садов, школ и колледжей.
В прошлом году система образования Татарстана стала перестраиваться: появились новые подходы к преподаванию, увеличилась доступность дошкольного образования и программ переподготовки, открывались школы, детские сады и реализовывались пилотные проекты. KazanFirst подводит итоги и выделяет главные события республиканской сферы образования.
Татарстан на пути к стопроцентной доступности дошколки
Со стартом национальных проектов министерство образования и науки республики активно включилось в работу с дошколками. Во многих семьях вопрос о рождении второго ребенка зависит от возможности устроить первенца в детский сад, а матери выйти на работу. Поскольку рождаемость сегодня стремительно падает, в рамках нацпроекта «Демография» в республике начали создавать новые места в ясельных группах и строить детские сады.
За год в Татарстане ввели в эксплуатацию 29 новых дошкольных учреждений и открыли порядка 3,2 тысячи мест для детей от 1,5 до 3 лет.
— Программа строительства детских садов реализуется за счет средств федеральной субсидии и республиканского бюджета. На строительство новых детских садов в 2018-2019 годах выделено более 5 млрд рублей, в том числе 994 млн рублей из федерального бюджета, более 4 млрд — из бюджета республики, — заявлял Ильсур Хадиуллин, замминистра образования и науки Татарстана.
Эта программа продолжится и в 2020-2021 годах. Уже заключены соглашения с федеральным центром о субсидии в 1,2 млрд рублей в этом году и около 1,5 млрд рублей в следующем. По предварительному перечню объектов должно появиться порядка 9 тысяч дополнительных дошкольных мест, из которых пять тысяч – для детей до 3 лет. А в целом программа строительства детсадов в 2018-2021 годах должна обеспечить места еще для 15 тысяч детей.
Хадиуллин также заявил, что к 2022-му году республика должна достигнуть стопроцентной доступности дошкольного образования для детей 1,5 — 3 лет
Современный подход к обучению
С 2014 года республика стала вкладывать большие средства в создание ресурсных центров. Если объяснить простыми словами — это учебный центр, который строят на базе техникума или колледжа. Туда закупают современное оборудование, там практикуют современные методики среднего профобразования и уделяют большое внимание подготовке и участию в чемпионате WorldSkills.
Ресурсные центры позволяют вывести среднее профессиональное образование на более высокий уровень. В 2019 году построили еще шесть таких центров, и всего в республике их стало 37.
На подобии этих ресурсных центров, которые модернизуют колледжи, в России создали проект для школ. В 2019 году по всей стране отобрали 108 организаций, где показывают высокие результаты в образовании и находятся рядом с вузом, и дали статус базовой школы Российской академии наук (РАН). Из Татарстана в список попали четыре казанских учреждения — гимназия №7, лицей №13, гимназия №19, лицей – инженерный центр и гимназия №26 из Набережных Челнов.
По факту школы РАН должны будут вырастить ученых, но решение уйти в науку или нет останется за ребенком. Программа обучения в этих учреждениях построена на погружении в научную деятельность, усиленном изучении отдельных предметов и взаимодействии с научными центрами рядом распложенных вузов. С 1 сентября прошлого года в 70 профильных классах базовых школ РАН республики стали учиться 1855 ребят.
Полилингвальные комплексы
В прошлом году по инициативе Госсоветника Татарстана Минтимера Шаймиева стартовал проект по созданию полилингвальных образовательных комплексов «Адымнар – путь к знаниям и согласию».
В этих школах обучение будет вестись на трех языках — русском, татарском и английском языках. Их оборудуют передовыми технологиями, а обучение будет вестись по эффективным образовательным практикам. Особенность этих комплексов ещё в том, что они будут уделять особое внимание проявлению уважения к своей и чужой культуре среди учеников. Татарстан также планирует выстроить взаимодействие полилингвальных школ с международной системой Ассоциированных школ ЮНЕСКО.
Цель республики – открыть шесть полилингвальных комплексов к 2022 году. Строительство пройдет в три этапа. На первом этапе должны открыться школы в Казани и Елабуге. Министр образования и науки Татарстана Рафис Бурганов уверен, что республика сможет это сделать в срок, то есть к 1 сентября 2020 года.
Новый агрегатор образовательных услуг
Еще одно новшество 2019 года – это открытие первого Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) в Татарстане, на которое приезжала министр просвещения России Ольга Васильева. Его разместили на базе Казанского педагогического колледжа. Он представляет собой площадку-агрегатор или оператора ресурсов для профориентации, подготовки, переподготовки и повышения квалификации учащихся. Его партнёрами в основном являются работодатели, вузы, предприятия, то есть юридические лица.
— ЦОПП — это агрегатор образовательных услуг. Больше методический центр, который сводит образовательные учреждения между собой и выбирает то учреждение, где будет проходить переподготовка. Если говорить про конечного потребителя, то он заходит не сюда, а на цифровую платформу и смотрит, какие образовательные программы есть в каждом из учебных заведений. Он выбирает подходящую для себя. Если не нашел, то может обратиться к консультанту. Если мы говорим о предприятии как заказчике образовательных программ, мы находим учреждение, которое будет их реализовывать, — рассказала Галина Маштакова, член совета по кадровой политике при президенте Татарстана.
Сам Центр расположен на третьем-четвертом этажах колледжа и занимает площадь 550 кв. метров. На его строительство потратили 90 млн рублей. В нем организовали зону коворкинга, медиазону, лекторий, три аудитории-трансформера, зону проектной деятельности и компьютерный класс.
В дальнейшем количество ЦОППов в Татарстане, как и по всей стране, будет расти. Ожидается, что к концу 2019 года в России их будет 14, а к 2024 году — 100.
Школьник взял в заложники целый класс
Несмотря на все ноу-хау, прошлый год запомнился и скандалами в системе образования. Первый оказался наиболее опасным. В мае перед завершением учебного года в казанской гимназии №7 произошла чрезвычайная ситуация. Десятиклассник по имени Искандер, вооружившись пистолетом и ножом, удерживал своих одноклассников и учителей в кабинете больше 40 минут. Благо, все обошлось: школьника задержали, никто не пострадал. Знакомые мальчика были шокированы произошедшим, поскольку Искандер всегда был спокойным и общительным. Один из одноклассников рассказал журналисту KazanFirst, как все произошло.
— Искандер опоздал на урок, и учительница начала из-за этого истерику. Завела любимую пластинку о том, что «ЕГЭ не сдашь из-за прогулов». У нас постоянное давление учителей, за каждую тройку, пробел в теории следует огромная тирада, какие мы все ужасные, тупые, не сдадим ЕГЭ и пойдем кто телами торговать, кто дворы мести, — рассказал на условиях анонимности ученик.
Версии, почему подросток решился на такой шаг, разные – давление со стороны учителей, несчастная любовь, одиночество. Ответ на этот вопрос знает только Искандер. Сейчас мальчик находится на лечении.
Уголовное дело на экс-начальника казанского Управления образования
Следующая история вытекает из предыдущей. Возможно, именно она отвечает на вопрос: как школьник смог пронести пистолет в школу, где установлены рамки металлодетекторов.
В начале октября стало известно, что Ильнара Хидиятова, экс-начальника Управления образования Казани, уволили из-за подозрений в коррупции, а позже завели уголовное дело.
Следствие обвиняет Хидиятова в получении «отката» в 800 тысяч рублей за поставку некачественных металлодетекторов в образовательные учреждения Казани, в том числе гимназию №7, и в 700 тысяч рублей за поставку в школы холодильников. Сторона обвинения считает, что он поставлял вместо качественных рамок аналоги, подробности по второму эпизоду пока неизвестны.
По статьям, вменяемым экс-чиновнику, ему светит до 12 лет, но свою вину он отрицает.
— Против меня идет оговор со стороны человека, который пытается избежать уголовного наказания, — заявлял Хидиятов в суде, имея в виду начальницу планово-экономического отдела Лилию Гузаирову, которая проходит в деле в качестве посредника.
Пока экс-начальник находится под домашним арестом и читает татарскую литературу.
Муха в стакане – просмотры в кармане
Последняя история – это фейл ученика, который хотел хайпануть. В октябре девятиклассник казанской школы №170 снял на видео якобы жуткую «антисанитарию» в столовой. На кадры попали повара, которые кладут в тарелки то ли хлеб, то ли фрукты без перчаток, и как в чашках плавают мухи. Все видео сопровождалось едкими комментариями школьника.
История получила общественный резонанс. В школу с проверкой тут же приехали сотрудники Роспотребнадзора, видео закидали комментариями, а в социальных сетях поднялся шум.
Как стало известно после, видео снял мальчик, у которого были проблемы с успеваемостью, а в тот день он дежурил в столовой. Есть версия, что школьник сам подкинул мух.
Надеемся, случай обошелся без нервных срывов для обеих сторон, а подросток взялся за учебу, ведь впереди экзамены.
Comment section