Внедорожники с пробегом: почему «Дастер» никогда не победит «Ниву»

Общество 09:21 / 2 февраля
7
Внедорожники с пробегом: почему «Дастер» никогда не победит «Ниву»

Бум кроссоверов на рынке новых машин до вторички пока не дошел.

На рынке б/у автомобилей внедорожники все еще значительно уступают седанам, а бестселлерами являются морально устаревшая «Нива» и 20-летние «Рафики». Разбираемся, чем же модели SUV так отпугивают потребителей «бэушек», и в каких комплектациях они наиболее ликвидны.

Седаны - не конкурент

В отличие от рынка новых автомобилей, где сегмент SUV стал крупнейшим, на вторичке кроссоверы и внедорожники (доля – более 26%) заметно уступают седанам (39%), согласно данным Авто.ру. Для сравнения, на первичном авторынке доля SUV в 2018 году достигла рекордных 44% и продолжает расти. Конечно, это во многом обусловлено структурой российского автопарка, который многие годы пополнялся машинами преимущественно в кузове «седан», популярном у россиян еще с советских времен. Однако покупатели подержанных автомобилей чаще выбирают четырехдверки не только из-за широкого выбора таких автомобилей на вторичке, но, прежде всего, из-за их более доступной цены и меньших расходов на содержание. Стоимость же кроссоверов изначально ощутимо выше, и они дорого обходятся в обслуживании. 

- Долгое время в России господствовали седаны и хэтчбеки. Такие модели как Ford Focus, Volkswagen Polo, Lada Samara и Kalina стали верными спутниками россиян, сменяя поколение за поколением. Сейчас их догоняют Hyundai Solaris, Kia Rio, Lada Vesta, то есть накопленная масса седанов и хетчбеков остается превалирующей по сравнению с другими категориями автомобилей. Ключевую роль здесь играет цена: чем больше предложений, тем дешевле стоимость и без того экономичного класса машин. Стоимость кроссовера, даже подержанного, заметно выше, и его себе могут позволить немногие. К тому же далеко не всем нужен большой автомобиль, который дороже в содержании и обслуживании, – говорит коммерческий директор Авто.ру Роман Цупер. – Есть основание полагать, что в перспективе 5 лет спрос на кроссоверы достигнет своего максимума, слегка откатится назад и зафиксируется на уровне 35-40% для новых автомобилей. На вторичном рынке кроссоверы будут набирать долю еще долго и в какой-то момент потеснят седаны.

Статистика CarPrice подтверждает эту тенденцию: на рынке автомобилей с пробегом кроссоверы и внедорожники уже наращивают свою долю – в 2018 году она выросла на 1,2%. Причем сегмент SUV растет не за счет седанов, чьи лидерские позиции остаются стабильны, а за счет сокращения доли хэтчбеков, лифтбеков и минивэнов. 

По мнению генерального директора CarPrice Дениса Долматова, лет через пять доля кроссоверов на вторичке приблизится к той доле, которые они занимают сегодня на рынке новых машин. Ведь рано или поздно автомобили, приобретенные новыми, выходят на рынок подержанных машин и меняют правила игры. Однако доля седанов также будет очень большой просто потому, что все современные хиты продаж (Hyundai Solaris, Kia Rio, Renault Logan, Lada Vesta и другие) – это седаны.

Битва внедорожников

Самым популярным в России подержанным внедорожником остается Lada 4x4, которую в 2018 году выбрали 109,6 тыс. покупателей (-4%), согласно данным агентства «Автостат». На втором месте по объему продаж идет Chevrolet Niva, чей результат составил 72,7 тыс. автомобилей с пробегом (+4%). Таким образом, наибольшим спросом у российских водителей продолжают пользоваться морально устаревшие модели SUV, несмотря на высокий возраст и износ таких машин с учетом интенсивного характера эксплуатации внедорожников. 

Далее по объему реализации с серьезным отрывом следуют подержанные кроссоверы Toyota RAV4, Nissan Qashqai и X-Trail, многие из которых в былые годы были завезены в нашу страну уже «бывшими в употреблении», но «японцы» традиционно славятся своей надежностью и к тому же имеют хорошую доступность запчастей. В Топ-10 самых продаваемых моделей SUV с пробегом также входят Renault Duster, Mitsubishi Outlander, Honda CR-V, Volkswagen Tiguan и Kia Sportage.

Стоит отметить, что в целом рейтинг продаж кроссоверов и внедорожников на вторичном рынке практически полностью повторяет структуру российского парка SUV за исключением некоторых особенностей. К примеру, те же Nissan Qashqai и X-Trail продаются в большем количестве, чем Renault Duster, хотя парк последнего превосходит по размеру «японцев». А УАЗ «Хантер», который является одним из самых массовых внедорожников в российском автопарке, даже не входит в «десятку» бестселлеров на рынке подержанных SUV.

Как отмечает директор компании «ПодборАвто» Денис Еременко, подержанные Lada 4x4 и Chevrolet Niva остаются востребованными исключительно из-за своей доступной цены и высокой ремонтопригодности, поскольку их потребители просто не могут позволить себе машину дороже. 

- «Ниву» можно починить и в «поле», а купить запчасти для нее есть возможность в любом магазине. Подержанный «Дастер» пользуется неплохим спросом, но проигрывает тому же «Кашкаю», поскольку по качеству гораздо хуже, да и дизайн спорный, хотя цена на него ниже. А вот УАЗ «Хантер» плохо продается на вторичке, так как это одноразовая машина, через несколько лет уже могут появиться дыры от коррозии. Да и эксплуатируют этот внедорожник, как правило, жестко: то в болоте утонет, то в реке, вот и не доходит эта модель до вторички, – рассуждает Денис Еременко.

Выгодная партия

Между тем, аналитики CarPrice составили рейтинг ликвидности наиболее популярных в России кроссоверов и внедорожников в возрасте 2-4 года. Так, наиболее выгодными для перепродажи стали Chevrolet Niva и Lada 4x4, в числе лидеров также – Nissan Qashqai, Renault Duster и Kia Sportage. Любопытно, что эти модели сохраняют высокую остаточную стоимость, несмотря на большой парк и широкое предложение на вторичном рынке. По словам директора по продажам «Авилон-Трейд» Антона Демкина, ликвидность автомобиля в основном зависит от востребованности модели на вторичном рынке, а на спрос, в свою очередь, влияет соотношение цена/качество и доступность запчастей.  

Кроме того, интересны сравнения комплектаций в рамках одной модели SUV. Так, относительно мощный и надежный 2,0-литровый Renault Duster гораздо более востребован, чем его слабая дизельная версия, говорится в исследовании CarPrice. Но в случае с Toyota Land Cruiser 200 ситуация противоположная: ликвидность дизельной версии намного выше, чем бензиновой, поскольку клиенты просто не хотят нести дополнительные расходы на топливо и высокий транспортный налог.

В целом наименее ликвидным кроссовером признан Skoda Yeti с 1,2-литровым мотором и автоматической трансмиссией. В числе аутсайдеров рейтинга оказался также Nissan Juke в комплектации с двигателем 1,6 л и механической коробкой передач. Стоит отметить, что низкие показатели ликвидности имеют и такие популярные на вторичке кроссоверы как Kia Sportage, Volkswagen Tiguan и Nissan X-Trail, оснащенные дизельными моторами или автоматической трансмиссией.

- Дизельные автомобили дороже, и для эконом-сегмента это имеет значение. Одинаковые комплектации X-Trail будут отличаться в цене примерно на 200 тыс. рублей (не в пользу дизельной версии). Чтобы вернуть эту разницу за счет экономии на топливе, нужно проехать примерно 200 тыс. км, что условно – 10 лет эксплуатации. Автоматическая коробка передач тоже дороже, и если есть опция с «механикой», то в регионах предпочтут именно эту комплектацию. В случае с Juke, который сам по себе является достаточно нишевым, нужно также принять во внимание, что уже два года в Россию не привозят автомобили с полным приводом, – рассказывает Роман Цупер.

В свою очередь, Денис Еременко добавляет, что продажа Nissan Juke с механической коробкой может стать настоящей проблемой, поскольку этот кроссовер в основном любят женщины, а они предпочитают двухпедальные версии.

Гонки на скорость продажи

Ликвидность автомобиля, в свою очередь, напрямую определяет скорость его продажи, однако она зависит и от того, насколько адекватно продавец оценивает уровень спроса и насколько адекватную цену он назначает, говорится в исследовании CarPrice. Как правило, все продавцы закладывают какой-то процент в цене на торг, только вот в случае ликвидной модели автомобиль продается быстро и с минимальным торгом. А вот машина с низкой ликвидностью будет продана лишь со значительным дисконтом. Поэтому средний срок продажи машины – это компромисс, к которому каждый владелец автомобиля приходит с различной скоростью, констатируют в CarPrice. 

Самым быстрым в продаже внедорожником стал Kia Sportage 2.0 c «автоматом» (средний срок – 26 дней), чуть дольше (27 дней) продается Renault Duster 2.0. А вот BMW X5 4.4 мощностью 575 л.с. в среднем можно продать лишь за 50 дней – это самый долгий срок среди моделей SUV, представленных в рейтинге. 

- У такого внедорожника очень дорогая стоимость владения. Большинство владельцев, способных потянуть такой автомобиль, могут купить его новым. Вот и стоят бедолаги месяцами и ждут своих очередных владельцев, которые далеко не всегда понимают, что они берут, – комментирует Денис Еременко.

По мнению Дениса Долматова из CarPrice, при покупке дорогого автомобиля стоит учитывать, насколько он будет востребован при перепродаже. В частности, мощные машины – это не только высокая динамика, но и высокая ставка транспортного налога, а также высокий расход топлива. Обилие тюнинга означает сложность ремонта и дороговизну запчастей. Все это негативно влияет на востребованность такого автомобиля, а значит и на скорость его продажи. 

КОММЕНТАРИИ (3)
Алексей
3-4 летний Спортейдж очень неплохая инвестиция. Можноеще года 3 без проблем ездить, но надо смотреть состояние
-8
ОТВЕТИТЬ
Рустем
Покупка автомобиля не есть инвестиция - сплошной убыток..
30
Олег.
Спортейдж старого образца -ДА!
0
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ

Депутаты и Общественная палата поставили барьер проекту «зеленый щит»

Автор фото: KazanFirst и соцсети
Общество 20:11 / 12 февраля
6
Депутаты и Общественная палата поставили барьер проекту «зеленый щит»

Реализации идеи ОНФ в Татарстане мешает бюрократия. 

Во время визита в Казань президенту России Владимиру Путину задали вопрос о реализации проекта «зеленый щит». У жителей есть опасения, что бизнес не станет соблюдать условия, по которым нужно вести строительство в рекреационных зонах. Глава государства высказал мнение, что компаниями, которые работают в сфере строительства, руководят уважаемые и небедные люди, они не должны забывать, что потеря уважения со стороны жителей в конечном итоге может привести к утрате капитала. 

Редакция KazanFirst вспоминает, как обстоят дела с принятием закона о «зеленом щите» в Татарстане. Впервые материал был опубликован в ноябре прошлого года.


Инициатива создать «зеленый щит» вокруг крупных городов страны принадлежит Общероссийскому народному фронту (ОНФ). Ещё в 2016 году президент России Владимир Путин подписал закон, который позволяет ограничивать вырубку деревьев. С энтузиазмом появление, в том числе и вокруг Казани, «зеленого щита» восприняли экологи республики. В апреле Общественная палата Татарстана провела публичные слушания, где все участники единогласно поддержали идею создания лесопаркового зеленого пояса (ЛЗП). 


Читайте также: «Застройщикам надо умерить аппетиты, чтобы Казань не теряла леса»


Казалось, что после этого наконец решится вечный спор чиновников и активистов-экологов, где и какие деревья вырубать можно, а где нет. Однако прошло уже полгода, но о проекте ни слуху ни духу. 

Урбанист Юлия Файзрахманова поддерживает этот проект. Она считает, что в «зеленый щит» нужно включить все участки, которые представлены лесными массивами. Например, рощи на Гаврилова и лес на Дубравной.

- Проблема в том, что в Татарстане нет закона, по которому лесопарки в городах должны быть поставлены на муниципальный учет. В Казани все леса, кроме официальных парков, статуса леса не имеют. А раз так, они рубятся и застраиваются по любому поводу. За границей города большинство лесов - это гослесфонд. Менять их статус, включая в «зеленый щит», смысла нет. В «зеленый щит» нужно включить леса Казани, не имеющие на сегодня никакого статуса. Это значит охранять их, заниматься лесовосстановлением, ухаживать. В Татарстане 17% лесов, а это на 7% ниже уровня, необходимого для комфорта жителей, - рассказывает Юлия Файзрахманова.

Активистка выступала с предложениями на слушаниях, но учтены ли они, она не знает. К слову, как и вся общественность не знает, что же происходит с проектом, который все яро поддержали. Редакция KazanFirst решила выяснить, на какой стадии реализации он находится сейчас.

Итак, для начала разберемся в процедуре создания «щита». По закону инициатор - в нашем случае ОНФ - подает мотивированное ходатайство в Общественную палату (ОП). Она в свою очередь проводит слушания. Поскольку их участники одобрили проект единогласно, ОП направила протокол в законодательный орган - Комитет по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета Татарстана. Республиканский парламент в течение 40 дней с момента получения документов должен решить вопрос о создании или несоздании ЛЗП. При принятии закона уполномоченные органы субъекта в течение 180 дней устанавливают границы щита, которые впоследствии включают в Единый государственный реестр недвижимости. Все эти сроки вышли, а «зеленый щит» по-прежнему не вырос в некий официальный документ, который необходимо исполнять. 

В беседе с журналистом KazanFirst эксперт от Общественной палаты республики Александр Никитин, который является одним из разработчиков проекта, рассказал, что не знает, на какой стадии находится претворение в жизнь «зеленого щита», но исследовательскую работу он и его коллеги продолжают.

- Меня пригласили для того, чтобы я предложил концепцию. Ее обсудили. О дальнейших действиях не в курсе, - говорит эколог. - Мы со студентами проводили исследования. В 25 городах утвердили проект. Мы проанализировали, на каких стадиях они находятся, какие площади у них и многое другое. Работу в этом плане мы ведем. 

В свою очередь инициатор появления «щита» - Общероссийский народный фронт - так же уверяет, что с их стороны все необходимые работы были проведены. По словам эксперта по экологии Зуфара Юнусова, необходимые материалы давно направлены в Госсовет. Протокол ОП зарегистрирован в Совете ещё 3 мая, а обращение о поддержании инициативы ОНФ - 30 мая. Также Зуфаров подчеркнул, что в настоящее время Татарстан - это один из немногих регионов России, в котором отсутствует законодательно созданный лесопарковый зеленый пояс столицы субъекта федерации. Собеседник говорит, что проект затянулся из-за ответа парламента.

- В письме от имени Госсовета Республики Татарстан содержится неоднозначный ответ на внесенное мотивированное ходатайство о создании лесопаркового зеленого пояса, что в свою очередь привело к затягиванию принятия окончательного решения, - говорит эксперт.

Со слов инициаторов, депутаты Татарстана попросили согласовать земельные участки, которые были предложены для включения в «зеленый щит», но по закону границы определяют органы исполнительной власти после принятия закона «О создании зеленого щита». Вот такой замкнутый круг бюрократии получается. 

Представители Комитета по экологии, природопользованию, агропромышленной и продовольственной политике Госсовета уверяют, что вопрос создания «зеленого щита» держат на контроле. 4 июня материалы о появлении лесопаркового пояса были возвращены Общественной палате в связи с отсутствием мотивированного ходатайства. После рабочего совещания 18 июня парламентский Комитет рекомендовал ОНФ совместно с исполкомами районов, чьи участки предложены для включения в «зеленый щит», и различными министерствами «согласованно доработать необходимые документы».

Активисты Народного фронта попытались было решить эту задачу, однако ответ районных исполкомов был примерно такой: в соответствии с Земельным кодексом управляет земельными участками Россия, поскольку они находятся в ее собственности. В итоге повторный запрос ОНФ отправил в Госсовет 24 октября. На него ответа пока не получено. 

Отметим, что Законодательные собрания 32 регионов России уже приняли нормативно-правовые акты о создании лесопаркового зеленого пояса. Ну а общественники и депутаты Татарстана пока «играют» в бюрократический футбол.

КОММЕНТАРИИ (1)
Неколя
никогда в Казани не примут таких решений, так как пилить это такая форма организации жизни мэрии
6
ОТВЕТИТЬ
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ

Если вы хотите поделиться интересным событием, воспользуйтесь данной формой

ПРЕДЛОЖИТЬ
видео
наверх