устойчивому качеству, считает бар-менеджер сети кофеен «Шоколадница» в Казани Айрат Гибадуллин.
– Да, качественный кофе в Казани и раньше был, но риск «осечек» по вкусу возникал даже в проверенных кофейнях. Сейчас же эти риски очень сильно уменьшились и можно насладиться любимым напитком без лишних расстройств, – замечает Гибадуллин.
Гости кофеен: предпочтения и реакция на повышение цен
Все собеседники KazanFirst отмечают, что за последние три года казанцы стали более просвещенными в теме кофе. Они начали ценить более качественный, кофейный вкус.
– Раньше считалось, что кофе должен горчить, но нет, просто мы не умели его правильно обжаривать. За кофе все скорее идут в более специализированные заведения, чем в места общепита, – замечает Хонг.
Что касается зерен, всегда есть люди, которые спрашивают про них. Но, как правило, кофейни работают на арабике или робусте, и когда гости видят дрипы или зерна из Tasty Coffee (а это уже всем известный ижевский обжарщик), вопросы будто отпадают, говорит собеседник.

Один из казанских бариста Surf Coffee акцентируется на том, что причина более глубокого погружения в кофейную культуру горожан связана с тем, что информация о кофе стала доступнее и в кофейнях уделяют большое внимание обучению бариста.
– Даже общаясь с людьми, которые давно в индустрии, они говорят: «Когда мы приходили, столько информации не было. Вы сейчас можете просто открыть на YouTube обучение от Академии бариста, которая снимает ролики бесплатно абсолютно для всех», – говорит собеседница. – Плюс в кофейнях полноценно обучают бариста, поэтому он может ответить на любой вопрос гостя. Бывает такое, человек купил кофемашину, приходит в кофейню и спрашивает, какое зерно лучше. И бариста уже направляет: есть покислее, пошоколаднее или пофруктовее. Если хочется пошоколаднее, то рассказывает про Бразилию, покислее – про Кению. Зерно кислое, потому что растет в горах при определенных условиях. Ты ему все это объясняешь, и вот так постепенно он погружается.
Аналогично спешелти-кофейни пытаются перевести гостей на кофе без молока. Например, кто-то переходит с латте на фильтр.
– Переходят, потому что раньше не знали, что такое фильтр. Даже когда первый раз ты даешь человеку попробовать, он не понимает. Но когда ему хочется прямо взбодриться, ты снова даешь попробовать и просишь сделать два глотка. При первом будет вкусовой шок, так как очень крепко и кисло. А при втором глотке раскрывается весь потенциал вкуса. И бариста объясняет, что человек пьет сладкий кофе, но сладкий он не за счет сахара или каких-то добавок, а потому что семечко созрело в почве, где рядом растут какие-то фрукты, бананы экзотические. И это всё впитывается из почвы, – рассказывает бариста Surf Coffee.
При этом в топ-3 напитка всех опрошенных нами кофеен входит капучино.
С 2020 года цены на кофе начали расти по большей части из-за внешних факторов (пандемия, СВО, санкции, климат). И если в начале повышение было плавным (+10-20 рублей), то за последние 2,5 года в некоторых кофейнях цены выросли на 30% и более.
– За последние полгода мы дважды повышали цены, а за год, наверное, было более пяти повышений. Гости относятся с удивлением: «У вас два месяца назад только повышение было на 20 рублей, и цены снова выросли». Мы объясняем, что растет рынок, поставщики повышают цены, а мы не можем работать себе в убыток. Кто-то понимает, кто-то уходит (обычно это бабушки, туристы более взрослого возраста или простые рабочие). Да, даже я не всегда могу себе позволить, – улыбается собеседница из Surf Coffee. – У нас средний чек по кофейне 450 рублей. А если человек приходит купить булочку и кофе, то в среднем платит 600-800 рублей. Когда я устраивалась, трубочка со сгущенкой стоила 95 рублей, а сейчас 185.
Хонг отмечает, что в MIÑ за три года старались не повышать резко цены, поскольку основной поставщик зерен Tasty Coffee сдерживал рост. Поэтому от гостей каких-то негативных комментариев на этот счет не поступало.
– В кофейне подняли ценник на 10-30 рублей в целом. Это связано с обстановкой в мире – политической, экономической и по большей части климатической. Но есть так называемые народные позиции – черный, зеленый чай и фильтр, американо. Вот на них старались ценник не поднимать, чтобы каждый мог найти подходящий для себя напиток без особого ущерба. Поэтому спад продаж не произошел. А вот Surf и правда резко поднял цены, и будто необоснованно, – говорит Михаил.

Айрат Гибадуллин из «Шоколадницы» не стал комментировать реакцию гостей на изменения цен, но ответил примером.
– Чашка стандартного капучино в «Шоколаднице» 10 лет назад стоила 200 рублей, а на данный момент 230. У чашки хорошего кофейного напитка есть своя цена, – говорит собеседник.
Игорь Зяблов отмечает, что «Ботаника» не ставит цены выше среднего по рынку, поэтому ситуация примерно одинаковая у всех.
– Никакого негатива со стороны гостей нет. Мы стараемся резко не повышать цены и в целом повышать только в том случае, когда уже прямо необходимо. Сейчас повышение цен происходит из-за дорогой доставки зерна, увеличения оплаты труда и других мировых причин. Но это не уменьшило потока людей, – замечает Зяблов.
Далеки ли московские цены от казанских?
Поскольку в целом развитие кофейной культуры в городах-миллионниках России идет по схожим тенденциям и средняя цена на кофе в Казани, по исследованию «2ГИС», выше, чем в Москве, мы попросили собеседников сопоставить эти два рынка и выделить отличия.
Все спикеры отметили, что ценник в Москве выше, чем в Казани, даже по сетевым кофейням. Они отличаются прежде всего из-за стоимости аренды, а уже потом в зависимости от поставщика, обжарщика и уровня заведения.
– В России кофейная индустрия развивалась параллельно, и там, где к кофе привыкли быстрее, стало больше потребности в заведениях, соответствующем качестве и так далее. К тому же Москва намного больше, поэтому цены и количество заведений сильно отличаются, – говорит Зяблов.

Собеседница Surf Coffee отмечает, что некоторые посетители замечают рост цен и действительно сравнивают с московскими.
– Те, кто часто куда-то ездит, говорят: «Пацаны, догнали ребят», – улыбается бариста. – В одной из наших кофеен даже оставили комментарий, что цены такие же, как в Подмосковье, но people «хавает».
Гибадуллин отметил, что в Москве цены выше на 10-20%, но при этом казанские кофейни больше обременены нагрузкой на логистику.
Сколько зарабатывают кофейни и с кем конкурируют
С каждым годом посетителей в кофейнях становится больше, особенно в туристический сезон, поскольку многие кофейни расположены на центральных улицах или в общественных пространствах.
– В Национальной библиотеке большой приток как туристов, так и местных, которые приходят по делам и, так или иначе, заглядывают за кофе или перекусить. Сейчас выручка MIÑ в месяц составляет 3-3,5 миллиона рублей, так стало недавно, а до этого было около 2-2,5 миллиона, – говорит Хонг.
По данным источника KazanFirst, один из спотов Surf Coffee обслуживает 500-600 посетителей в день. Как и у любой другой кофейни, оборот сильно зависит от погоды. Средняя выручка на конец весны составляла 220-230 тысяч рублей в день, летом – 350 тысяч. Самый большой показатель у спота был во время Уразы-байрам – 370 тысяч рублей. До этого «рекорд» был у Skuratov на Щапова – 300 тысяч за день.

С точки зрения финансов кофейни сопоставимы с ресторанами и порой зарабатывают значительно больше. Для примера, Surf Coffee х Iva (ООО «Назаре») на Подлужной в 2023 году отчитался о выручке в 45,6 млн рублей и прибыли в 3,7 млн, а ресторан Brunch Wine (ООО «Джи-Джи») на Дзержинского о 40,1 млн и 2,2 млн соответственно.
По словам Зяблова, в ресторанах больше затрат на персонал и закупку продуктов, а кофейне для заработка нельзя держаться только на кофе – нужна еда. И здесь стоит сказать про другой сегмент, который начал развиваться практически параллельно со спешелти-кофейнями в Казани – кондитерские с десертами, завтраками и кофе.
Одна из самых популярных в Казани – кондитерская Smorodina, первая точка которой открылась весной 2015 года. Основательницы Яна Гареева и Наталья Тюкульмина сначала готовили торты, пирожные, десерты и продавали через соцсети. Впоследствии все развернулось в сеть из пяти кондитерских с профессиональной кухней и большим выбором напитков, в том числе кофейных и авторских. А в 2021 году от создателей Smorodina на Столбова открылся «Май». Там также разный выбор кофейных напитков, десертов и завтраков. При этом заметим, что этой весной команда от Smorodina принимала участие в кофейном чемпионате в Казани.
По соседству с «Маем» работает также кондитерская Eclair и другие заведения, где аналогично представлены десерты, выпечка, завтраки и различные напитки, включая кофе. И для кофеен на той же улице Столбова они составляют определенную конкуренцию, поскольку при полной загрузке того же Skuratov или Surf выпить кофе на хорошем зерне и съесть вкусный десерт гость может и там.
Собеседница из Surf Coffee отмечает, что отчасти кондитерские являются их конкурентами, но за вкусным и качественным кофе казанцы ходят все же в спешелти-кофейни. Другие собеседники отметили, что только рады открытию новых заведений и больше делятся опытом, нежели соперничают.
– Кондитерские, скорее, воспринимаются как заведения с едой, а уже после как кофейные точки. Поэтому сложно сравнивать. У нас здравая конкуренция, которая помогает придумывать интересные напитки, останавливает от резких повышений цен и в целом способствует развитию кофейной индустрии в Казани. У нас есть кофейное комьюнити, куда входят владельцы кофеен, бариста. Мы приглашаем друг друга на дегустации, мастер-классы. Поэтому мы не конфликтуем, а, наоборот, дружим, – говорит совладелец сети кофеен MIÑ.
Зяблов так же утверждает, что сотрудничает со многими заведениями – они закупают у «Ботаники» зерна, проводят обучение. Поэтому не видит конкуренции, тем более при разных целевых аудиториях. А когда узнал, что возле «Ботаники» открывается Surf Coffee, то пошёл обниматься и приветствовать ребят.

К слову, «Ботаника» сейчас строит в центре новое здание под ещё одну точку с другим названием. В проекте хотят сделать упор на основное меню с едой и большое количество кофейных напитков.
Еще один проект также с полноценной кухней, интересной подачей и авторскими кофейными напитками планирует реализовать Хонг в течение пяти лет.
Что касается «Шоколадницы», Гибадуллин всегда считал и считает ее обособленной сетью заведений, не схожей с другими, поэтому выявлять конкурентов не стал.
– У нас свой путь и своя философия, так сказать. И еще Казань – такое место, что каждый сможет найти себе место по душе, – подытожил он.
Тенденции и за кем будущее Казани
Руководитель производства по обжарке кофе ToDoCups, в прошлом шеф-бариста и тренер крупных сетей, Ринат Лукманов отмечает, что в индустрии кофе взят тренд на автоматизацию и сервис.
– Хороший кофе много где есть, поэтому упор делают на автоматизацию, чтобы больше общаться с гостями, и сервис, о котором некоторые забывают. Бывает, что делают суперкрутой продукт, ставят офигенное оборудование, но с точки зрения сервиса проект сильно проседает, – говорит собеседник.
Что касается рынка кофе в стране в целом, Лукманов отмечает, что Россия не отстает от других стран по качеству (о чем говорят победы в международных чемпионатах), но есть еще большой запас с точки зрения потребления.
– Если сравнивать, например, Россию и Финляндию по потреблению кофе, то у нас огромная разница. Поэтому в России есть большой запас, мы на пути к развитию, – говорит собеседник.

Как отметил в интервью РИА Новости глава компании «Милфудс» Викас Сои, в среднем россиянин потребляет около 1,2 кг кофе в год, а в Финляндии приходится 12 кг на жителя.
Что касается казанского рынка кофе, Хонг считает, что будущее за локальными, аутентичными заведениями. Многие даже сейчас, приезжая в Казань, спрашивают, какие есть местные кофейни, а не сетевые.
– Если советовать заведения, то это «Пташка» и «Ясный», «Ботаника», «Нефть» и MIÑ – здесь стараются передавать татарскую идентичность и традиции, – говорит Михаил.
Согласен с ним Зяблов. Туристы предпочитают локальные кофейни, если они есть.
– Вряд ли они пойдут в известную им сеть. А так, конечно, в другом случае пойдешь в проверенное место. Но представление о развитии кофейной культуры формируется именно локальными заведениями, – замечает основатель «Ботаники».
Собеседница из Surf Coffee считает, что будущее за спешелти-сетями.
– «Ботаника» – будто бы классика. Она останется актуальной. Но те, кто будет хотеть просто качественный кофе, не акцентируя на локальности, то, наверное, все же будут ходить в Surf и Skuratov. Они же активно открываются, – подытожила бариста.
Авторы материала: Ирина Егорова, Марина Адай
Инфографика — Екатерина Петрова
Я не пью кофе и похоже, что существенно экономлю. Я нашла себе отличную замену в виде цикория. И вкус мне очень нравится и сплю хорошо
Я дома кофе сама варю, одной чашечки утром хватает за глаза. Не понимаю людей, которые хлещут по 5-6 чашек в день, что там с работой сердца у вас? Не выскакивает?
За хороший кофе не грех и заплатить. Я тот человек, который пьёт кофе несколько раз в день. Но только хороший. Растворимую бормотуху не признаю. Могу себе позволить. Скуратов кстати с годами испортился, есть в Казани места повкуснее
Прочитала на одном дыхании. Пошла пить кофе))))
Интересый материал.
Кофе пью каждый день, уже больше 10 лет. Раньше пил разные, когда только начинал, капучино, моккачино, латте, маккиато)) и что в итоге: теперь только черный — эспрессо,американо и т.п. Короче, в общем и целом, кофе меня забрал (чистый кофе,без каких-либо добавок и всякой всячины) сам того не понимая стал разбираться в кофе)) стабильный вкус хорошего, насыщенного, ароматного кофе для меня это — Шоколадница, Нефть, Ботаника. Всем ценителям советую попробовать! И тот бред про вред кофе могу развеять, настоящий кофе не вредит здоровью, главное знать меру, свою меру кофе.