Дефицит учителей, татарский язык и контроль за школьниками: в Госсовете РТ обсудили проблемы образования

Депутаты предложили приглашать учителей из других регионов и отметили
Депутаты предложили приглашать учителей из других регионов и отметили, что школы
с национальным образованием «устарели».

В республике функционирует 1 402 школы, где обучаются 433 599 учащихся, трудится 36 329 педагогических работников. Для министерства образования и науки республики это не просто большие цифры, но и колоссальная работа, справляться с которой помогают программы. В прошлом году Минобр Татарстана принял участие в семи программах — трех федеральных и четырех республиканских. Отчиталась об их итогах заместитель главы ведомства Алсу Асадуллина.

«Если все выпускники вузов и колледжей устроятся в школы, они все равно не покроют кадровую потребность»

В Татарстане не первый год стоит проблема нехватки учебных заведений. В прошлом году в регионе появились девять школ на 7 218 мест. В 2023 году в Татарстане построено 11 общеобразовательных организаций на общую сумму более 17 миллиардов рублей в рамках национального проекта «Образование», государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий», а также за счет средств республиканского бюджета.

Что касается дошкольных учреждений, то в 2022 году свои двери открыли три новых детских садика на 485 мест в Буинском, Высокогорском и Нижнекамском районах. В 2023 году построено два детских сада на 560 мест. Кроме того, продолжается строительство двух детсадов на 440 мест в Казани. Оба дошкольных учреждения строятся в рамках национального проекта «Демография».

— Большую роль в создании современной инфраструктуры играет программа капитального ремонта, — подчеркнула замминистра. — В 2022 году отремонтировано 90 объектов, в том числе 52 здания школ и 22 здания детских садов. В этом году завершается ремонт в 58 объектах.

В школах Татарстана не хватает учителей и национального образования, а учеников ставят на учет из-за игнорирования формы

Не хватает не только школ и детских садов, но и педагогов. По словам Асадуллиной, сегодня создаются все условия для комфортной работы учителей. В пример она привела республиканский грант «Наш новый учитель», по которому молодые педагоги получают дополнительные десять тысяч рублей в месяц и 90 тысяч рублей в год.

— Но у нас по-прежнему сохраняется огромный дефицит кадров начиная с детских садов. Создаются все условия, но педагогов не хватает. Даже если все выпускники вузов и колледжей устроятся в школы, они все равно не покроют кадровую потребность, — обратила внимание на проблему спикер.

— У нас есть возможность привлекать людей из других регионов? — спросила докладчицу депутат Госсовета Татарстана, гендиректор АО «Департамент продовольствия и социального питания» Рима Мухамедшина. — Очевидно, что у нас сегодня без людей из других регионов не обойтись. У соседей таких проблем нет. Может быть, все-таки их приглашать?

В школах Татарстана не хватает учителей и национального образования, а учеников ставят на учет из-за игнорирования формы

Асадуллина напомнила, что в республике действует программа «Земский учитель». По ней каждый педагог, который соглашается переехать на работу в село, получает миллион рублей. За четыре года реализации программы к работе в сельских школах привлечено 54 учителя.

— На Казань же это не распространяется? — снова вступила в диалог Мухамедшина. — Может быть, нам выйти с инициативой о строительстве общежитий, чтобы привлечь к нам в школы учителей из других регионов?

— Наверное, это хорошая идея, — согласилась Асадуллина.

Школы с национальным образованием устарели 

Дальше замминистра перешла к образовательной программе. Помимо патриотического воспитания активно в школах продвигается родной язык. Для этого создали целую программу. В ней уделяют больше внимания совершенствованию методик обучения, мероприятий на родном языке, разработке мультимедийного контента.

— С развитием средств массовой коммуникации меняется контекст языковых процессов. На лидирующие позиции начали выходить языки новых технологий. Понимая значимость этих процессов в области языка, в Татарстане проводится работа по созданию интерактивных проектов на родных языках. Успешно функционирует онлайн-школа на татарском языке, мультимедийная библиотека, электронная школьная энциклопедия и другие ресурсы, — рассказала Асадуллина.

Кроме того, для детей проводятся конкурсы, конференции и олимпиады по татарскому языку. В рамках летнего отдыха проходят языковые смены, где ежегодно отдыхают около двух тысяч детей со всей страны.

В школах Татарстана не хватает учителей и национального образования, а учеников ставят на учет из-за игнорирования формы

Популяризация татарского языка происходит и за пределами республики. Например, в Пензенской области и Узбекистане прошли дни татарского просвещения.

— В 2022 году в федеральный список учебников включено 60 методических комплектов по татарскому языку и литературе. В этом году направлены еще 26. В федеральных программах сохранена возможность изучения родного языка. Более того, они находятся в обязательной части программы, — сказала спикер.

В свою очередь зампредседателя Госсовета Марат Ахметов обратил особое внимание на вопросы поддержки и развития национального образования. В частности, он отметил, что школы с национальным образованием «устарели» и не отвечают тем современным требованиям и технологиям, которые сегодня создают при открытии новых учебных заведений.

«Мы часто слышим от родителей, что ребенка ставят на учет из-за каких-то мелочей»

Дальше докладчик перешла к профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. На начало августа в общеобразовательных организациях состоят на внутреннем контроле около 42 тысяч обучающихся, 1 100 детей с отметкой ПДН.

Асадуллина напомнила о системе, которая была создана совместно с МВД. Она контролирует не только заядлых хулиганов, но и обычных учеников, у которых, например, вместо отца отчим или малообеспеченные родители, а также тех, кто нарушил устав школы. Для этого учеников поделили по цветам. Так, в красную зону «высокого риска» предписано включить тех, кто состоит на учете в инспекции ПДН, проявляет признаки девиантного поведения, ведет себя агрессивно, вернулся из учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, а также тех, кто «участвует в неформальных объединениях и организациях антиобщественной направленности».

Желтая зона «повышенного риска» предназначена для тех, кто регулярно прогуливает уроки, сбегал из дома, был замечен за попрошайничеством или бродяжничеством, неоднократно за полгода нарушал устав школы, проживает в семье беженцев без гражданства или с безработными родителями.

В зеленую зону «умеренного риска» попадут дети, не успевающие по учебным предметам, проживающие с мачехой или отчимом, в приемных семьях или с опекунами, а также дети из малообеспеченных семей.

— Мы часто слышим нарекания от родителей, что ребенка ставят на учет из-за каких-то мелочей. Например, отсутствие школьной формы. Но это может сигнализировать нам о том, что у семьи ребенка сложное материальное положение, что на ребенка стоит обратить внимание. Эта система позволяет нам предотвратить появление новых беспризорников, — пояснила замминистра.

В школах Татарстана не хватает учителей и национального образования, а учеников ставят на учет из-за игнорирования формы

Воспитывают учеников, которые попали в красную, желтую или зеленую зону, с помощью дополнительного образования. По словам докладчика, больше половины детей, состоящих на различных видах учета, охвачены дополнительным образованием, что способствует профилактике безнадзорности.

Обсуждая эту тему, депутаты не смогли пройти мимо инцидента, который произошел в социальном приюте «Асылташ». В сети появилось видео, на котором одного из воспитанников избивает мальчик постарше.

Асадуллина заявила, что дать комментарий по поводу случая не может, поскольку пока выясняются обстоятельства дела. Тогда у депутатов возник вопрос: как же детям помогают справиться с травлей? Замминистра напомнила о телефонах доверия. По ее словам, они пользуются популярностью у подростков. Каждый день поступает много звонков. 


Читайте также: Рустам Минниханов: Эта новая школа – образец для того, какими должны быть школы сегодня


Comment section

Добавить комментарий

Войти: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *