Эхо керченской трагедии: «Танками школы окружать бесполезно»

Жестокость в молодёжи воспитывают родители и общество.
Жестокость в молодёжи воспитывают родители и общество.

Звуки взрыва и выстрелов помпового ружья, от которых разрываются барабанные перепонки и вылетают стекла. Крики «Бежим, там стреляют», голосовые сообщения плачущих студентов, на глазах у которых погибали однокурсники, сирены «скорых» и полиции, слезы, соболезнования. Еще минуту назад смеющиеся, спешащие втихаря перекурить на большой перемене учащиеся политеха в Керчи вдруг оказались в самом эпицентре бойни, которую официальные источники осторожно именуют «убийством двух и более лиц».

Эхо керченской трагедии: «Танками школы окружать бесполезно»

Самому юному из уже опознанных 20 убитых в августе этого года исполнилось 15 лет. Немногим старше оказался и сам «керченский стрелок». Студенту четвертого курса политеха Владиславу Рослякову, организовавшему стрельбу и взрыв в учебном заведении, было всего 18 лет. «Было» — потому что после совершенного преступления он покончил с собой в библиотеке учебного заведения.

Вопрос, которым сегодня задаются «Зачем?». Стоит пока отбросить в сторону многочисленные версии о «теориях заговора». Остается факт — молодой парень, физически здоровый, достаточно умный, чтобы поступить в колледж, только-только достигший совершеннолетия, как говорится, «вся жизнь впереди», вдруг одевает берцы, футболку с надписью «Нежить», берет ружье и взрывчатку, а после отправляется в колледж, чтобы убивать.

Эхо керченской трагедии: «Танками школы окружать бесполезно»

Стрельба в Крыму далеко не первое подобное происшествие не то, что в истории современной России — даже в этом году их было несколько.

В январе в Перми двое 16-летних школьников с ножами напали на четвероклашек, которые учились в одном с ними учебном учреждении. Пострадали 11 детей и учительница Наталья Шагулина, пытавшаяся защитить малышей.

Спустя несколько дней с топором и бутылкой зажигательной смеси пришел в школу в поселке Сосновый Бор в Бурятии один из ее учащихся (позже официальные и не очень источники заявляли о трех нападавших). «Коктейль Молотова» парень закинул в один из классов, а затем начал рубить всех, кто подворачивался под руку. Пострадали двое детей — мальчик и девочка. Остальных удалось эвакуировать.

В 2017 году стрельбу из пневматики открыл в Усинске (республика Коми) один из учеников и травмировал девочку. Похожий случай — в Нижнекамске, где ребенок погиб от выстрела из пневматического ружья в глаз (один из детей выстрелил в соседа по парте). Затем была стрельба в Ивантеевке, в Сыктывкаре; 14-летний школьник со смертельной ножевой раной в туалете школы в Волгограде, который «случайно упал» на холодное оружие.

Эхо керченской трагедии: «Танками школы окружать бесполезно»

В повальной жестокости виноваты не только (и не столько) дети. Уровень агрессии, напряжения в обществе в наше времена как никогда высок. Именно о неблагополучии в обществе говорит трагедия «керченского стрелка», отмечает психотерапевт Марат Юсупов.

— Постоянное напряжение какое-то у молодых. У нас, у взрослых если и будет напряжение, мы не пойдем никого убивать. У стрелка, конечно, была какая-то база (личностные нарушения), но реализация (выход этих нарушений) была через какое-то длительное аффективное эмоциональное напряжение. Он жил в эмоциональном напряжении: был замкнутым, необщительным, играл в «стрелялки», это уже известно, — говорит собеседник.

Возможно, что и в колледже Росляков сталкивался с унижениями, дискриминацией из-за «непохожести» и расслоения общества на бедных и богатых, успешных и неудачников, рассуждает специалист.

— Мораль нам читают люди, которые «звездятся» на экранах телевизоров, и мы знаем, что они сами далеко не бедные, и в той или иной степени нам известно за счет чего они живут. Вероятнее всего, Росляков сталкивался с такой моралью в колледже, где учился. Где были ребята из богатых семей, — высказывает предположение Юсупов.

Эхо керченской трагедии: «Танками школы окружать бесполезно»

Личностные нарушения, которым вероятно страдал «керченский стрелок», могли быть не только усугублены обществом, но и смягчены. К сожалению, последнее случается крайне редко и требует чуткого отношения от окружающих.

— Общество послужило катализатором этих личностных нарушений, они были гротескно увеличены. Танками школы окружать бесполезно. Окружить, другой Росляков взорвет себя в автобусе, в магазине, или в многоквартирном доме, где живет. Можно найти виноватых в поступке Рослякова, но это все не является главной причиной. Надо как-то снимать напряжение в обществе и делать полегче эмоциональную жизнь молодых. Поступок Рослякова — это своеобразный крик о помощи. Последний крик самоубийцы о помощи. И Росляков не один такой, — резюмирует психолог.

Решившийся на подобный поступок человек неадекватно оценивает окружающий мир, существует в иной реальности, высказывает свое мнение школьный психолог Наталья Аблизина. Одним из самых популярных мест для побега от проблем стали интернет и компьютерные игры. Справиться со сложностями они не помогают, но позволяют почувствовать себя всесильным и могущественным. И порой желание стать похожим на компьютерного героя становится настолько сильным, что реальная жизнь и игра смешиваются в сознании человек.

Эхо керченской трагедии: «Танками школы окружать бесполезно»

— Они привыкают к тому, что в игре много уровней и много «жизней». Они миллион раз там убивают врагов и миллион раз убивают их самих. Поэтому наступает момент, когда игроман идет реально убивать в жизни, но он уверен, что это тоже игра. Он думает, что он сейчас убьет всех, кого сможет, убьет себя, но в итоге не отправится на тот свет, а выйдет на новый уровень или вернется на прежний, — рассуждает психолог.

Если родители начинают замечать, что ребенок замкнутый, необщительный, постоянно играет в компьютерные «стрелялки», то стоит принять соответствующие меры, советует Аблизина.

— Удаляйте все эти «стрелялки» в компьютере, телефоне, планшете и не давайте их туда устанавливать. Вплоть до того, что выкидывайте компьютеры! Сын-игроман может вас за это побить, но это лучше, чем однажды он убьет вас или кого-то другого, — продолжает эксперт.

Психолог советует не тянуть и привлекать педагогов, психологов и других специалистов, чтобы избавить ребенка от игромании.

Эхо керченской трагедии: «Танками школы окружать бесполезно»

Ещё одна особенность, на которую обращают внимания собеседники KazanFrist связана с привычкой кричать на детей. Возможно, в этом не было бы ничего особенного, но мамаши нередко орут матом, а если не матом, то такими словами, от которых и взрослого покоробит. Орут на улицах, в магазинах, во дворах. Словом, где появился повод, там и матерят детишек. Агрессия становится нормой для ребёнка. Он считает, что так должно быть. 

Обращают специалисты внимание и на то, что сейчас многие взрослые не задумываются о режиме дня своем и своих близких, не распределяют время занятий, не следят за тем, как много времени уходит впустую (телевизор, посиделки на скамейке у подъезда), в итоге для нормального общения с детьми у родителей якобы нет времени. А когда дети вынуждают общаться с ними, то у родителей истерика.


Читайте также: Школьник учителю не товарищ: что делать с дерзкими подростками


Авторы материала: Даниил Ляпунов, Сергей Исичко


Comment section

Добавить комментарий