«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»

«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»
Чтобы стать заметной, Казань должна изменить подход к творческому наполнению.

Владелец дизайн-студии «Айбат» Сергей Насекин в интервью KazanFirst рассказал о главной проблеме творческих пространств столицы, назвал высотную застройку главной абсурдностью города и объяснил, почему Артемий Лебедев не дизайнер, а менеджер. 

— Сергей, мы находимся в резиденции креативных индустрий «Штаб». В одном из интервью вы говорили, что Казани не хватает центров культуры. Сегодня «Штаб», «Смену», Фабрику Алафузова можно назвать таковыми?

— «Смена» и «Штаб», несмотря на различие формата, смотрят в одну сторону под разными углами. В «Штабе» еще «Угол» есть, где проходят различные выставки, в нем и мы делали акцию, посвященную революции 1917 года. Чем больше их (культурных центров. — Ред.) будет, тем интереснее — больше взглядов на одну проблематику. Как говорил Мао Цзэдун «Пусть мир цветет разными цветами».

«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»

— А что с качеством? Сегодня, через несколько лет работы, дают ли они качественный контент? Или их еще невозможно сравнивать с «Винзаводом», «Флаконом», нижегородским «Арсеналом»? 

— Я больше знаком с «Арсеналом». Это немного другое. По сути, это филиал московского музея современного искусства. Это больше выставочное пространство. Туда было влито изрядное количество денег. Единственное, что меня смущает и в «Арсенале», и в «Смене», и в «Штабе», — количество вливаемых ресурсов. И речь не только о деньгах, но и об усилиях, энергии, а еще количество людей на проектах вызывает вопрос. Проходят огромные выставки, а там вместе со мной бродят еще человек пять. Возникает вопрос: если выставка достаточно интересная, почему так мало людей этим интересуются? Я могу предположить, почему так происходит: снобизм при подаче этих пространств, который присутствует у людей, занимающихся этим, не то чтобы отпугивает новых зрителей, но как минимум не привлекает. Второе — проекты, реализуемые этими кластерами, — вещи «сами в себе» для определенного узкого круга молодых людей. Например, проект «Битва креативных менеджеров», к которому я имел отношение в прошлые разы, — это хорошая попытка привлечь людей «со стороны» — есть «движуха». Хотелось бы больше таких акций. 

Может, я сам себе противоречу. Когда я в самом начале работы «Штаба» проводил здесь лекции о музыке, на них пришло сначала десять человек, а потом восемь. И там были мальчик с девочкой, которые приходили на все лекции. И на последней они сказали: «Как жаль, что мало народа», на что я им ответил, что совершенно не жаль. 

«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»

Помните фильм «Круглосуточные тусовщики»? Так вот там в Манчестер приезжает играть группа The Sex Pistols, на концерт которой пришли 15-20 человек, из которых 18 стали знамениты — организовали группы, журналы, только один почтальон, который танцевал в начале, так и остался почтальоном. 

Я то же самое ребятам сказал: не надо бояться маленьких тусовок, камерные тусовки — это как раз то, что нужно. Там собираются те, кому надо. Может быть, если приходит мало народа — это и хорошо. Все неоднозначно, как и в современном дизайне.


Читайте также: «Запредельный позор и отстой»: Лебедев раскритиковал аншлаги казанского метро


— К слову, о дизайне. Видели новую навигацию в метро? 

— Нет, не видел. Снова сменилась? 

— Да, в этом году.

— Это здорово. Визуальные коммуникации казанского метро — это был ужас-ужас. Кошмар дикий. Когда я был последний раз (ехал на футбол), были старые. Загляну — посмотрю. Надо менять коммуникации. Когда одна линия, даже самые поганые визуальные коммуникации не сказываются. Как можно заблудиться на одной линии. 

«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»

— Где сейчас визуальные коммуникации идеальны? Москва, Петербург? 

— Москва сейчас меняется. То, что было до этого, — ужас и позор. Там можно было запутаться. Сейчас они меняются в лучшую сторону, хоть очень медленно и все равно с ошибками. С одной станции на другую переходишь, а в месте, где надо сориентироваться, куда тебе идти, стоит столб вызова полиции. Ну как это можно было сделать?! Зато появились указатели на полу. И это при том, что наша система намного удобнее западной — у нас перрон посередине, то есть не нужно, как в парижском или венском метрополитене, смотреть, куда тебе бежать, тем самым тратить время на перебежки и, как следствие, опоздать на поезд. Сама система более удобная — ошибка не так чревата. Если говорить о хорошем, в Германии и Вене неплохие коммуникации. 

— Еще к вопросу о дизайне. Это субъективная или объективная субстанция? 

— Дизайн — это не изобразительное искусство, не живопись. Это живопись субъективна — может нравиться или нет. У дизайна же есть конкретные критерии оценки. Есть правила эргономики, читаемости, законы колористики и прочее. Аналогично с логотипами. Он должен быть читаемым, узнаваемым, масштабируемым, понятным. И даже размером 10 на 15 метров на здании он должен быть читаем. 

Конечно, есть условные 40% субъективизма — нравится или не нравится, близко — не близко. Можно логотип нарисовать по всем правилам, но вот ты показываешь его заказчику, а он ему не нравится. Это всегда было и есть. 

«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»

— К слову, о субъективности. В 2016 году вы скептично отнеслись к логотипу KazanExpo и назвали это хорошей работой для студента 4-го курса, в том числе из-за тюльпанчика. Есть ему (тюльпанчику. — Ред.) альтернатива? 

— Вы знаете, я сейчас преподаю и у моих студентов курсовая работа «Логотип». Я смотрю их в большом количестве, поэтому не помню, что видел сегодня. Тюльпанчик сам по себе избитый символ, но это не значит, что его нельзя использовать. 

Например, все аптеки используют символ креста, но красный, как известно, использовать нельзя, так как он символ одноименной организации, в связи с чем аптеки изгаляются.

«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»

Я поразился во время своего визита в Краснодарский край — увидел два новых оригинальных креста. То есть можно такую банальщину по-новому прочитать. Стараюсь не быть категоричным последнее время. Не было такого, что я сначала поругал, а потом передумал, или наоборот. Хотя наоборот было. 

Года два назад был конкурс логотипов для Старо-Татарской слободы и меня попросили прокомментировать работы. 

Во всем должна быть мера. Это не про то, что для Слободы не нужен логотип, но и без него она живет. А вот визуальная коммуникация для казанского метро и хороший промышленный дизайн для казанских скамеек — это гораздо важнее и сложнее. 

— На кого стоит равняться дизайнерам? На Артемия Лебедева

— Я боюсь, что он две параллельные линии не сможет провести, что важно. Если говорить о студии, он солидарен со мной — пытается заниматься промдизайном, правда, не очень успешно. У него хорошие работы — та же схема московского метро. Другое дело, что его студия практически не имеет никакого отношения к этому. Они наняли хорошего специалиста в этой области, тот нарисовал. Хороший менеджер, а в коллективе большая текучка кадров. 

«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»

— Вспомните самый странный заказ, который вы получали? 

— Раньше мы делали карманные календари и на каком-то из них был слоган «Студия «Айбат». Дизайн всего: от календаря до Вселенной». Был нетривиальный дизайн формы хоккейной команды, дизайн настольной игры, раскраски для почты, в которых были почтальоны со всего мира, в том числе и казанский почтальон — в тюбетейке, с большой сумкой и в национальной одежде. 

— Сколько должен стоить логотип? 

— Недорого по большому счету. Хороший логотип в Казани, если не брать логотип для банка или информационного агентства, для кафе, бара, магазина могут сделать сотни человек. И если не каждый выпускник по профилю «Дизайн», то каждый второй точно сможет сделать грамотно. Не стоит забывать о самоучках. Собственно, поэтому цена и падает, следственно, неинтересно заниматься логотипами. Сейчас готовы сделать даже за 10 тысяч, причем это не значит, что он будет плохой, но я не готов так делать. Качество не зависит от стоимости: работа за 10 тысяч может быть хорошей так же, как и работа за 50 тысяч — плохой. Да, с большими деньгами вероятность «полного пролета» меньше. 

— Ребрендинг «Ак Барс» Банка видели? 

— Да, конечно. Мне трудно комментировать, ведь я автор предыдущего логотипа. Это будет не очень корректно. Единственное, что я могу сказать, — я был на футболе, там появились баннеры с новым логотипом, но они работают плохо. Они плохо читаются, теряются на фоне других баннеров даже несмотря на то, что они черные. Они пропадают. Хипстерская завитулька работает плохо. Увидев этот баннер, я должен сделать визуальное усилие, чтобы рассмотреть, а такого быть не должно.

«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»

— Вернемся к первой части вашей специализации — архитектор и посту Ильи Варламова, который раскритиковал жилой комплекс «Победа». Ваш коллега Павел Саначин обозначил, что единственный ЖК, о котором можно говорить, — «Манхэттен». Ваше мнение?

— Я против высокоэтажной застройки. В нашей стране это вообще нонсенс и глупость с нашими территориями. Любой архитектор, занимающийся жилищным строительством, давно уверен, что ее не должно быть. Это плохо с точки зрения социальной, эргономической, психологической атмосферы. Это не оправдывается нигде. Если на настоящем Манхэттене или Гонконге это необходимость, то в нашей стране этой необходимости нет. И «Москва-Сити» — это бред сивой кобылы. 

Стоит такая «дура» — возникает вопрос: где парковаться, сколько должно быть этажей подземного парка при таком количестве квартир? С нашими территориями зачем это? Пять-семь этажей — ну все, могут быть разноэтажными, типа ЖК «Панорама». Офисный центр может быть многоэтажным, но жилой дом — нет. 

Еще в 60-х годах было доказано, что все группировки пошли из районов с высокой концентрацией многоэтажек. Да, это не единственная причина, но одна из усугубляющих. Другое дело в Европе — там территория маленькая. У нас в принципе не должно быть платных парковок. Ладно, Москва, но у нас?! У нас нет этой проблемы! Она искусственная!

«Снобизм менеджеров губит креативные пространства»

— Какой ЖК из ныне существующих вам нравится?

— Давайте сделаем акцию — я поживу в каждом по неделе и потом скажу. Если говорить о визуальной составляющей, то ЖК «Суворовский» — за вид, открывающийся с него. Да, это по-своему муравейник, но благоустроенный, тихий. Зеленый дом рядом, который в народе называют «крокодилом», нравится людям из нижегородского «Арсенала». Бесспорно, в развитии нашего города присутствует определенный хаос, но он есть в каждом городе — другое дело, что из хаоса все и рождается. Куда-то мы движемся. 

— Напоследок личный вопрос. Что с «Виниломанией»? 

— Она пройдет в первую субботу декабря в 11:00 в RockStar Bar! Виниломания — это святое.

Comment section

Добавить комментарий

Войти: