Увядающее очарование Трампа: почему в РФ больше не верят одиозному политику

Мы помним, как победа Дональда Трампа на президентских выборах 2016 года отозвалась в сердцах политического класса России. Была эйфория, рассуждает член фракции КПРФ в Государственном Совете Республики Татарстан Николай Атласов.

Депутаты Государственной Думы встретили новость о его победе бурными аплодисментами, а лидер ЛДПР Владимир Жириновский закатил по этому случаю банкет. Политическое руководство России жило ожиданиями, что напряженные российско-американские отношения станут более рациональными, конструктивными и взаимовыгодными, так как к власти в Америке пришел, как считалось, разумный человек, способный учитывать национальные интересы России.

Руководство России во главе с Владимиром Путиным считало, что Трамп, будучи бизнесменом, исповедует прагматичный подход. А лозунг его предвыборной кампании 2016 года «Сделаем Америку снова великой» (Make America Great Again), отражающий национальные интересы США в противовес глобализму демократической партии, сделает его правление менее идеологизированным, а значит, более адекватным с точки зрения российско-американских отношений. И первые месяцы президентства Трампа вроде как давали основание для такого оптимизма. Но потом что-то сломалось…

Трамп вдруг из адекватного человека превратился в непредсказуемого и достаточно жесткого оппонента нашей страны. Он, конечно, не допускал публичных уничижительных высказываний ни в отношении России, ни в отношении ее президента, как это делал его предшественник – демократ Барак Обама, а позже – Джо Байден. Но наших надежд Трамп не оправдал. Более того, по многим позициям он не менее жестко вредил интересам России, чем администрация Обамы. Например, Трамп, обещавший вывести войска США из Сирии, не сделал этого, а в 2018 году нанес массированный ракетный удар по правительственным войскам Башара Асада, союзным России. В сфере экономических связей с Россией он, вопреки восприятию его как прагматичного бизнесмена, усилил политику санкций. Кроме того, в одном из самых болезненных для России вопросов – украинском – Трамп, несмотря на первоначальные ожидания, оказался тем президентом, кто открыл поставки американского оружия бандеровскому режиму (противотанковые комплексы «Джавелин»).

Фото ТАСС

В российских политических кругах, сильно разочарованных политикой Трампа, пытались оправдать его действия давлением демократов и пресловутого «глубинного государства» (Deep State), создавших ему ореол российской марионетки. Как следствие, Трамп был вынужден опровергать эти обвинения, намеренно ужесточая политику в отношении России. Именно такой аргумент звучал со стороны очарованных Трампом и трампизмом россиян, пытавшихся найти хоть какое-то разумное обоснование тому, почему их кумир не оправдал ожиданий. Оказалось, что при Трампе российско-американские отношения не только не улучшились, но стали хуже прежнего. Казалось бы, бизнесмен Трамп должен понимать, что для США выгода от сотрудничества с Россией более предпочтительна, чем те издержки, которые обе страны несут из-за конфликта друг с другом. Но почему-то рациональная российская логика, столкнувшись с американской, не сработала.

Сейчас, когда Трамп одержал победу на республиканских праймериз и получил высокие шансы победить по итогам президентских выборов в ноябре 2024 года, в России вновь усилились протрамповские настроения. Хотя прежнего фанатизма, который мы наблюдали по телевизору в 2016 году, уже нет. Тем не менее вновь в ходу различные высказывания Трампа, которые комментируются с надеждой, авось в этот раз он повернется к России лицом. И даже недавняя встреча Трампа с венгерским премьер-министром Виктором Орбаном, заслужившим в либеральных кругах репутацию пророссийского политика, комментируется нашими «трампистами» с надеждой и в позитивной тональности. Ведь на этой встрече одним из главных вопросов стал российско-украинский военный конфликт, который Трамп ранее обещал завершить за 24 часа. Оптимизм протрамповски настроенных россиян подогрели слова Орбана о том, что Трамп закончит войну, якобы прекратив финансирование и поддержку Украины. А каким образом он будет воздействовать на Россию, осталось за кадром. Но российские трамписты, тем не менее, довольны, потому что считают, что Трамп будет давить исключительно на Украину, а с Россией будет общаться на равных.

Хорошо, что президент Путин уже не питает особых надежд на Трампа, что говорит об адекватности руководства России. Недавнее высказывание Путина о том, что для России предпочтителен президент Джо Байден, многие в нашей стране и на Западе почему-то расценили как троллинг выживающего из ума старика в вашингтонском Белом доме. Но я думаю, что Путин меньше всего желал троллинга. Полагаю, что российский президент вполне искренне высказался о предпочтительности Байдена, так как уже имеет опыт взаимоотношений с президентом Трампом и не питает в отношении него иллюзий. Кстати, некоторые российские политические аналитики, как, например, Максим Шевченко, так же вполне справедливо полагают, что Трамп для России окажется более опасным, чем Байден.

Фото Kremlin.ru

Адекватные российские аналитики, в том числе из числа американистов, одним из главных недостатков Трампа считают его импульсивность и непредсказуемость. И в этом кроется его опасность, если прогнозировать его действия в контексте российско-украинского конфликта. Этот конфликт зашел настолько далеко, что почвы для компромисса почти не осталось. Обе стороны намерены бороться до победы. Особенно это касается России, которая одерживает верх на поле боя. Если конфликт не завершится до прихода к власти Трампа (а для этого пока нет оснований), то новый американский президент, без сомнений, выдвинет жесткие условия, де-факто ультиматум, не только Украине, но и России. А поскольку Россия, очевидно, отвергнет трамповский ультиматум, то именно на нашей стране сконцентрирует свое внимание Трамп. И свое реноме жесткого президента он будет доказывать силовым методом, усиливая давление на Россию, так как неуступчивость Путина будет воспринимать как удар по собственному авторитету. А к этому Трамп относится намного более болезненно, чем Путин. Наш президент, воспитанный в среде спецслужб, умеет сохранять невозмутимость и дипломатичность даже в очень сложных ситуациях (вспомним резкие слова против России президента Таджикистана Эмомали Рахмона, на которые наш президент отреагировал внешне спокойно). Импульсивный Трамп, как показал опыт его президентства 2017-го – начала 2021-го, слишком сильно зависит от общественного мнения, поэтому будет стараться поддерживать свое реноме даже в ущерб рациональным интересам.

На мой взгляд, восприятие Трампа как прагматика и рационально мыслящего политика слишком переоценено. С учетом сказанного выше это уже дает мало оснований надеяться на то, что Трамп будет стремиться учитывать национальные интересы России в украинском конфликте. Кроме того, так называемый прагматизм Трампа – это американский прагматизм, который чаще всего входит в противоречие с российскими интересами.

Я полагаю, что если Трамп станет президентом США, то он не будет заниматься миротворчеством на Украине. Более того, я не исключаю, что он усилит политику поддержки Украины, так как этот конфликт является отличным источником для обогащения американского ВПК (на днях Трамп прямо заявил, что готов помогать Украине, но не безвозмездно, а на кредитной основе). Это вполне соответствует трамповским принципам возрождения американской промышленности. Тем более что воротилы американского ВПК являются неотъемлемой частью того самого «глубинного государства», которое контролирует всех президентов США, в том числе и Трампа, как показали события периода его президентского четырехлетия.

Более того, российско-украинский военный конфликт усиливает консолидацию Запада на антироссийской основе. Европа на ожиданиях войны с Россией уже начала перевооружаться, закупая впрок прежде всего американское оружие. Причем американцы поступают очень рационально – они перекладывают бремя финансовой поддержки Украины на Европу, но стараются монополизировать поставки своих вооружений на Украину. Это то, о чем всегда мечтал Трамп, – чтобы Европа платила за американскую военную поддержку.

Так что нет никаких оснований верить в то, что Трамп в случае своего повторного президентства прекратит военный конфликт на Украине. Ведь этот конфликт приносит американскому крупному капиталу самые высокие прибыли. И именно ради таких прибылей американские президенты, независимо от своей партийной принадлежности, постоянно разжигали войны по всему миру. Трамп в этом смысле ничуть не больший миротворец, чем его однопартиец – воинственный президент Джордж Буш-младший.

России вероятное президентство Трампа принесет только более высокие риски и проблемы. Так что нашей стране следует быть готовой к еще более тяжелым временам.


Цель бандеровцев провалилась: как прошли выборы в зоне СВО